Предлагаем срочно собрать ОТКРЫТОЕ собрание ВАРК
«На Съезд бурятского народа мы должны зайти хоринцами, хонгодорами, булагатами, сонголами…, а выйти – бурятами». Зачем нужна Всебурятская ассоциация развития культуры сегодня – рассуждают активисты Фонда возрождения старобурятского искусства «Буряад зураг».
Зачем нужен ВАРК?!
Это вопрос, который висит в воздухе, и который уместно задать политикам, скорее, не местного разлива, что и делают молодые политтехнологи с современной ментальностью. И, так как внятного ответа не прозвучало, а также в преддверии знаковых событий – Съезда бурятского народа и фестиваля “Алтаргана” – Фонд возрождения старобурятского искусства «Буряад зураг», появившийся как студия при ВАРК, взял на себя смелость поднять разговор о значении и смысле ВАРК.
Ведь это образование сегодня является единственным представительным органом, субъектизирующим бурят. (Федеральная субъектность – это, на наш взгляд, административная конструкция управления территориями).
Напомним, ВАРК создавался на фоне «парада суверенитетов» и реализации различных технологий, имевших цель лишить Россию целостности и удалить из глобального пространства. И ключевой стала задача направить всплеск «национальной эйфории» в конструктивное русло, что на фоне происходившего в стране было понятно.
Этим «руслом» стало восстановление идентичности через обретение внутреннего смысла, который бы реализовывался в возрождении и осмыслении культурных традиций – этических и эстетических. Восстановление и усиление сакральных коллективных ритуалов, возрождение и создание традиционных ремесел, которые являются конкретным материальным проявлением духа народа.
Проблема утраты языка и местечковые противоречия были вызваны отсутствием общей ответственности за пространства, на которых мы себя считаем титульными. Ответственности культурной, экологической и, если угодно, эзотерической. Все это было забыто с уходом отцов-основателей и с наступлением «сытых времен», удовлетворения возрастающих потребностей.
ВАРК продолжал свое движение в безмятежном состоянии духа благодаря заданной инерции. Можно назвать это консервацией до лучших времен, в контексте своевременности.
И времена эти настали. То, что вчера, возможно, было еще преждевременным, завтра уже может стать запоздавшим: острые вопросы мира и нашего народа достигли критических значений. По словам больших политиков, настали времена тектонических трансформаций, связанных со сменой технологических укладов и всеобщим поиском новых смыслов. Поиском, направленным, в основном, к историко-культурологическому обоснованию резонов собственной исключительности или избранности – для отстаивания глобальных (зачастую частных) интересов и усиления прав (своих).
Мало говорится о гармонии, общих точках отсчета. Но возникает законный вопрос – причем здесь мы (буряты)? И простой ответ – не причем! В задаваемых условиях и парадигме нас не будет. Потому как мотивация, чтобы выпрыгнуть из уходящего поезда, должна быть большой, если не сказать великой.
Теперь же, когда все «животрепещущие» вопросы нашего народа выведены на маргинальный уровень дискуссий ангажированных интеллектов, значение ВАРК как площадки для выработки смыслов и расставления акцентов – трудно переоценить.
Надо выработать, если не универсальную, то каркасную модель существования традиционных культур и народов внутри глобальных пространств, чтобы избежать объектности в виде фигурок в чужой и, что самое печальное, частной игре.
В дальнейшем же возможно даже сформулировать идею для монгольской цивилизации, сохранившей свой дух (сакральность) в Китае (Внутренняя Монголия), тело в Монголии, и голову – в России, т.е. в Бурятии. Заявление, может, и нахальное, но если учесть нашу маниакальную тягу к образованию, причастность к великому цивилизационному инструменту в виде русского языка и наличие прецедентов подобного опыта (пусть и неудачного в силу политических акцентов, не имевших решения), то выглядит это не так вызывающе.
Отвлекаемая внешними вызовами Россия ещё не успела наполнить смыслом свою семью народов, которые, хоть и разбрелись по своим коммунальным комнатам, успев нарадоваться, как школьники, мнимой самостоятельности, тем не менее, ждут объединяющих идей, помимо экономических мотивов. И пока старший брат занят защитой семьи, младший, который по монгольской традиции является хранителем очага, т.е. духа семьи, и должен, наверное, заняться поиском и определением этих идей. Тем паче, что окончательно атомизироваться мы не успели и представления о семье еще остались.
Это должен быть образ светлого Будущего и мечта о гармонии, без которых невозможна реализация любых программ.
Смелость для решения таких, безусловно, грандиозных задач, должна придавать нам наша ментальность не успевшего социально расслоится общества, попавшего из родо-племенного быта в великий гуманитарный проект (поиски путей реализации, которого не закончились), в горниле которого выковалась культурная элита, выразившая и описавшая дух нашего народа, не боясь самых высоких тем.
Но они уходят. И хотя за это короткое, но стремительное время «развитого капитализма» мы не успели окончательно приобрести «классовые разногласия» – тенденция на лицо.
Поэтому и необходимо незамедлительно произвести переучет всех «проявлений духа», какие есть, и в немалом количестве. Просто не все на виду. Осмыслить их и концептуализировать. Затем, синхронизировав их, выразить в проектах, приуроченных к текущим мероприятиям или к созданию новых, что должно послужить сильнейшей мотивацией для обретения своей идентичности и избавлением от комплексов, вызванных ее утратой.
Надо начать сакрализацию пространства на примере нашей «маленькой планеты». Потому как модель сосуществования людей с разными культурными кодами, которая сложилась в нашем регионе, настолько проста и показательна, что при обсуждении вызывает неловкость, которую испытывает хороший человек, рассуждая, почему он такой хороший.
И этой атмосферой, называемой непонятным словом «толерантность», мы обязаны не каким-то особым качествам фигурантов этого процесса, а именно сакральности территории, которую мы должны были хранить. О планетарном значении нашей земли, во всех возможных значениях и ипостасях, говорят многие. Можно и скептически оспорить, но, по нашему глубокому убеждению, сложно понять, почему называют «святой» землю, где тысячелетиями льется кровь в очереди на встречу очередного пришествия эманации того, кого называют Богом.
А, может, боги живут здесь, в заповедной земле на берегах священного моря, и ждут, когда образумятся и перестанут истреблять друг друга теплолюбивые народы в попытках навязать друг другу собственные представления о ритуалах и идеалах…
И, может, на нашей земле, где представлены все возможные религиозные конфессии, получится наладить диалог цивилизаций, декларирующих терпимость и не видящих подвох в самом термине, по сути подразумевающем неравенство и неприятие. А во внутриконфессиональном пространстве позволяющих унижать другие пути поиска истины или духа, нарушая свою основную заповедь о высокомерии.
Наверное, неосознанная концентрация основных носителей библейских пророчеств и хранителей христианского духа, консервативных по определению, но смягченных атмосферой пространства, дает возможность и надежду на этот диалог.
И ни под каким видом нельзя опошлять эти процессы вопросами власти. Во власть идут и играют люди определенного склада, которые не укладываются в заданные формы. Цель – дать им смысл их движения, кроме личных инстинктов. Для создания пространства, где закон не будет выше морали, а власть выше служения.
И даже, только начав этот путь, мы можем дать толчок к приобретению новых фундаментальных смыслов нашей семьи народов. Все вышеуказанное касается придания смысла субъектности монгольского мира, который может стать посредником в разрешении противоречий Запада и Востока, посредством уже «мягкой силы», имея для этого все возможности и составляющие, включая исторический опыт.
Поэтому нужно срочно собирать внеплановое собрание ВАРК. Открытое.
С широким анонсированием и привлечением всех небезразличных людей или организаций, для выработки формата и формирования насущных вопросов, с транслированием он-лайн через интернет-ресурсы, что позволит повысить дисциплинированность и ответственность мероприятия. ВАРК должен стать не бюджетным придатком, а крупным столом для реализации самых смелых и невероятных, на первый взгляд, проектов.
Как говорил Энштейн, «мир – понятие качественное, а не количественное, поэтому мелкими бывают только цели, а не народы».
Кочевая космология не включает в себя понятие «хозяин земли», но только – «дети». Поэтому мы должны вспомнить свой генетический код и моральный кодекс проживания на своей земле, с привлечением всех людей и культур, которые разделяют наше отношение к ней.
На Съезд бурятского народа мы должны зайти хоринцами, хонгодорами, булагатами, сонголами и т.д., а выйти – бурятами.
Справка
МОД ВАРК - Межрегиональное общественное движение «Всебурятская ассоциация развития культуры». Одной из основных её задач был созыв Всебурятских съездов, на которых были обсуждены актуальные проблемы развития нашего народа – сохранение и развитие языка и культуры, духовности, перспективы интегрирования в новые реалии мировой и российской культуры. Высшим руководящим органом Движения является съезд, созываемый советом Движения не реже одного раза в 5 лет. В период между съездами постоянно действующим руководящим органом Движения является Совет Движения, подотчетный съезду участников, который избирается на 5 лет. Президент Движения непосредственно представляет Движение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и общественных объединениях, подписывает от имени Движения необходимые документы.