Алан-гуа и Бодончар. След жёлтой собаки
Этногенезу монголов способствовали хори-туматы, чья линия пересеклась с потомками Борте-чино. Но род Чингис-хаана – отдельная история.
С давних времён идет спор, особенно любимый критиками христианства – зачем перечислять родословную Иисуса Христа?
При внимательном прочтении «Родословия» становится понятно, что на самом деле, это родословная Иосифа, мужа Марии. Авраам родил Исаака, и так далее…
Только сам Иосиф никого не «родил». Такой же примерно вывод можно сделать из родословной Чингис-хаана. Поскольку, если следовать букве «Сокровенного сказания монголов», Алан-гуа родила аж троих сыновей (!) уже после кончины своего мужа, Добун-мэргэна, до которого шла родословная от Борте-чино.
Тогда какой смысл в родословной Чингис-хаана до Алан-гуа?
В принципе, такой же, как у Иисуса – в ней не только история предков Великого хаана, но всего народа.
Начало истории
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», собственно монгольская и хори-туматская ветви развивались первоначально отдельно друг от друга. Первые кочевали между Керуленом и Ононом у Бурхан-Халдуна, вторые – в местности Арих Усун (Ариг Ус).
Вплоть до того, как Хорилартай мэргэн решил отделиться от своих хори-туматских соплеменников, и основать свой род Хорилар. Тут кроется один нюанс. Почти все историки отождествляют его с Хоридой мэргэном. В летописях Тугулдура Толбоева и Вандана Юмсунова «Хори буряадай туухэ бэшэгууд» говорится, что у Хоридой мэргэна было три жены – Баргуджин гуа, дочь Баргудай мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От первой и родилась Алан-гуа. Но «ССМ» ни о каких других жёнах Хоридоя не упоминает. И был ли он вообще тем самым Хоридой мэргэном, или это был кто-то другой, по имени Хорилартай?
Так или иначе, девица была знатных кровей. Дед по матери – нойон баргутов, отец – хори-туматский вождь. Примечательно, что первым её заметил Дува-сохор, старший брат Добун мэргэна. По легенде у Дува-Сохора был один-единственный глаз, посреди лба, которым он мог видеть на целых три кочевки, от того и часть его имени – сохор (слепой, одноглазый).
И вот, своим зорким глазом он оценил: – “Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей!”
Любопытно, что именно с этого момента и начинается более-менее связная история монголов, поскольку до этого момента «ССМ» просто перечисляло родословную.
Добун мэргэн женился, и у них с Алан-гуа родились двое сыновей. После того, как умер его старший брат Дува-сохор, дети его почему-то всячески понося своего дядю, отделились и укочевали. Причины этой размолвки не указывается. От Дува-сохора пошло племя дорбетов.
Вскорости умер и Добун мэргэн. И тут начинается самое интересное.
Порочное зачатие
Мифы о том, что женщина понесла от неких небесных сил или божества, не новы в истории. От Геркулеса до Иисуса. Но Алан-гуа отличалась от Алкмены и Марии тем, что во первых, родила уже после смерти мужа, имея от него уже двоих детей, а во вторых – родила не одного, а троих.
В своё время Добун мэргэн приютил в своей семье некоего баяудайца по имени Маалих, сделав того домашним работником. И именно на него пало подозрение в том, что он отец этих детей.
Старшие сыновья, Бельгутонай и Бугутонай, стали втихомолку рассуждать об этом. Мы не будем пересказывать историю полностью, как Алан-гуа поучала детей. Но остановимся на одном моменте.
- Входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес, - говорила, дескать, Алан-гуа.
Почему жёлтый пес? Для ответа на этот вопрос, стоит углубиться в историю тотемов. Согласно Никифору Егунову и ещё ряду историков, первоначальным символом, прародителем хори-туматов была жёлтая собака. На это указывают названия родов хори – галзууд (бешеные) и шарайд (жёлтые). Среди сыновей Галзута выделяется подрод Нохой.
Получается, хори-туматка Алан-гуа понесла от своего предка-тотема? Или же культ Шара Нохой начался с этого эпизода?
Здесь следует обратить внимание на ещё одну теорию Никифора Егунова. Согласно которой, первоначальным тотемом племени булагат был не бык Буха нойон, а пегий волк. То есть Буртэ шоно. А если и вовсе интерпретировать исторические метки, то мы находим там и вовсе первопредка тюрков – Ашину, т.е. А-шоно, опять же волка.
Таким образом, через Алан-гуа сошлись два древних субстрата – монгольский и хори-туматский.
Так или иначе, соплеменники не совсем поверили в эту легенду. После смерти матери, братья, уже не делясь на тех, кто родился от Добун мэргэна и тех, кто от Шара Нохой, поделили наследство, ни оставив ничего Бодончару, младшему, которого считали недалёким простаком.
Упасть, чтобы возвыситься
В легенде об Алан-гуа констатирован факт этнического смешения двух субстратов и повышенная активность возникшей популяции, отмечал Лев Гумилёв. До XI века истории монголов не было – была лишь генеалогия. Потом, с Алан-гуа, начался собственно этногенез, хоть и круто замешанный на мифической основе.
Бодончар был изгнан из семьи на голохвостой кляче со ссадинами на семье. Он поселился в травяном шалаше, приручил сокола, с которым стал охотиться. Придумал, как ловить мелкую дичь силками. Потом столкнулся с людьми из племени болюк, и стал жить неподалёку, лишь заходя в гости.
Затем, когда его брат, Бугу-Хадаги, нашёл Бодончара, тот подговорил напасть на этих людей.
- Живут - все равны: нету них ни мужиков, ни господ; ни головы, ни копыта. Ничтожный народ. Давайте-ка мы их захватим!
Те люди, как писал Гумилёв, жили в состоянии гомеостаза, без руля и ветрил.
Хозяйство их было натуральным, формы общежития - традиционными, воззрения - унаследованными от предков и постепенно забываемыми. Даже общение между исходными этническими субстратами шло вяло. Ради желанного покоя они предпочитали не то, чтобы встречаться – вообще ничего не знать друг о друге.
Этим актом Бодончар продемонстрировал свою пассионарность. Народ стал переходить из модели «Союз племён» к модели «Орда», когда каждый мужчина не просто охотник или скотовод, а в любой момент – воин.
Появились эпитеты, которые выделяли того или иного члена общества благодаря его личным качествам. Появились коллективные обязанности и коллективная ответственность.
Возвышение потомков Бодончара, будущих держателей Девятихвостого туга, сидящих на Золотом троне, имело и вполне определённые биологические предпосылки.
Кто же ты, Шара Нохой?
Потомки Пегого Волка были как все кочевники - невысокого роста, с прямыми чёрными жёсткими волосами, плоскими лицами и мелкими чертами лица.
Но Бодончар, даже среди своих старших братьев – потомков Жёлтой Собаки, выделялся. За что, возможно, и был изгнан, а не только, потому что был «мунхаг» (дурачок).
Светло-русый человек, в облике жёлтого пса, был не более чем иносказательным зооморфизмом. Но имел огромное сакральное значение. Через него в массу чёрноволосых выплеснулась генетическая мутация, возможно, бродившая в крови хори-туматов ещё со времен древних динлинов. Либо они получили её от деда Алан-гуа, баргутского нойона.
У Борджигинов были рыжеватые волосы, зелёно-синие или тёмно-синие глаза. Они были выше ростом, и имели выдающиеся носы.
Эта мутация породила пассионарный толчок, и стремительное развитие монгольского народа. Они гибли в постоянных войнах, успевая лишь зачать сыновей, тоже обреченных на раннюю гибель. И если при столь неблагоприятных условиях монгольский этнос не исчез и не стал подневольным племенем, то значит – они имели силы, благодаря которым шли от победы к победе.
При захвате тех людей, Бодончар полонил беременную женщину. Её ребёнка назвали Джадарадай. Из рода джаджират произошёл Джамуха-сэчен.
От сыновей Алан-гуа пошли роды – Бельгунот, Бугунот, Хатагин, Салджиут, Борджигин.
- В начале XII в. монгольский этнос стал уже фактом Всемирной истории, так что жертвенность юных предков, имена которых не сохранились, принесла свои плоды, - отмечал Гумилёв.
Алан-гуа стала не просто праматерью монголов. С её поры история монголов и хори-туматов стала неотделима и неразрывна. Вплоть до очередного периода обскурации – исторического забвения. Но это уже другая история…
P.S.: Перед боем они выли как волки, и шли в атаку с собачьим лаем. Клич «Ууу! Аргх!» узнала в XIII веке вся Евразия. В XXI веке клич «Ура!» знает весь мир.