Триумф цинизма. Монголия как средство заработка и удовлетворения самолюбия потомственностью с Чингисханом
Концептуальная статья автора АРД Цэцэна Дашцерена о морали государства.
И снова про культуру...
Культура имеет огромное значение для развития общества, так как она не только предопределяет поведение людей в социальном контексте, но и принуждает людей поступать тем или иным образом, устраняет излишнюю необходимость договариваться каждый раз, тем самым увеличивая эффективность взаимодействия между членами общества. Хотя определения культуры могут отличаться друг от друга на первый взгляд, исследователи сегодня сходятся в мнении, что под культурой следует понимать “набор знаний, общих для всех членов социальных ячеек” (Smircich, 1983), включающих такие элементы как “основополагающие предположения, ценности, поведенческие нормы и ожидания, и более крупные шаблоны поведений” (Rousseau, 1990), характерных для организаций. И все же для объективности нужно иметь ввиду, что определение культуры может различаться в различных отраслях наук в силу различных измерений, используемых в той или иной отрасли. Так например, определение культуры с точки зрения антропологии, естественно, будет отличаться от определения культуры, используемого в социальных науках. В этой статье мы будем понимать культуру как “манеру общения людей между собой”, основываясь на определении, предложенном выше.
Когда исследователи рассуждают о культуре, то обычно начинают говорить про набор ценностей и предположений, которые как раз и определяют поведение людей. Мы не будем исключением и потому нас будет интересовать то, какие изменения могут произойти в наших ценностях. Поэтому рассмотрим, кто и как влияет на существующие “предположения, ценности и поведенческие нормы” в обществе.
Культура монгольского общества подверглась огромным изменениям за последние два десятилетия. Основными участниками, имеющими влияние на развитие культуры на национальном уровне, являются, естественно, государственныеучреждения, ВУЗы, СМИ, политические партии и частные компании. Есть, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие культуры, но если попытаться все их охватывать, то мы выйдем за рамки статьи о культуре. Поэтому мы расмотрим лишь основных участников общества и их ролей в развитии национальной культуры, чтобы понять, почему все же частный сектор будет иметь решающее значение в развитии монгольского общества, по крайне мере, в ближайшие 25-30 лет.
Чем занимались чиновники в последние 20 лет
Когда-то у государства был угольный разрез на востоке страны, отвечавший за поставку угля на местном уровне. По последнему ТЭО, сделанному в 1990, ресурсы разреза оценивались минимум в 241,3 миллионов тонн угля с высокой возможностью дальнейшего приращения. Ближе к концу 90-х годов чиновники каким-то образом быстро переписали лицензии на основные ресурсы на другое физическое лицо, оставив государственному предприятию две крохотные лицензии с ресурсами не более 30 миллионов тонн угля. Разрез впоследствии быстро приватизировали, чтоб потом никто не мог предъявить претензии по поводу ушедших ресурсов. По утверждению лица, заполучившего угольный разрез в результате приватизации, то физическое лицо, на чье имя были переписаны основные ресурсы, отдал лицензии третьему лицу в счет долга, а позже тот исчез с рынка.
Практика переписывания лицензий государственных компаний на физическое лицо с последующей приватизацией, видимо, понравилась чиновникам, судя по тому факту, что эту махинацию повторили еще много раз на других угольных разрезах. Примером могут служить такие угольные разрезы, как Шивээ Овоо, Могой Гол и многие другие. Правда, в случае Шивээ Овоо последующая приватизация самого разреза не удалась. Уж слишком большие ресурсы оказались, ведь запасы превышали несколько миллардов тонн угля.
Но остановимся на этом, так как цель данной статьи - не анализ хищений активов государственных преприятий. Эти примеры приведены здесь лишь с одной целью - показать, что ресурсы имеют одно важное свойство. Исследователи давно доказали, что если ресурсы попадают в бездарные руки, то со временем они переходят к тем, кто имеет навыки управления. Естественно, этот закон вступает в силу с приходом экономической свободы.
Если посмотреть на деятельность государсвенных учреждений с этой точки зрения, то становятся ясно, что чиновники за последние 20 лет были только и заняты либо перераспределением государсвтвенных ресурсов, либо зарабатыванием денег с использованием служебного положения.
Такого рода перераспределения ресурсов госпредприятий было столько, что можно написать целую книгу. Правда, такая книга стала бы самой деморализующей для простых соотечественников.
Первое перераспределение ресурсов, а именно перераспределение активов государственных предприятий, в принципе закончилось. Последние остатки госактивов пытаются перераспределить сейчас. В списке “жертв” - активы Монгол Шуудан, которую планируюут приватизировать в предстоящем году.
Можно также предположить, что второе перераспределение ресурсов, которое продолжалось почти в течении 20 лет, завершилось в этом году. Оно касалось геологических ресурсов. Последнее перераспределение геологических ресурсов, имевшее место в этом году, переросло в скандал, который набирает обороты в настоящий момент. Ясно одно, что такой процесс перераспределения ресурсов будет не только долго продолжаться, но и станет основной формой деятельности государственных учреждений в ближайшем будующем.
При этом об урегулировании со стороны государства, например, о сохранении социального порядка или справедливости, говорить не приходится.
Наоборот, здесь отдельные функции государства вообще не осуществляются из-за излишней заинтересованности чиновников в перераспределении ресуров. В лучшем случае, попытки урегулирования направлены на защиту ведомственных интересов, а в худшем - на защиту отдельных группировок. Причем, регулирование идет зачастую в сторону запрета каких-либо видов деятельности, так как запрет дает лишний повод для зарабатывания денег.
Неспроста мой старый приятель, который работал в Монголии с начала и до середины 90-х годов, когда снова вернулся работать в Монголию, заметил: “В 90-х годах все хоть и плохо, но работало в Монголии. А теперь если нет денег, то ничего не работает. Все говорят только про деньги. Если разговор не о деньгах, то тебя вообще игнорируют.”
Развитие культуры идет посредством создания ценностей в обществе.
Говорить, что госучреждения намерены создавать какие-либо ценности в обществе, не приходится. Наоборот, чиновники неосознано создают в обществе недоверие, неприязнь, а порой откровенную вражду в обществе. Один из самых негативных результатов таких злоупотреблений служебными обязанностями в личных целях - исчезновение не только доверия, но и серьезное ухудшение обмена информацией в обществе, который жизнено важен для развития общества в целом. К примеру, если с одной стороны частные предприниматели перестают давать любую информацию о своей хозяйсвенной деятельности, то с другой стороны госучреждения также становятся не гласными, так как любая прозрачность будет негативно влиять на возможность заработать. Даже обмен информаций между госучреждениями значительно ухудшается.
Пробел в осуществлении государственных функций - это явный признак анархии.
Знаменитый русский анархист Кропоткин утверждал, что нет необходимости в государственном регулировании: “если оставить все как есть, все урегулируется само собой и найдет свое естественное состояние гармонии”. Если бы Кропоткин имел возможность увидеть, что творится в монгольском обществе, наверное, от стыда он мгновенно бы умер еще раз. Ибо ему пришлось бы признаться в ошибочности своих убеждений, увидев, какие страдания могут нести простым людям беспредел чиновников, основанный на алчности при отсутствии твердых социальных соглашений.
Есть понятие “злая проблема” (wicked problem) в управлеческой науке. Такая проблема «не поддается обычным техническим решениям» в силу непостоянства переменных, вовлеченных в проблему, а также из-за “огромных разногласий между позициями заинтересованных сторон” (Beinecke, 2009). Проблемы, связанные со злоупотреблением служебными обязанностями в интересах личного обогащения, с пробелом в осуществлении государственных функций, с коррупцией и с полным отсутсвием приемлемости все более приобретают признаки “злых проблем”. А это означает, что общество вряд ли избавится от них в ближайшее время.
Естественно, наличие “злых проблем” в госструктурах является опаснейшей тенденцией. Но это пока никого не интересует, тем более чиновников и политиков. Они заняты зарабатыванием денег, что гораздо интереснее, чем утруждать себя решением неразрешимых вопросов. Тем временем, цена этих «злых проблем» может стать огромной.
И вряд ли можно ожидать, что госучреждения окажут какое-то позитивное влияние на развитие новой культуры. Вышеописанный процесс распределения ресурсов наверняка будет основным занятием в течении возможно следующих двух десятилетий. Одно лишь трудно предугадать - когда и каким социальным потрясениям, подобно событиям 1-ого июля 2008 года, может привести откладывание решений “злых” проблем, связанных с госструктурой.
Чему учат в ВУЗах
Студент в глазах преподавателей – просто объект, с помощью которого можно зарабатать деньги. Поэтому с первых же дней студента в ВУЗе преподаватели сделают все, чтоб отношения между преподавателями и студентами были основаны на принуждении (coercive power), и чтоб бедные студенты как можно сильнее зависели от них. Как только студенты поняли, что их судьба полностью зависит от преподавателей, им ничего не остается как начать им угождать. Далее могут пойти в ход безобидные формы вымогательства в виде обязательной покупки учебников или книг, написанных преподавателями, а также мелкий шантаж, а то и сексульные домогательства. Когда люди с низкими моральными принципами начинают ощущать власть над беспомощными людьми, злоупотребления начинают переходить все границы.
Не буду умалять всего того, что ВУЗы дают студентам за время обучения, но все же нужно отметить, что в результате всего этого по окончанию ВУЗов у студентов в голове формируется “предположение- установка”, что можно заниматься вымогательством и шантажом, если в их руках будет власть.
Не трудно представить, чем будет заниматься такой модлодой человек, придя после ВУЗ-а в госучреждение. Естественно, человеку с такой установкой в голове будет просто переступить порог моральных принципов. К сожалению, такие “предположения” в голове впоследствии перерастают в “норму поведения”. Потому что человек, однажды переступивший такой порог, обязательно переступит его и в следующий раз.
“Metanoia”
Если монгольское общество желает изменить сложившуюся обстановку, ему необходимо изменить образ жизни, что в принципе и есть культура по определению. Соответсвенно, необходимо менять “основополагающие предположения, ценности, поведенческие нормы и ожидания”, то есть образ мышления. Такое изменение часто называют греческим словом “metanoia”(“meta” – превышать; “noia” – разум, смысл), что буквально означает фундаментальное превосходство или превышение.
А теперь представьте себе ситуацию, что вы стоите на краю моста, а внизу огромная пропасть и вам вот-вот предстоит прыгнуть с тарзанки. Наверное, будет легко представить, какой страх может овладевать человеком, который впервые в жизни будет совершать такой прыжок. Если вы сможете перебороть страх и перешагнуть через мост, то вы непременно испытаете неимоверный восторг и эйфорию от избытка адреналина и от удовольствия, которое приносит осознание победы над собой.
Если же не сможете, то вам остается только догадываться, каково это - прыгнуть с тарзанки. Понятие “Metanoia” в этом плане немного схоже с прыжком с тарзанки, так как предполагает необходимость преодоления барьеров мышления, которые обычно могут быть связанны с недостатком опыта, знаний, навыков или даже из-за наличия банального страха. Единственная разница в том, что если эйфория от прыжка с тарзанки приходит мгновенно, то “metanoia” или, проще говоря, существенные изменения в “предположениях, ценностях, и поведенческих нормах” человека, происходит постепенно посредством накопления знаний, опыта и навыков.
Если такие изменения не произойдут в монгольском обществе, то монголы останутся в той же “бутылке”, и их участь – лишь догадываться: “каково это быть гражданином развитой страны?” и, наверное, как всегда при этом бить себя в грудь, мол мы потомки великого миродержца. Что в принципе никому уже не интересно и лишь становится лишним поводом для насмешек со стороны иностранцев.
Не лишне будет напомнить здесь всем любителям утверждать, что они самые настоящие потомки великого хана, что он-то как раз был человеком, заставившим силой всех монголов вылести из своих “бутылок”. Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример, а их очень много. Он начал казнить всех тех, кто предавал своих же хозяев. В результате изменились “предположения-установки” монголов о предательстве, и, соответсвенно, их “поведенческие нормы”. Полагаю, нет необходимости доказывать, к каким результатом все это привело.
Все это к тому, что решения сегодняшних проблем монгольского общества находятся вне “бутылки”, и потому остра необходимость в “metanoia”.
Монголу необходимо покинуть «зону комфорта», если он хочет, чтоб его страна оставалась независимой и развивающейся.
Это, как говорится, императив. Возникает вопрос - где эти изменения могут произойти.
Описание деятельности госструктур было приведено здесь лишь с одной целью, а именно: доказать, что измений не приходится ожидать от тех, кто работает в этих структурах. Как было сказано выше, чиновники и политики озабоченны только возможностью заработать деньги. Приблизительно такая же ситуация с государственными учебными заведениями.
Единственный сектор, где могут происходит серьезные изменения с парадигмой - это, конечно, частный сектор. Чтобы выживать в условиях рынка, частному сектору необходимо развивать культуру, ориентированную на потребителей, развивать более дружелюбные отношения с клиентами, совершенствовать коммуникационные навыкам и т.д. Также необходимо постоянно учиться и быть инновативным, чтоб успешно решать набор управленческих задач, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, развивать культуру командной работы, что предполагает наличие надежности, доверия и позитивных отношений между членами команды.
Утверждать, что такой процесс развития идет во всех частных компаниях, нельзя, так как это не соответствует истине. Самый вероятный сектор, где такой процесс происходит – это сектор малых и средних предприятий (МСП).
Основной аргумент такого утверждения в первую очередь связан с различием корпоративных культур компаний в зависимости от размера организации и соответсвующей ей структуре.
Согласно Чарльзу Хэнди, известному иследователю корпоративной культуры, существует четыре вида корпоративной культуры: “культура силы” (power culture), “культура роли” (role cultures), “культура задач” (task culture) и “культура личности” (person culture) (Handy, 1989). Культура силы основывается на централизованной власти, коммуникациях без формальностей и наличии доверия между сотрудниками компании. Единство цели делает возможным исключить бюрократию и потому такие организации более гибкие и динамичные по сравнению с остальными, что естественно делает их гораздо более восприимчивыми к необходимым изменениям и способствует развитию нужных навыков и компетентности. При этом не стоит умалять роль частных компаний других уровней. Просто вероятность создания почвы для необходимых перемен у них горздо меньше, чем у МСП.
Второй, возможно более сильный аргумент в пользу того, почему МСП будут играть более значимую роль в возрождении новой культуры в монгольском обществе, связанн с необходимостью культивирования навыков командной работы. Чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы, МСП в любом случае должны будут развивать навыки командной работы. Без командной работы вряд ли они смогут даже выжить на рынке. А командная работа предполагает не только наличие доверия между членами команды или надежности коллег, но и наличие самого главного - справедливого процесса (process fair).
Справедливый процесс возможен только при наличии трех компонентов, а именно: “вовлечения членов команды” (engagement) в принятие решений, “объяснение” (explanation) принятых решений, и “ясность ожиданий” (explanation clarity) то есть ясность того, что может каждый член команды ожидать после принятия решения, иначе говоря - “ясность правил игры”(Kim & Mauborgne, 2003). Отсутствие одного из этих признаков обычно приводит либо к проблемам, либо к невозможности командной работы вообще.
Если суждено быть развитию МСП, то рано или поздно они неприменно придут к этому, включая принцип командной работы на основе принципов справедливого процесса.
И тогда нормы поведения будут основаны на принципах доверия, уважения друг к другу, надежности и справедливого процесса. И если уж такой процесс начнется, то будьте уверенны - новые “нормы поведения и предположения” разрастутся из микроуровня в другие уровни. Потому что частные организации более заинтересованны в создании системы “правил и норм поведений”, которые позволили бы более эфективно управлять сотрудниками и мотивировать их на исполнение своих обязанностей.
Эпилог
Конечно, не все так безоблачно у монгольских МСП, как это может показаться из выше представленного материала. То, что описывалось - скорее ориентир, в направлении которого движутся монгольские МСП. Трудно также утверждать, насколько быстро эти изменения произойдут. Единственное, о чем можно с уверенностью говорить - это то, что процесс уже начался. Хотя все идет путем проб и ошибок, тем не менее, налицо признаки прогресса. Например, не сравнить современные МСП с МСП не то что 90-х годов, а даже с МСП средины 2000-х годов. Тем не менее, пока нельзя утверждать, что монгольские МСП конкурентоспособны. Об этом слишком рано говорить.
Если будет уместна такая аллегория, то я б сравнил монгольские МСП с только что родившимся жеребенком, пытающимся встать на ноги, при чем с жеребенком-сиротой, у которого нет матери, которая могла бы о нем позаботиться. Так что, я призываю всех своих соотечественников поддержать эти предприятия, покупая их продукцию, и таким образом помочь сектору встать на ноги.
Каждая ваша покупка будет вкладом в их развитие. А если они когда-нибудь крепко встанут на ноги, и, будьте уверены, внесут огромный вклад не только в возрождение новой культуры, но и в укреплении независимости нации.