Нейтралитет Монголии и его значение для безопасности России
Несмотря на обширное оборонное сотрудничество с Россией, Монголия не уклонялась и от военного сотрудничества с Западом.
Мы не забываем, что западные аналитики внимательно наблюдают за нашей страной и нашими отношениями с Россией. Я перевел статью Энтони Ринна (Anthony V. Rinna) о нашей внешней политике, в том числе в отношении России.
Нейтральная Монголия может понизить уязвимость России вдоль ее восточного фланга и устранить проблемы более тесных военных отношений между Монголией и Китаем.
Официальные лица Монголии и России недавно провели второй раунд переговоров в этом месяце, планируя предстоящие совместные военные учения “Селенга-2016”. Учения состоятся с 29 августа по 7 сентября в российской республике Бурятия на полигоне Бурдуны. На первый взгляд, сам факт учений, казалось бы, намекает на большую военную координацию между Россией и Монголией, особенно в области восточного уязвимого фланга России.
Однако после нескольких лет сотрудничества в области обороны с международными партнерами, монгольское правительство объявило, что в настоящее время оно хочет установить официальную политику нейтралитета. Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж издал коммюнике в конце 2015 года в связи с дискуссией внутри политической элиты страны о внесении Монголии в нейтральную зону.
Президент Элбэгдорж заявил, что пришло время для публичного обсуждения этого вопроса. Пока Монголия официально не объявила себя нейтральной страной, вопрос о нейтралитете, согласно прогнозам, будет на повестке дня самого последнего созыва Великого Хурала (парламент Монголии). И это может вызывать некоторые сомнения по вопросу военного сотрудничества России с Монголией.
Военное сотрудничество Монголии с Россией и Западом
Военные учений “Селенга“ ежегодно происходили с 2008 года, хотя общая численность войск двух сторон менялась. В 2011 году участвовало 700 монгольских военных, но в 2012 всего лишь 300. Оперативная направленность учений заключалась в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористическими группами. Около 1000 человек будет участвовать в «Селенге» в этом году.
Помимо регулярных военных учений, Монголия и Россия имеют два соглашения о передаче военной техники, 2004 и 2014 годов. В декабре 2015 года министерство обороны России поставило Монголии 100 танков Т72-А и 60 бронетранспортеров, в том числе 40 БТР-70 М и 20 БТР-80.
Несмотря на расширенное оборонное сотрудничество с Россией, Монголия не уклонялась и от военного сотрудничества с Западом. Монголия участвует в индивидуальном партнерстве и Программе сотрудничества НАТО, а также принимает активное участие в подготовке инициатив под руководством Запада, таких, как совместных учений “Khaan Quest”, возглавляемых Тихоокеанским командованием США, начавшихся в 2003 году.
Через три месяца после окончания “Khaan Quest 2015”, лучшие монгольские кадровики окончили учебный курс для штабных офицеров, проводимых при “Программе повышения образования обороны от НАТО”. Промежуток между “Khaan Quest 2015” и “Селенга-2015” составил меньше двух месяцев, что свидетельствует о гибкости оборонной осанки Монголии.
Нейтралитет и внешняя политика Монголии
Министр иностранных дел Монголии Л.Пүрэвсүрэн настаивает на том, что монгольский нейтралитет не изменит основной курс монгольской внешней политики. Особое значение имеет способность Монголии балансировать между Китаем и Россией, и политикой "третьего соседа".
Официальная политика нейтралитета, однако, помешала бы интеграции Монголии в одну из коллективных организаций по безопасности, с которыми она сотрудничает. В то время как монгольский нейтралитет будет полезен политике "третьего соседа", он также создаст проблемы для Монголии в единовременном балансе своих стратегических интересов.
Ловкость, с которой Монголия удалась ее посткоммунистическая внешняя политика, во многом облегчила вопрос - будет ли или нет Монголия, и с кем – приходится выбирать для политического и военного выравнивания отношений с Китаем, Россией или Западом. Но президент Элбэгдорж заявил, что Монголия по существу была нейтральной во всем, кроме названия.
Профессор МГИМО, к.и.н. Виктор Самойленко указывает на то, что нейтралитет может быть успешным только в том случае, если страна имеет прочное экономическое положение и не слишком зависит от других стран, их финансирования и инвестиций.
Возможное влияние на российскую военную стратегию
Монгольский нейтралитет, несомненно, повлияет на отношения с Россией в оборонной сфере. Нейтралитет Монголии может оказаться возможностью усилить России свое военное влияние в Восточной Азии, с другой стороны, Россия теряет возможность укрепить свои позиции супротив повышения обороноспособности Китая.
Внешняя политика России была направлена на создание санитарного кордона промосковских государств как способ компенсировать отсутствие в России природно-географических барьеров. Тем не менее, ни одна из стран, граничащих с Россией с Юга (или в случае Украины, юго-запада) не видела необходимости объявлять нейтралитет.
Россия, таким образом, попыталась приблизить к себе эти страны и заинтересовать либо через сотрудничество в военной сфере, либо через членство в какой-либо одной из организаций коллективного безопасности, в которых Россия играет ведущую роль (например, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества). Или попытавшись ограничить сотрудничество с НАТО. Несмотря на это, Монголия с НАТО все-таки взаимодействует.
Хотя монгольский нейтралитет и повлияет на российские перспективы усиления своего влияния в Азии, эта политика может все-таки обеспечить России столь вожделенную безопасность в одной из своих наиболее уязвимых областей. Если Монголия официально объявила бы политику неприсоединения, это могло бы устранить любые сомнения российских официальных лиц в том, что Монголия может стать союзником Китая или Запада.
Это потенциально может повысить доверие к Москве в большей степени, чем так называемая многовекторная внешняя политика других стран, граничащих с Россией, таких, как Казахстан.
Можно не сомневаться и в том, что нейтралитет Монголии окажет незначительное влияние на экономическую и финансовую безопасность Сибири, которая является более насущной проблемой для российских чиновников, чем традиционные военные угрозы.
Тем не менее, в связи с растущей военной мощью Китая российских чиновников, озабоченных потенциальными угрозами безопасности на различных фронтах, скорее всего, порадует облегчение на сибирском подбрюшье. Уверенность в Монголии может позволить российским стратегам сконцентрировать большую часть своих ресурсов, например, в Приморском крае.
Какой Россия видит перспективу монгольского нейтралитета – выгодную или ущербную, во многом зависит от того, как Москва рассчитывает соотношение затрат и выгод для российских интересов. Если российские планы заключались в том, чтобы Улаанбаатар пожертвововал политикой "третьего соседа" в пользу более тесных связей с Россией, то нейтралитет, несомненно, будет ущербен для Москвы.
Поскольку Монголия в основном избегала превалирующего взаимодействия с какой-либо одной державой или блоком, Россия много не потеряет, когда Монголия станет официально нейтральной. И основная выгода здесь - снижение уязвимости в одной области своего восточного фланга.
Справка
Об авторе: Энтони Ринна – аналитик, специалист по России и Евразии в научной исследовательской группе SinoNK, и аналитик по России и Восточной Азии в Центре глобальных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. Его специальность - внешняя политика России в Восточной Азии. Он является членом совета консультантов по Центральной и МА программе европейских исследований университета La Salle в Филадельфии. В настоящее время проживает в Южной Корее.