Airbnb в Монголии - цифровой прогресс сохранит кочевую культуру
Инициативные кочевники предлагают растущему числу бесстрашных туристов со всего мира свои юрты.
Аймак Тов, Монголия. В обширных зеленых монгольских степях произошло нечто неожиданное: инициативные кочевники начали использовать Airbnb («Эйрбиэнби»), чтобы предложить растущему числу бесстрашных туристов со всего мира свои скромные юрты.
Это – потрясающий прогресс для Монголии, которую от Запада отделяет внушительная цифровая пропасть. По данным Всемирного банка, только 27% населения Монголии используют интернет, а семьи с низким доходом, пожилые люди, а также люди, проживающие в сельских районах, часто вообще не имеют доступа в интернет. Однако, некоторые кочевники смогли преодолеть эту самую пропасть и присоединиться к остальному цифровому миру.
Целью было не только соединение с остальным миром, широко использующим различные современные технологии, но и продвижение своего уникального образа жизни, обеспечить себя постояльцами и дополнительным источником дохода.
"Мы рады туристам, потому что мы хотим показать им наш кочевой образ жизни и наши традиции", – сказала Оюунчимэг Шуурай, которая предлагает туристам разместиться в своей семейной юрте. По-монгольски она называется «гэр».
Оюунчимег, ее муж и три их дочери живут среди идиллического пасторального пейзажа в 80 км от Улан-Батора, столицы Монголии. Семья размещала у себя туристов с 2004 года, но 2016 - их первый год, когда они предлагают свой «гэр» через Airbnb. Несмотря на то, что их предложение было актуальным только с июня по август, в самый пик туристического сезона, они получили множество восторженных отзывов.
Это – тенденция, содержащая особенности, которые могут принести пользу народному хозяйству. Airbnb – сочетание двух секторов, которые монгольское правительство стремится развивать: цифровой экономики и туризма. В стране, которая чрезмерно уверена в своей горной промышленности, богата минералами и металлами, на долю которых приходится почти 90% всего экспорта, влиятельные политики видят необходимость разностороннего развития экономики.
Сотовые телефоны в изобилии, но...
Несмотря на то, что находится в зачаточном состоянии, цифровая экономика Монголии начала расти в последние годы, но, к сожалению, урывками. Хотя цифровые технологии в некоторой степени широко распространены, уровень доступности интернета гораздо ниже, чем в большинстве азиатских стран.
Монголия занимает, на удивление, пятое место в мире по уровню использования мобильного телефона. И это при том, что в стране с населением в 3 млн человек насчитывается 5 млн абонентов мобильной связи. Но, по данным официальной статистики за март, только 1 млн человек из них имеет доступ в интернет.
Это проблема, вероятно, помешает быстрому распространению ориентированного на туризм Airbnb среди кочевников. В настоящее время несколько местных жителей, использующих данное приложение, являются не только дальновидными, но и привилегированными. Им повезло иметь и доступ в интернет и языковые навыки, необходимые для того, писать объявления на английском ... или же у них есть друзья, которые могут это сделать для них. Но Оюунчимэг думает, что цифровой тренд набирает обороты.
"Популярность интернета растет", - сказала она. "Все больше кочевников используют интернет. Мой муж использует его на своем мобильном телефоне каждый день, чтобы проверить погоду".
В сельской Монголии зарождается любопытная тенденция: малые инновационные привычки, основанные на ежедневной необходимости, уступают более грандиозным проектам. Почти у каждого скотовода в Монголии теперь есть солнечные панели, которые обеспечивают его семью необходимой энергией для работы телевизоров со спутниковыми антеннами и для зарядки мобильных телефонов.
Некоторые кочевники даже приобрели портативные стиральные машины, холодильники и морозильники. Ведь, когда ты ведешь кочевой образ жизни, то минимализм приветствуется; слишком много "штучек" может мешать вам, а такая технологическая инфраструктура, как, например оптико-волоконный кабель для высокоскоростного интернета, – абсолютно бесполезна. Только беспроводное подключение к интернету легко вписывается в кочевой образ жизни.
В результате в этом году комиссия по регулированию коммуникаций Монголии внедряет мобильные технологии 4G LTE по всей стране. Национальная почтовая система также использует "what3words", – удобный сервис для навигации, который пересматривает стандарный подход к ориентации в пространстве, что как нельзя лучше будет способствовать повышению уровня «электронной коммерции» среди кочевников, не имеющих фиксированных адресов.
Туристическая отрасль Монголии еще молодая, но амбициозные планы по ее развитию реализуются полным ходом. Согласно отчету Всемирного совета по туризму и путешествиям за 2015 год, доля туристического сектора в ВВП Монголии - $254 миллиона, что намного ниже среднего мирового показателя в $19,4 млрд.
Монголию посетило 415,000 иностранных туристов в прошлом году, но правительство страны намерено привлечь инвестиции и создать качественную инфраструктуру, вследствие чего поток туристов должен удвоиться уже к 2017 году и достичь 1 млн человек. С Airbnb, дающим возможность рекламировать свои услуги и привлекать туристов, инициативные кочевники, как Оюунчимэг, могут уже сегодня получить кусочек туристического пирога.
Дешево, но глубоко
На травянистой степи в аймаке Тов Оюунчимэг стоит на пороге своей юрты, одетая в свой лучший синий дээл - традиционную монгольскую одежду, и приветствует своих гостей.
Каждому посетителю в знак уважения она дарит синий шарф - хадаг. Затем всех приглашают пройти в юрту – гэр, где гостям наливают чай с молоком, имеющий солоноватый привкус и предлагают попробовать традиционные монгольские закуски. И они желанны для большинства гостей, которые, чтобы добраться до места назначения, больше часа ехали по ухабистым дорогам, похожим на треки для мотоциклетных гонок.
Ее Airbnb-гости кажутся удивленными и восхищенными тем, что нашли возможность познакомиться с уникальной и глубокой монгольской кочевой культурой так легко и так дешево.
«Я не могла себе раньше представить, что такое вообще возможно», - сказала американка Анна Мей Имбри, одна из первых Airbnb-гостей Оюунчимэг. «Что-то подобное в Америке не получилось бы», - добавила она, отметив, что большинство американцев не любят пускать незнакомцев-туристов в свой дом.
В Монголию Имбри и ее подруга София Хегман, преподающие английский в Южной Корее, приехали в июле. Они хотели познакомиться с культурой кочевников и их традициями, побывав на ежегодном фестивале Наадам - национальном празднике, посвященном традиционным монгольским видам спорта – и провели две ночи в юрте у Ойунчимег. Кормили ягнят, катались верхом и смотрели местные скачки.
Для Airbnb-гостей жизнь в монгольских степях - воплощение нового, самостоятельного вида туризма. Он не похож на отдых «по путевке» и погружает туриста в аутентичную среду.
Семьям кочевников же, в свою очередь, кажется, нетерпится познакомить иностранных туристов со своей культурой, показать свой образ жизни и традиции всему миру. Туристы-постояльцы способствуют своего рода культурному взаимодействию, которого иначе многие кочевники никогда не получили бы.
Оюунчимэг говорит, что ее семья и ее туристы учатся друг у друга, и что подобный культурный обмен и навыки иностранного языка принесут пользу ее самой младшей 4-летней дочери. Она гордится тем, что Airbnb приносит ее семье дополнительный доход, позволяет вести кочевой образ жизни и быть ближе к природе.
«Мы рады, что помогаем сохранить кочевой образ жизни», сказала она.
Источник: asia.nikkei.com