Турецкий след в Бурятии (часть 1)
Какие интересы преследовали представители «страны звезды и полумесяца» в республике?
Разразившийся конфликт между двумя странами получил свой отголосок в Бурятии. Местные общественники провели ряд акций на тему, а в Фэйсбуке появилась группа «Против Турции, против ИГИЛ», созданная деятелем из республики.
Впрочем, уличные мероприятия некоего патриотического клуба и местных байкеров, прошедшие 15 декабря, были, по мнению наблюдателей, довольно унылым зрелищем, направленным на самопиар организаторов акций.
С одной стороны понятно, что от происходящих событий не слишком сладко ни Турции, ни России. Но имеет ли отношение к этой напряженной обстановке казалось бы, далекая Бурятия? Попробуем объективно разобраться в этом, не прибегая к «либералистическим» выпадам и ура-патриотическому угару.
Пантуранизм – хоть имя дико…
Но также тревожит слух тюркоязычных народов, как панмонголизм – слух их родственников. Одним из основателей современной идеологии пантуранизма, или пантюркизма, был крымскотатарский публицист Исмаил Гаспралы, выдвинувший в конце XIX века идею об интеграции тюркских народов. Некое теоретическое государство «Туран» возникло как антагонист Ирана – страны ислама и персидской культуры. В эту территорию пантуранисты включают до сих пор всю территорию, заселенную тюркоязычными народами – от, собственно, Турции до Якутии. Символом движения стала волчица, тотему которой поклонялись еще тюрки Первого Каганата в середине I тысячелетия нашей эры.
Турецкие националисты, так называемые «младотурки», были сперва утихомирены первым президентом страны Мустафа Кемалем Ататюрком, взявшим курс на внутреннюю модернизацию и европеизацию.
Но со временем, они вновь стали заявлять о себе. После распада СССР, образовалось несколько государств, в которых идеи экономической, культурной, а порой и политической интеграции тюркоязычных народов стали пользоваться популярностью, в частности, в Азербайджане, Казахстане и Кыргызстане.
22 августа 2012 года 4 крупнейших тюркоязычные государства, объединившиеся в рамках Тюркского совета, приняли единый флаг. Для единого флага взяты символы всех 4 государств: солнце из флага Киргизии, звезда — Азербайджана, полумесяц — Турции, цвет — Казахстана. Он является вторым обязательным флагом после национальных.
Как и любая идеология пантуранизм, а некоторые отделяют его от пантюркизма, имеет много разночтений. Скажем, в состав «Великого Турана» включаются вообще все народы алтайской языковой семьи.
И если в начале турецкие националисты жестко противопоставляли себя исламизму, то сейчас пошли другие тенденции.
«Тюрк удхатай буряадууд»
Итак, причем здесь буряты и Бурятия? В Интернете, с начала 2000-х годов, стало развиваться движение по если не интеграции, то тесного взаимодействия тюркского и монгольского мира, как народов, произошедших от одного исторического корня, и сосуществовавших испокон веков. В частности, одной из площадок для такого процесса стал Центральноазиатский исторический сервер «Киргиз.ру». В дискуссиях участвовали как краеведы-любители, так и профессиональные историки.
Одним из часто обсуждавшихся вопросов был о двойном происхождении бурятского народа – как от монголов, так и от тюрков.Еще в 90-х годах часть историков в Бурятии рассматривала такой термин, как «тюрк удхатай буряадууд» - буряты тюркского происхождения, распространяя его на племена, жившие к западу от Байкала.
В частности, подчеркивалось то, что племя курыкан, в которое, возможно, входили предки эхиритов и булагатов, являлось тюркоязычным.
Некоторое время земли Предбайкалья и вовсе находились под властью Кыргызского Каганата. В одежде западных бурят также прослеживается тюркское влияние, особенно в мужском костюме.
Не говоря уже о том, что многие исследователи выводят слово «Байкал» от «Бай куль» - «богатое озеро».
Впрочем, это бы все оставалось досужими теориями историков, если бы не то, что вопрос о создании «Великого Турана» не обсуждался на гораздо более серьезном и предметном уровне, чем, скажем, «Великой Монголии». И в вектор этот попадали не только независимые государства СНГ, но и Татарстан, Башкирия, республики Северного Кавказа и тогда еще украинский Крым. Определенными зонами влияния считались и считаются Алтай, Тыва, Якутия и Уйгурия.
А если брать всю языковую семью – то и Бурятия, Калмыкия и Монголия. Тему в разные времена затрагивали и на Сайте бурятского народа.
Одно из мнений на СБН – Нас они включают, потому что буряты как клин стоят между якутами и остальными тюрками. Туран - объединение тюрков. Мы к ним отношения не имеем.
Лицеи как инструмент вербовки?
В 90-х годах в странах СНГ стали один за другим открываться турецкие лицеи. Особенно много их было в Казахстане. Открылись они и в России, в частности в Татарстане, Москве, Челябинской области, Якутии и Бурятии.
Первоначально эти учебные заведения считались очень сильными, особенно по программам лингвистики и информатики. Но постепенно, в начале 2000-х годов, стали закрываться один за другим.
Одним из вдохновителей этих лицеев был Фехтуллах Гюлен, просветитель и идеолог пантюркизма. Под его эгидой деятельность протурецких учителей, информагентств, издательств разворачивалась в 160 странах мира.
Гюлен – лидер организации «Хизмет», которая действует в оппозиции действующему правительству Турции. В декабре 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена, он был объявлен в международный розыск. Его обвинили в создании «параллельного государства» и сотрудничестве с ЦРУ. Впрочем, лицеи в России стали закрываться еще за десять лет до этого.
В августе 2003 года постановлением Прокуратуры Бурятии был закрыт Бурятско-турецкий лицей. По сведениям газеты «Известия», причиной закрытия лицея были данные российских спецслужб о том, что финансирующий учебное заведение турецкий фонд «Уфук» связан с исламскими фундаменталистами из организации «Нурджулар». Целью этой организации, как утверждают сами ее лидеры, является создание протурецкого лобби в российских властных структурах. Достичь этого они намеревались с помощью учеников лицея, которые, повзрослев, должны были войти в органы российской власти.
Фехтуллах Гюлен также имеет непосредственное отношение к «Нурджулар». Однако, по данным СМИ, он, дескать, напротив пропагандирует «мягкую», европеизированную версию ислама, нежели президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Тем не менее, ряд СМИ заявляет о том, что речь идет просто о борьбе за власть между двумя группировками.
Так или иначе, Бурятско-турецкий лицей был переформатирован и теперь стал Лицеем-интернатом №61 для одаренных детей. В него по-прежнему высокий конкурс.
Казалось бы, подзабытая история всплыла во время выступления в эфире одного из федеральных каналов лидера ЛДПР Владимира Жириновского в 2013 году, когда он обвинил уже давно прекративший сотрудничество с турками лицей в рассадничестве исламизма, и что, дескать, там учился известный террорист шейх Сайд Бурятский (Александр Тихомиров).
Однако, по сообщению руководства учебного заведения, он пытался туда поступить, но не прошел вступительные экзамены.
С 10 апреля 2008 года «Нурджулар» запрещен в России Верховным судом РФ. Как пишет «Фонд стратегической культуры», эта организация и ее лидер имели отношение к восходу «Исламского государства».
Дескать люди Гюлена помогают ИГИЛ с амуницией и даже изготавливают фирменную одежду. Параллельно появились указания на то, что помощь ИГИЛ оказывает суфийский орден «Накшбандийя», который политически контролируется Эрдоганом.
Продолжение следует.