Бесславный поход Сухор-нойона – как хонгодоры отвоевали независимость
Преследуя уходивших хонгодоров, монгольский военачальник столкнулся с объединенными силами нескольких племен.
Об исходе хонгодоров из Монголии, а точнее – местности Хотогойто в Прихубсугулье, есть несколько теорий. По одной, он произошел в 1590-х годах, после начавшейся междоусобицы в Дзасакту-ханстве, по другой – в 1688, во время Ойрат-халхасской войны. Возможно, таких исходов было несколько. Мы пока затрагиваем лишь одну версию об известной в истории Бурятии карательной экспедиции Сухор (Шуухэр) нойона, высланной вслед бежавшим хонгодорам.
Возвращались к истокам
Начнем вновь с вопроса о том, что собственно вынесли хонгодоры из степей Монголии, помимо буддийской веры. А собственно… особо ничего. Ни языка, ни костюма, ни степного права. А потому что у них это все и было изначально. Ц.Б.Цыдендамбаев писал:
- Самым неотразимым свидетельством бурятской сущности хонгодоров является их язык: будь хонгодоры монголами вплоть до 2-й половины XVII в., они не смогли бы так сильно обурятиться по языку, живя всё это время более или менее компактной группой по Алари, Тунке и Закамне. В этом можно убедиться на примерах с цонголами и сартулами, проживающими по соседству или даже вперемежку с бурятами в Западном Забайкалье, начиная с 1-й половины и середины XVII в., но всё еще говорящими по-монгольски.
Такой же теории придерживается и В.И.Рассадин, считающий, что хонгодоры не были пришельцами, а возвращались на свои породные земли.
- В период русской экспансии в 1-й половине XVII в. они, спасаясь от притеснений воевод, откочевали в пределы Монголии, оттуда вскоре вернулись в Предбайкалье на свои родовые земли, расселившись по дороге на свободных территориях Тунки, а впоследствии — Оки и Закамны.
Отсутствие их на родовых землях было, по всей видимости, не столь долгим, почему их родовые земли не успели заселить и освоить соседние, оставшиеся на месте бурятские племена булагатов и эхиритов. Да при этом, видимо, не все хонгодоры уходили в Монголию, ибо оставшихся, хотя, возможно, и немногочисленных хонгодорских родов, было вполне достаточно, чтобы их земли считались заселёнными. В противном случае их тут бы заняли и освоили другие племена.
В то же время не исключено, что в течение века отдельные группы хонгодоров перемещались по территории Аларь-Хотогойто несколько раз, то уходя от междоусобицы Дзасакту-хана, то уходя от русских обратно, то возвращаясь уже от маньчжурского натиска.
Рассмотрим пока злополучный поход Шуухэр-нойона, по мнению многих историков, все же относящийся к концу XVI века.
Исход хонгодоров
Итак, к этому моменту в Дзасакту-ханстве было неспокойно. Несколько группировок начали грызню за престол, в которой хонгодоры не собирались участвовать. Примеров подобных было предостаточно и после, особенно во время вышеупомянутой Ойрат-халхасской войны, или войн с маньчжурами. Когда рода, а порой и целые племена, как хори, уходили из зоны конфликта.
На то время хонгодоры составляли дуальную организацию, разделенную как по старому родовому признаку, так и по военно-административной системе. В нее входило восемь сотен, откуда и идут нынешние номерных восемь родов, хотя хонгодоры сохранили и старые наименования по предкам.
Соответственно, к этим условным восьмистам взрослым мужчинам добавляем всю остальную часть племени, составлявшего порядка пяти тысяч человек. Исход такого количества данников, разумеется, не входил в планы хана. И вслед беглецам был отправлен значительный отряд под командованием Сухор-нойона.
Тут возникает вопрос в том, сколько воинов составляло это подразделение, и самое главное – какими полномочиями обладал его предводитель. Был ли это исполнитель прямой воли Дзасакту-хана или действовал по своему усмотрению, что можно предположить из дальнейшей логики событий.
Возможно, это был отряд, превосходящий уходивших хонгодоров по численности и составлявший полтумэна.
По пути хонгодоров, естественно, нагруженных скарбом и имеющих с собой женщин, стариков и детей, стали нагонять монголы. Тогда беглецы приняли решение разделиться. Часть племени рассеялась по горам Тунки и Закамны, а боеспособные воины, во главе с лидером Ута Байма, продолжили движение на север.
Предварительно они захватили монгольского разведчика, которому сообщили «дезу» о том, что все хонгодоры движутся в сторону устья Ангары.
Шошолоки. Подвиг Хурэмши-нойона
В то время там кочевал небольшой род шошолоков, которых, судя по всему, связывали тесные родственные отношения с хонгодорами. Происхождение их самих не очень ясно. Так как ни к булагатам, ни к хонгодорам они себя не относили. Возможно, род пришлый из Джунгарии, Саяно-Алтая, либо ранее ушел из Дзасакту-ханства. О том, что шошолоки хорошо знали хонгодоров, говорит тот факт, что они пропустили беглецов беспрепятственно, и более того, решили задержать наступавших тем на пятки монголов.
Почему сами хонгодоры не приняли участие в сражении, было понятно – люди и лошади устали, были на пределе, поэтому шошолокский Хурэмши-нойон решил биться с Сухор-нойоном своими силами, хоть и значительно уступавшими монголам.
Небольшое войско шошолоков было разгромлено. В плен были захвачены шаман и шаманка. И здесь, вероятно, снова в ход пошла военная хитрость.
Сухор-нойону, судя по всему, шошолоки сообщили, что хонгодоры направились не в сторону Алари, а в район Кудинской долины. Иначе не объяснить внезапную перемену вектора похода, хотя Сухор-нойон наверняка знал, что хонгодоры пошли к своим старым аларским кочевьям. Убив беззащитных служителей, что по любым законам есть тяжкое преступление, он пошел в сторону Куды.
Но также вполне возможно, что это было собственное решение нойона, решившего, что раз уж он зашел в Предбайкалье такими значительными силами, можно бы поживиться и у других племен, а хонгодоры и так никуда не денутся. Так он пошел на кудинских булагатов и верхоленских эхиритов.
Хитрый ход
Тем временем отдохнувшие хонгодоры перегруппировались и встали в Идинской долине, где получили помощь местных булагатов. По Предбайкалью уже растекались тревожные вести о гибели шошолоков и приближении грозных монгольских сил. Вероятно, еще до того, как отряд Сухор-нойона дошел до Харганы (нынешняя Усть-Орда), состоялся тайный сход булагатов, эхиритов и примкнувших к ним хонгодоров о совместном противодействии грабителям.
Булагаты встретили Сухор-нойона щедрыми дарами – пушниной, припасами. Нагруженные захваченным добром монголы пошли дальше – на эхиритов, где также встретили теплый прием.
Сухор-нойон даже не догадывался, что булагаты и хонгодоры уже скапливаются за его спиной. Охмелевшие от легкой добычи монголы оказались в кольце. Лошади были нагружены, маневренность потеряна. Только что бывшие радушными и покорными эхириты вытащили сабли и луки, сзади кавалерийским наскоком ударили хонгодоры, а с холмов обстреливали позиции Сухор-нойона булагаты.
Основную часть битвы несли на себя именно хонгодоры, как воины, закаленные в междоусобицах Дзасакту-ханства, и тем более для них было делом чести разгромить Сухор-нойона. В том сражении полегла половина из восьми сотен хонгодоров.
Но зато монголы были уничтожены практически полностью. Сдавшихся помиловали и разрешили им остаться. Одного лишь воина послали обратно к Дзасакту-хану с наказом – больше никогда не присылать карателей в долины Предбайкалья.
В честь этой победы три племени закрепили дружбу и проводили совместные облавные охоты зэгэтэ-аба. Может, оттуда и появилось выражение «удха булагад-эхирит, уг нэгэн хонгодор».
Фото: Художник Ганбат Бадамханд.
В сюжете: хонгодорыСухор-нойонШуухэр-нойонДзасакту-ханствоДзасакту-ханбулагатыэхиритышошолокиПрибайкальеХотогойтоисход