От приграничья к трансграничью - возможен ли революционный подход?
Хотя положительные изменения на российско-монгольской границе заметны, но нет даже намёка на её системное развитие.
Российско-монгольские трансграничные отношения на протяжении последних 25 лет имели самые разные формы и менялись едва ли не каждые 10-15 лет. Традиционно считалось, что центром этого трансграничья должна была стать Кяхта – старый центр международной торговли, в советский период ставший обычным гарнизонным городом.
Ситуация усугублялась напряженностью на российско-китайской границе. Однако либерализация экономики и политики в 1990-е внесла свои коррективы. Челночная торговля открывала будущее для возрождения кяхтинской торговли. Именно на автомобильный пропускной пункт Кяхта-Алтан-Булаг возлагались самые большие надежды. Трансграничье виделось как особая экономическая зона Кяхта-Алтан-Булаг.
При этом ее развитие так и не получило какого-либо импульса к развитию, несмотря на многочисленные оптимистические прогнозы экономистов. Развитие приграничья в 1990-е – в начале 2000-х гг. связано с деятельностью «кэмелов», т.е. с акцентом на мелкооптовой торговле, зачастую на грани с контрабандой. Это период наполнения товарных рынков Бурятии, а также весьма рискованных способов выживания за счет ресурса границы.
В это время только жители приграничных районов России и Монголии пользовались весьма ограниченной привилегией безвизового въезда на территорию сопредельной страны. До конца 2000-х гг. приграничье, зажатое на линии Кяхта-Алтабулаг, по странному стечению обстоятельств гордо именовалось трансграничьем.
Трансграничье – это, прежде всего, транзитность, возможность взаимодействия на уровне региональных экономических систем. Приграничная торговля – это не более чем ресурс для выживания людей живущих в непосредственной близости от границы. Надежды на развитие приграничья связывались с потребностью реформ. Необходимо было снижение бюрократического давления.
Изменения произошли лишь во второй половине 2000-х гг. Однако и они не послужили развитию приграничья. Ограничение и регламентация въезда на территорию кяхтинского района со стороны России грозили совершить откат к советскому формату приграничных отношений. Это объяснялось потребностью усиления мер безопасности в приграничной зоне. Серьезно выросший уровень материального благосостояния военных позволял поддерживать торговлю и потребление. С другой стороны, направление Наушки-Сухэ-Батор также не подавало особых признаков интенсивного развития двусторонних отношений.
Изменения наступили во многом с подачи главы Бурятии В.В. Наговицына. Отмена визового режима существенно изменила пространственные границы экономических отношений. Начала формироваться новая модель, при которой основным принимающим центром стал Улан-Удэ. Большой поток граждан Монголии из приграничных с Россией аймаков и Улан-Батора открыл новую возможность для развития трансграничья.
В первые месяцы после отмены виз нагрузка на МАПП Кяхта возросла до 2000 человек в день. На смену уже ушедшей в прошлое «модели кяхтинской торговли» пришла новая (ориентированная на Улан-Удэ). Однако сегодня она существует в первую очередь за счет нестабильности рубля по отношению к мировым валютам, что позволяет монголам с определенной выгодой закупать товары в российских магазинах.
Как отметил Глава Бурятии В.В. Наговицын: «Мы видим, как изменился товарный поток на границе, как монгольские коммерсанты скупают у нас товары и вывозят в свою страну, но эти процессы пока хаотичны и не имеют системного характера. Нам нужны серьезные логистические центры, выход на монгольский и китайский рынки».
Вектор, определяющий движение товаров и денег, направлен совсем в иную сторону, чем в случае торговли с КНР. Деньги остаются в России, а товары уходят за рубеж. Эта черта является основным отличием российско-монгольского трансграничья от российско-китайского.