«Улейские девушки» - мелодрама с мистическим оттенком
В Бурятском государственном академическом театре драмы возобновился спектакль, созданный по мотивам преданий западных бурят, о девушке, покончившей с собой, и ставшей тревожным духом. В постановке показала себя обновленная труппа театра, в которую вошел коллектив «Урагша»
История улейских девушек
Когда-то давным-давно в улусе Улей (ныне Осинский район Иркутской области) жила певунья Бульжуухай -дуухэй. Родители выдали ее насильно замуж. По одним источникам в улус Тараса, по другим - в Халюты. Как гласит старинное предание, муж ей попался на редкость буйный. Так как жена не любила его, он в отместку начал ее смертно бить. Когда же она изъявила желание вернуться домой, изверг заковал ее в деревянную колодку и бросил в черную юрту. Через много дней и ночей Бульжуухай -дуухэй смогла убежать. Домой вернуться было невозможно и поэтому она попыталась найти приют у тети в деревне Шулуты. Однако женщина ее не приняла. Девушке пришлось уйти, куда глаза гладят. Встретился ей по дороге свадебный кортеж, провожавший невесту в улус Тугло. Она прибилась к нему и поехала на чужую свадьбу. Восемь дней и ночей гуляла свадьба, и все дни девушка пела и плясала. Пока она пела, ей было хорошо. Но когда свадьба закончилась, и разошлись гости, ей стало некуда идти. Она ушла в овин и повесилась.
После смерти она стала подземным духом-заяном. И душа ее, неупокоенная и страдающая от тоски и одиночества, начала призывать души таких же молодых девушек, наложивших на себя руки. Идинские и осинские буряты называют их «Улеи олон», то есть «Много улейских» и верят, что они ходят толпой в 350 человек.
Камлают обильно
Ученый-этнограф Матвей Хангалов в начале прошлого века писал, что местные жители этих заянов очень сильно боятся, в их честь совершаются камлания: «Обряды, очень дорогостоящие и разорительные для бурят, нелегкое дело напоить допьяна и угостить толпу заянов более 350 душ». Таково предание старины.
До сих пор улейцы рассказывают и о синих ночных огнях, и о том, как едущих на автомобиле начинает «водить» по кругу. Слышат люди и девичьи голоса, рассказывают, что в их деревне никак нельзя петь, громко смеяться и вообще выделяться... По обычаю, местные жители регулярно делают обильные подношения едой и алкоголем, чтобы заяны были благосклонны к ним.
Старина и современность
Необычность современной постановки «Улейские девушки» в том, что действие спектакля разворачивается прямо в фойе театра, где происходит импровизированный выкуп невесты. Молодежь, горланящая песни на русском и бурятском языках, звонкие голоса юных девушек, танцы, смех и всеобщее ликование создают атмосферу безудержного веселья.
Далее действие перемещается на сцену. Когда зрители рассаживаются по местам, гаснет свет, через несколько таинственных минут раздается душераздирающий женский визг… Прожектор высвечивает мужчину и женщину, которые крадутся к сцене. Муж хочет украсть огонь, принадлежащий духам, жена дрожит, трепещет и отказывается наотрез. Муж убеждает ее, что украденный у духов огонь принесет их сыну несметные богатства.
Затем внезапно внимание зрителей переключается на сцену, где проходит свадьба. Видно, что действо происходит в современности. Танцы, шампанское рекой. И вдруг, появление странных гостей - девушек в старинных одеяниях. Кто? Откуда? Никто не знает, но на бурятской свадьбе чужих не бывает, всех гостей привечают. Песни, пляски, хороводы и обмен подарками. Как часто бывает, хвастовство подарками – у кого богаче: машина, квартира, соболя на шею. Одевание обрядового белья «кумушке» - панталон с треугольником из меха нашитого спереди, символизирующим плодородие и богатство, вызывает всеобщий безудержный смех. Однако незаметно в общее веселье присутствующих гостей закрадывается чувство тревоги: пение прекрасной незнакомки, жених, который начинает заглядываться на гостью. Свет, то тусклый, то отливающий синью, раздающийся издали девичий грудной смех, ёхор, бурятский народный танец-хоровод, становится все напряженнее и энергичнее…
Из круга танцующих выходит завороженный песней жених. Незнакомка водит круги вокруг него, околдовывая и притягивая к себе бедного. Теряющий рассудок юноша уже не сдерживает эмоций: «Кто ты? Как тебя зовут? Я люблю тебя! Я люблю тебя!» Внезапная страсть, как смертельная болезнь. Таинственная девушка отходит мягкой поступью, превращаясь в тень, и уводит за собой зачарованного жениха. А за ним тянется невеста: «Мне холодно, очень холодно и ладоням моим холодно...». Зов друзей и родственников: «Остановись, вернись, вернись...».
Шаманский обряд, камлание, мольба, подношения - родня просит духа смилостивиться и отпустить юношу. Но разгневанный дух, вселившийся в шамана, сметает и откидывает все подношения. Кажется, что уже ничто не поможет. Но тут выходит улигершин – сказитель эпосов. Какие слова говорил, каких духов призывал, о чем пел, как уговаривал и какие миры уравновешивал. Но жених постепенно приходит в себя, возвращается к своей суженой. Украденный огонь возвращают духам.
Народная мораль
Я всегда во всем ищу мораль. В данном случае - не укради, не зарься на чужое, не тревожь другой мир, иначе расплата неминуема. Есть в старинных преданиях и легендах истина. И коллектив театра сумел ярко и сильно своей игрой передать зрителям старинную бурятскую легенду. Понравилось, что огромное значение придали силе призываний - песнопений улигершина, который сумел уговорить заянов смилостивиться. Когда даже шаман не смог смирить разгневанный дух. А казалось, молодой семье и их родным уже ничто и никто не поможет.
Фото: Баира Бальбурова
В сюжете: Улейские девушкимелодрамаУрагшатеатр