"Азия России" в Бурятии
Эксперт-экономист Юрий Кравцов о том, как подключить Бурятию к мировым процессам.
Экономист из Бурятии считает, что для экономического рывка республике для интегрирования в экономику России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходима "большая вдохновляющая идея", которая произвела бы "мировой продукт". Таким продуктом, по мнению ученого может стать "стратегический хозяйственный комплекс международного сотрудничества" c новым международным авиатерминалом (аэропортом) в Оронгойской долине.
Сайт газеты "Московский комсомолец в Бурятии" разместил статью Юрия Кравцова:
"В его состав (комплекса - АРД) должны войти федеральный выставочный комплекс «Азия России» (ФВК «Азия России») на базе промплощадки неиспользованной первой очереди моторного завода ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»; международный аэропорт «Байкал» с последующим формированием международного грузопассажирского авиатерминала «ХАБ» «Байкал-2», и, наконец, аэропорт деловой авиации на базе взлетно-посадочной полосы ОАО «У-УАЗ».
«Азия России»
Результаты зарубежных исследований показывают, что затраты предприятий путем заключения контрактов на экспорт, импорт товаров в 3-4 раза меньше на выставках, чем иными маркетинговыми средствами. Сибирский регион по своему экономическому потенциалу нуждается в постоянно действующем выставочном бизнесе.
Пока в республике нет постоянно действующего выставочного комплекса. Нет и инициативы со стороны правительства Бурятии и мэрии Улан-Удэ. Хотя среди всех столиц Сибирского и Дальневосточного федеральных округов именно Улан-Удэ имеет самые значительные преимущества по созданию ФВК «Азия России». Город способен обеспечить необходимые грузопассажирские перевозки. Главное — есть прекрасная промплощадка с готовой комплексной инфраструктурой. И условия для формирования транспортно-коммуникационной системы ФВК «Азия России», международного авиационного грузопассажирского терминала.
Исторически Улан-Удэ уже побывал местонахождением ставки командования МО СССР в АТР, а аэродром «Мухино» применялся для посадок американских самолетов «С-130» по программе реализации договора ОСВ-2 СССР — США. ВВП ОАО «У-УАЗ» — как запасная полоса посадки космического корабля «Буран» с ее эффективными характеристиками взлета-посадки.
Технологические возможности города напрямую связаны с геополитическими интересами России в Азии. Фактором, сопутствующим росту и значимости создания ФВК «Азия России» в Улан-Удэ, являются также этнокультурные особенности Бурятии, ее близость к странам АТР. Бурятия — центр буддизма России, представляет собой мост между западной и восточной культурами. Данный культурно-национальный фактор успешно используется в течение всей российской истории при продвижении интересов России на восток.
Создание ФВК «Азия России» предлагается в Улан-Удэ на базе первой очереди неработающего моторного завода ОАО «У-УАЗ», промплощадка которого расположена на 4 км Никольского шоссе. Территория площадки — 89,65 га, в целом по генплану — 197,5 га. Для сравнения: основная территория «ГАО ВВЦ» в Москве — 238,5 га, Харбинского международного выставочного центра Китая — 170 га.
В республике расположены необходимые для развития ФВК «Азия России» предприятия по производству металлических конструкций, сульфатного и тампонажного цемента, штучных стеновых материалов, железобетонных конструкций и т.д.
Социальная инфраструктура Улан-Удэ динамично развивается в рамках СЭР РБ и может обеспечить стартовые условия формирования ФВК «Азия России». Умеренная трудоизбыточность Улан-Удэ, наличие вузов, ссузов с возможностью подготовки специалистов — удовлетворительный кадровый потенциал ФВК «Азия России».
«Байкал-2»
Невысокий удельный вес во внешнеторговых связях стран региона крупнотоннажных сырьевых товаров при значительной и постоянно растущей доле товаров с высокой удельной стоимостью обуславливает динамическое развитие воздушного транспорта, включая элементы наземной инфраструктуры. По грузовым регулярным авиаперевозкам на первом месте страны АТР, а по чартеру — Западная Европа. Половина из 20 крупнейших международных авиаперевозчиков действует на рынке АТР, обслуживает внутрирегиональные и межконтинентальные воздушные линии.
Восточная Сибирь — идеальная территория транспортного коридора. Безопасный и приемлемый по экономическим результатам Байкальский регион России представляет своеобразные «транспортно-коммуникационные ворота» РФ в страны АТР. При макрогеографическом рассмотрении востока России видно, что пути сообщения начинают веером расходиться с территории Бурятии на Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, включая северо-восток России. К ним относятся железнодорожный Транссиб с примыкающей к нему железнодорожной магистралью «Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор — Пекин», автомобильные дороги и воздушные коридоры авиалиний, уходящие в Монголию, Китай и другие азиатские страны. Кратчайший путь из Сибири к самому большому грузовому терминалу на Тихом океане — Даоляну (Китай).
Географическая вершина этого веера — Улан-Удэ, как опорный транспортный узел, сочетающий транзитные, транспортные, торговые, выставочные, туристические функции. Важно, что он располагается на территории России с учетом исторической специализации — центра транзитных поставок из Китая в Европу. Также отчетливо формируется и ось межконтинентальных кроссполярных авиаперевозок на территории республики.
Заметим, что элитные авиарейсы первого класса для удобства пассажиров совершают промежуточные посадки на рассматриваемых направлениях через 4-5 тыс. км полета. К примеру, такие промежуточные посадки осуществляются на авиалиниях из Юго-Восточной Азии в аэропортах Токио, Саппоро (Япония). Обеспечение такой промежуточной посадки, к примеру, в г. Улан-Удэ сокращает продолжительность полета по данным направлениям на 3-5 часов, экономия топлива до 20 т. Но с экономическим эффектом для Бурятии. И хотя современные лайнеры могут летать без посадки до 13,5 тыс. км, вряд ли целесообразно не учитывать физиологию человека с оптимальной длительностью полета 4-5 часов. Не говоря уже о грузовых транзитных перевозках в перекрестных направлениях.
Значимость рассматриваемого фактора подтверждается чартерными рейсами запланированных промежуточных посадок в аэропорту «Байкал».
Временами интенсивно работают наши соседи — власти Иркутска, Красноярска. Но лучший вариант — Улан-Удэ. Согласно требованиям формирования международных авиатерминалов, определенных международной ассоциацией гражданской авиации (ИКАО), предусматривается обязательное отсутствие в радиусе 80-150 км от авиатерминала гидроплотин, гидроэлектростанций, предприятий переработки ядерных материалов, нефтехимии, цветной металлургии, военных спецобъектов и т.д.
Лишь Улан-Удэ с его окрестностями соответствует этим требованиям во всей Сибири. Все остальные города СФО имеют целый «букет» объектов, препятствующих созданию транспортно-коммуникационной системы ФВК «Азия России». Не говоря уже о лучших метеоусловиях, ландшафте и почвах под строительство ВПП. С выбросами сгорания отработанного топлива на территорию озера Байкал тоже нет проблем, поскольку благодаря розе ветров выбросы попадают в безлюдные районы Монголии.
Международный аэропорт «Байкал» ввиду ограниченного захода на посадку с востока и, главное, над городом, впоследствии может служить запасным аэродромом. Так же как и ВПП ОАО «У-УАЗ» с его технологическим потенциалом при необходимости аварийного ремонта авиатехники.
По данным ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропорт» (Хабаровск), возможно строительство авиатерминала «Байкал-2» на нескольких площадках. Наиболее эффективной представляется площадка парашютного клуба, аэродрома спортивных самолетов возле села Оронгой в пределах 40 км от Улан-Удэ", - пишет Юрий Кравцов.
Фото: АРД