Алтаргана-2006 или как «Красные ворота» стали шире
АРД совместно с администрацией главы Бурятии продолжает серию публикаций, посвященных «Алтаргане». Сегодня ее продолжает материал Нордопа Дашиева о всебурятском празднике 2006 года.
Начать именно с этой даты меня заставили, как минимум, две причины. Во-первых, весь 2006 год монгольский мир жил под эгидой 800-летия образования Чингис ханом Их Монгол Улс. Во-вторых, «Алтаргану-2006» впервые принимала Бурятия.
Итак. Сразу после европейского нового 2006-го репортерская судьба меня забросила в Улан- Батор. В лютые январские морозы соседняя страна начала чествование этого юбилейного года с состязаний борцов в столичном «Баатар ордон» (Дворец богатырей» и творческого конкурса поэтов «Болор цом» (Хрустальный кубок). Кстати, в Монголии декламирование стихов собирает очень большие аудитории и также транслируется в прямом эфире по телевидению. То есть писать талантливые строки здесь не менее почетно, чем добиться звания аварги (исполина).
Там-то я впервые и познакомился с сыном великого монгольского поэта Нямбугийн Нямдорж, бурятом по происхождению, Баатарсайханом. Тогда он только-только выпустил сборник произведений памяти своего отца. А ровно через полгода приехал в летний Улан-Удэ специально на «Алтаргану-2006». Сам он родился в Хэнтэе, но корни тянутся из Еравны. Баатарсайхан до этого был на родине своего знаменитого отца лишь один раз, в 1979 году, накануне московской олимпиады. С той поры воды утекло немало, потому я постарался показать ровеснику и улан-баторцу свой Улан-Удэ.
Как всегда, в работе «Алтарганы» самое непосредственное участие принимал Бурдрам. Поэтому после трамвайной экскурсии по городу, которой, кстати, Баатарсайхан остался весьма доволен, так как из окна автомобиля его толком не увидишь, мы направились в этот театр, где проходило одно из мероприятий праздника. Работавшие в ту пору директором и главным режиссером Доржо Сультимов и Цырендоржо (Сергей) Бальжанов проявили неподдельный интерес к пожаловавшему гостю.
Тем более, что первый сам пишет на бурятском языке, а другой тоже родом из края голубых озер. К тому же, на тот момент Буряад театр гремел со спектаклем-медитацией «Чингисхан» по одноименной пьесе Булата Гаврилова во всей монголосфере и все прибывшие на праздник бурят-монголов мира имели удовольствие лицезреть впечатляющую игру мастеров национальной сцены.
Буквально сразу после «Алтарганы» хоцанамсараевцы отправлялись в Улан-Батор на IV Международный театральный фестиваль монголоязычных народов. Их коллеги из кукольного «Ульгэр» показали в те дни гостям, съехавшимся в Улан-Удэ со всей планеты, постановку Эрдэни Жалцанова «Поющая стрела», удостоенного лауреатского звания высшей национальной премии «Золотая маска». В свою очередь в Русском драматическом театре им. Н. Бестужева Баатарсайхана позабавило то обстоятельство, что именно здесь разыгрывался конкурс «Один день бурята» среди фольклорных коллективов.
Следующим пунктом куда я повел моего друга стал Художественный музей им. Сампилова, где развернулась выставка работ бурятских мастеров-промысловиков из АРВМ Китая, Монголии и Бурятии. Открыла ее с подачи тогдашнего мэра Геннадия Айдаева исполнительница главной роли Бортэ, народная артистка Бурятии Туяна Бальжанова.
Запомнилась десятилетней давности «Алтаргана» и недельным показом бурятского кино. Кроме нашумевшего «Первого нукера Чингисхана» с Баярто Ендоновым и Сэнгэ Ломбоевым устроители фестиваля продемонстрировали ленты Арья Дашиева («Три солнца»), Бараса Халзанова («Горький можжевельник») и другие шедевры советской эпохи. Баатарсайхан с большим интересом провел сеансы в заполненных залах «Прогресса». А экраны «Фабрики кино» и «Сагаан морин» показывали телевизионные фильмы в рамках конкурса «Алтан сэргэ».
На месте нынешнего ФСК тогда был стадион 25-летия Бурятской АССР с десятитысячной трибуной. Летом темнеет поздно и открытие «Алтарганы» назначили на 20.00. Всех желающих центральная спортивная арена республики так и не смогла вместить. Ведь выступали народные артисты СССР Иосиф Кобзон и Галина Шойдагбаева. Но «гвоздем» презентации все-таки была величественная театрализованная проходка-марш всех делегаций бурятских диаспор, включая американскую и австралийскую. Кстати, тогда же впервые прозвучал гимн «Алтарганы» (сл. Д. Бальжинимаева, муз. П. Дамиранова) в исполнении нашей выдающейся землячки.
В пестрой палитре «Алтарганы» - креатуры бурят-монголов мира - лето 2006 года, несмотря на фестивальные дни, отличилось Съездом представителей бурятского народа и Международной научно-практической конференцией «Сохранение и развитие традиционной культуры и национальных видов спорта в полиэтнических условиях». Хорошо помню, что это был период слияния Усть-Ордынского и Агинского бурятских автономных округов, как самостоятельных субъектов РФ, с соседними областями. Что из этого получилось - теперь мы все видим.
А тогда Бурятия потеряла своего верного сына Бато Баяртуева, президента ВАРК, доктора наук. После зимней пламенной речи в БГУ о недопустимости подобных актов в государственной национальной политике он скоропостижно скончался в самом расцвете сил. Другой интеллектуал Владимир Хамутаев, известный своими нестандартными взглядами на происходящее также зачастую не был услышан и впоследствии был вынужден эмигрировать в США.
Гражданин Монголии Нямдоржийн Баатарсайхан, как и многие его соотечественники, весьма политизирован и был в курсе происходящего. Часто я не мог ответить на прямо поставленные им вопросы. Например, почему в Республике Бурятия президент – не бурят и т.д.
Наша земля, отличающаяся гостеприимством и радушием, принимала «Алтаргану-2006» с 28 июня по 3 июля. Столица Бурятии, казалось мне, превратилась в Хара-Хорин,но только 21 века, куда также, как и тогда, прибыли все топовые достижения монгольского мира и остального прогресса. Монгольский инженер Баатарсайхан к тому же, кроме любви к верлибрам и хореям, оказался ярым поклонником Эрын гурван наадан (три игрища мужей). Если не ошибаюсь в бухэ барилдаане тогда наступил звездный час Зорикто Цырендондопова, ставшего абсолютным чемпионом и выигравшего автомобиль. Аналогичные призы были учреждены в стрельбе из лука и конных скачках. Впрочем, и все остальные победители и призеры-конкурсанты, начиная с убранства юрт-гэр, шахмат, песен, танцев, одежды, кулинарии и т.д., очень даже достойно поощрялись.
Напомню, что это были «тучные нулевые». Мой нукер - поклонник всего высокого и изящного - говорил мне, что бурят-монгольскую девичью красоту не измерить никакими сантиметрами. В этом с ним невозможно не согласиться. Мой старый блокнот сохранил имя всеми признанной дангины (красавицы) Лосолмы Бальжинимаевой из Шэнэхэна (северо-восток КНР), записанной на российский манер. Кстати, лучшим улигершином-сказителем стал Виктор Жалсанов из представительной делегации Москвы. Можно причислить туда же Амархуу Борхуу, выпускника бурятского лицея, победившего в тот год в проекте «Народный артист» на федеральном телеканале. Улан-удэнец стал не только любимцем города, но, пожалуй, и всей страны.
На этой «Алтаргане» он был в ряду с другими звездами российской эстрады, которые явились народу по зову «Ойдопа Дамдиновича», как любя и нежно зовут мэтра Кобзона между собой агинцы. Знаменитый голос Жаргалсайхана, виртуозные запилы рок- группы «Хурд», вокал оперной певицы Дулмы, начинающего Чингиса Раднаева и другие соответствующие моменту номера также порадовали зрителей на стадионе-десятитысячнике. Завершилось все действо грандиозным фейервейком, который в ту пору был действительно диковинным дивом.
Об огромном наплыве людей на «Алтаргану-2006» красноречиво говорит следующий факт. Делегации из АБАО и Дорнодского аймака Монголии, предвидя гостиничный дефицит мест, прибыли со всем необходимым и разбили палаточный городок на Верхней Березовке.
Знаете, перед жителем города-побратима гораздо большего по населению, Баатарсайханом, с удовольствием гулявшим в пешеходной зоне ул. Ленина («Арбат»), парке «Юбилейный», по берегам Уды и Селенги, зачищенными волонтерами мне не было стыдно за родной город. Надо отдать должное предыдущему мэру и команде, что им удалось придать ему узнаваемость и свой стиль.
Несомненно, исполненные на хорошем уровне монументальные скульптуры и удачные градостроительные решения внесли свою лепту в общий облик Улан-Удэ, который вся монголосфера знает как «Красные ворота» (бур. Yудэ-дверь, ворота).
В незабываемые дни «Алтарганы-2006» они как всегда любезно распахнулись и даже стали шире, что, в свою очередь, поможет «Алтаргане-2016» принять у себя еще больше друзей. До начала осталось два месяца и, похоже, я вновь встречусь здесь с моим другом, идентичным бурят-монголом Баатарсайханом. С нетерпением буду ждать новой встречи!
Фото: Зорикто Дагбаев