О нейтралитете и тревогах Монголии (взгляд западного аналитика)
Портал АРД представляет статью о Монголии Синклер Прауз, политического аналитика Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне.
Ниже предлагаем свой перевод статьи с сайта asiasociety.org. Отметим, что автор Синклер Прауз является внештатным научным сотрудником Тихоокеанского форума. В настоящее время она живет в Сиднее (Австралия).
В поисках “третьего соседа”
"Монголия - это небольшая страна, зажатая между двумя гигантами - Китаем с юга и Россией с севера, о которой легко забывают в международных дискуссиях безопасности. Она слишком маленькая, чтобы повлиять на ситуацию, и слишком противоречит тому, чтобы произвести неизгладимое влияние.
Однако политика Монголия все больше отвечает вызовам времени, превращаясь в более сильного посредника для стран, желающих войти в политический ландшафт Северной Азии. Монголия оказывается интересной тем, что она может предложить доступ к Китаю, России и к Северной Корее. В некоторых международных вопросах Монголия уже получила репутацию "Женевы или Хельсинки Востока".
Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж в последнее время добился больших успехов в реализации этой цели. В октябре прошлого года он возобновил в Монголии национальную дискуссию о проблеме нейтралитета своей страны на мировой арене. Президент назвал нейтралитет одной из "возможностей для Монголии", предположив, что реализация такой политики это только "вопрос времени". Нейтралитет, по мнению Элбэгдоржа, может обеспечить для Монголии прочную платформу для того, чтобы выступить в качестве более серьезного регионального и глобального координатора и посредника.
В 2014 году президент Элбэгдорж инициировал первый в истории трехсторонний саммит, в котором участвовали Монголия, Россия и Китай. Это был важный диалог для каждой из трех стран. В частности, этот международный инструмент взаимодействия позволяет Монголии углублять отношения с Китаем и Россией. Посол Монголии в США недавно сказал о том, что "Монголия видит себя как выход к морю для России и Китая", и как возможность для связи между собой.
Улан-Батор расширяет свои экономические интересы в отношениях с двумя великими соседями, особенно в области транспортной доступности, что является жизненно важным для "выхода к морю" самой Монголии. Участие Монголии в работе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB), будем надеяться, поможет в лучшем обустройстве трех основных монгольских транспортных маршрутов для горнодобывающей промышленности и энергетики. Монголия также участвует в развитии транспортного коридора нового Шелкового пути и в строительстве российского нефтегазового трубопровода через Монголию в Китай.
Президентом Элбэгдоржем начат и ряд других важных международных инициатив под эгидой Монголии, включая "Улан-Баторский диалог" по безопасности в Северо-Восточной Азии и трехстороннюю встречу США-Япония-Монголия. Эти инициативы свидетельствуют об интересе Монголии и ее способности играть более существенную роль в международных отношениях.
Самое главное, что Монголия проявила готовность сыграть посредническую роль между Северной Кореей и международным сообществом. Ею было высказано предположение о том, что Монголия является одной из немногих стран мира, которую Пхеньян уважает и которой он фактически доверяет. "Улан-Баторский диалог", предложенный президентом Элбэгдоржем, должен содействовать уменьшению недоверия в отношениях между народами, расширению сотрудничества в мире.
Обе Кореи, Северная и Южная, присутствовали на первом заседании "Улан-Баторского диалога" в 2014 году, вместе с США, Китаем, Россией и Японией. Поскольку сегодня эти шестисторонние переговоры застопорились, и Северная и Южная Кореи пока не могут перейти к диалогу, было высказано предложение о том, что Монголия может выступить в роли "Женевы или Хельсинки Востока" по многим международным вопросам, в том числе, по проблеме безопасности на Корейском полуострове.
Учитывая геополитическое положение Монголии, ее прочные международные отношения и желание сосредоточиться на сотрудничестве, ясно показывают то, почему нейтралитет Монголии был бы полезен для всего мира.
В свою очередь, Монголия не имеет пограничных споров или нерешенных территориальных вопросов любого рода. Многие политики приветствовали “миротворческую нишу” этой страны, что позволяет ей участвовать в миротворческой деятельности ООН, в антитеррористических мероприятиях и гуманитарной деятельности. Монголия занимает 26 место в списке стран-членов ООН по поддержанию мира. Это впечатляющее достижение для страны с населением около 3 млн. человек.
Еще одной важной частью развивающейся глобальной роли Монголии являются ежегодные многонациональные миротворческие учения “В поисках хаана”, предназначенные для улучшения военного сотрудничества. В 2015 году уже 23 страны участвовали в учении “В поисках хаана”, в том числе США, Корея, Индонезия, Канада и многие члены Европейского Союза. Впервые участвовал Китай.
Нейтралитет обеспечит прочную базу для Монголии в ее политике в отношениях с "третьим соседом". Политика "третьего соседа" направлена на развитие отношений с другими важными государствами с целью снижения зависимости Монголии от Китая и России.
С официальным принятием нейтралитета Монголии будет пытаться одновременно сбалансировать свои стратегические интересы. Для нее это не является чем-то недостижимым, поскольку Улан-Батор уже доказывал свою способность обеспевать защиту своих стратегических интересов в прошлом.
Нахождение Монголии на стыке двух гигантов заставляет ее быть разумной в сохранении своей независимости и суверенитета. Напомним, что парламент Монголии 2001 году принял закон о том, чтобы ограничить прямые иностранные инвестиции из какой-либо одной страны до одной трети всех инвестиций. Законодательство страны также ограничивает иностранные государственные предприятия в получении контроля над основными активами Монголии.
В 2015 году исполнилось 25 лет монгольской демократии. Политическая ситуация внутри страны говорит о том, что демократические ценности продолжат свое развитие здесь и в XXI веке. Нейтралитет Монголии обеспечит ей прочную платформу для усиления роли страны на международной арене. Официальная позиция нейтралитета будет способствовать разработке более сложного и динамичного комплекса международных отношений Монголии. Несомненно то, что нынешнее монгольское руководство работает в этом направлении”, – пишет Синклер Прауз (Sinclaire Prowse)