Красота по-бурятски: брутальные баторы и загорелые дангины
Подведения итогов разного рода конкурсов «мисс» и «мистеров» в финале года иногда наводят на размышления о том, что же в понятии современных бурят есть истинная красота.
Если выборы красавиц среди девушек обычно никаких скабрезных ассоциаций не вызывают, то мужские конкурсы вызывают споры. К примеру, недавно в Сети много критики и насмешек прозвучало в адрес конкурса «Мистер Бурятия». Как выяснилось, в восприятии многих пользователей Интернета тип субтильного бледного юноши с чувственными губами расходится с понятием красавца-бурята, который, по мнению большинства, архетипично должен быть брутален, суров лицом, коренаст и смугл.
Впрочем, благодаря масс-медиа этот образ уже давно не является стандартом мужской красоты. К примеру, на вкусы молодых людей до 25 лет явно оказывают «тлетворное влияние» Корея и Япония. В разнообразных группах социальной сети «В контакте» по запросу «красивые буряты» появляется множество страниц, где фигурируют изображения современного молодого бурятского мужчины «японо-корейского типа», очень далекого от образа степного рыцаря, мужчины-батора.
По этому поводу на форумах то и дело ведутся споры, где защитники традиционализма отстаивают несомненные визуальные достоинства бурят-монгольского мужчины, которые выделяют его из числа других представителей Азии.
Стивен Сигал – типичный бурят
«Из всех азиатов, которых я знаю, самые высокие и здоровые – это буряты. И этим я очень горжусь», – отмечает посетительница Сайта бурятского народа. На форуме даже встречаются экскурсы в историю, объясняющие данный факт.
«… Я уже как-то писал, что русское население Баргузина и окрестностей считает предшествующее население – баргутов, очень высокими людьми. Это распространенный мотив легендарного образа коренных жителей Баргузина обычно связывают с находками останков, якобы кости ног поражали русских крестьян своей длиной. До недавних пор в тамошнем русском говоре слово «баргут» означало также «высокий» или «матерый» (здоровенный) человек. Встречались русские с прозвищем Баргут, которые получали ее за высокий рост. Знакомых археологов я спрашивал по поводу баргутов, они мне сказали, что все те легендарные находки длинных костей (если имели место в реальности) были сделаны еще в 17-19 веках. И специалистами в общем-то не изучались…», – пишет один из старожилов Сайта бурятского народа.
В середине 2000- х Илья Стогов, известный питерский прозаик и журналист, путешествуя вокруг Байкала, в своей нашумевшей книжке ««MASIAfucker» не преминул отметить: «Вокруг ходили жители Азии. Это не были рахитичные вьетнамцы. Это были громадные, выше русских, широкоплечие, вспоенные кумысом мужики с крепкими и кривыми ногами. Гортанные и горбоносые кочевники…» Эту сцену писатель запечатлел в поселке Усть-Ордынский, увидев местных бурят-маршрутчиков.
Однажды, во времена видеосалонов, буряты смотрели фильм со Стивеном Сигалом, и посмеивались между собой: «Его одеть в дубленку, норковую шапку и унты – в Бохане за своего сошел бы спокойно». Причем, тогда никто не знал о монгольских корнях голливудского актера.
В принципе, по антропометрическим показателям, монголы, буряты и калмыки гораздо выше других жителей Азии. Тувинцы, алтайцы, якуты и жители Крайнего Севера в среднем поменьше ростом, что обусловлено либо горной местностью, либо суровым климатом. В среднем рост монголоязычного мужчины около 170 см.
Человек длинной воли и большого живота
В старину одним из признаков достатка у мужины-бурята также считался вес. Ходят легенды о великих баторах, которые отличались не только своей физической силой, но и огромным животом. Мол, они съедали барана за один присест, выпивали ведро тарасуна, пытаясь усесться на коня, ломали ему хребет.
Так, предок сумоиста Анатолия Михаханова – Загаша-бухэ, по преданиям, весил почти полтонны и ездил на телеге, запряженной шестью лошадьми. Сам Михаханов сейчас весит 273 килограмма.
Упитанность в прежние времена демонстрировала социальный статус мужчины, равно как и лоснящиеся рукава дэгэла. Мужчины специально вытирали об них губы после трапезы, тем самым, показывая, что они едят мясо каждый день. Однако, тучность должна была компенсироваться, скажем, победами в борцовских поединках. Иначе, слабого и толстого человека остряки вполне могли прозвать «беременной коровой» и сочинить о нем анекдоты.
Впрочем, как бы внешне не изменялись бурятские мужчины, достоинства их ментальности – перманентны. Это, прежде всего, восточная сдержанность. Что вовсе не означает, что человек не темпераментный. «Это как огонек, который постепенно прорывается наружу», – пишет один из респондентов СБН.
Не менее привлекательна интеллектуальная сила молодых людей. Недаром сейчас так популярны в Улан-Удэ разного рода брэйн-игры, где молодые буряты и демонстрируют всю мощь своего интеллекта, чтобы произвести впечатление на противоположный пол.
По мнению Инны Ивахиновой, шахматистки и красавицы, бурятский мужчина должен быть харизматичным, целеустремленным, волевым, умным и добрым: «Я думаю, что песня Саяна и Эржены Жамбаловых «Звезда кочевника» показывает, каким должен быть настоящий мужчина».
Сергей Банаев, преподаватель и защитник родного языка, так ассоциирует идеальный образ бурятского мужчины: «Гора, скала. Понятие незыблемое. Опора. Надежда для близких. Особенно для любимой женщины. Со своей мудростью, отвагой, мужеством, украшение прекрасной половины! Эрхим эрдэмтэй, шадалтай, мунхэ ажабайдалтай».
По мнению режиссера Солбона Лыгденова, «у мужчин, особенно бурятских, да и вообще любых, красота прежде всего в его действиях, в его ответственности и силе духа. Не плакаться, не бояться, не зависеть от мелких обстоятельств. Одним словом красив тот, кто имеет длинную волю…»
Министр культуры республики Тимур Цыбиков уверен, что красивым мужчину вне зависимости от национальности делает ум, интеллектуальная сила мозга.
Синтетические «анимешные» азиатки…
Что касается красоты бурятских женщин, то здесь однозначного мнения нет. Когда-то этнограф Василий Стародумов определил, что «Бурятки - это загадочные девушки с глазами цвета ночи. Они выглядят таинственно, скромно улыбаясь уголками губ. В большинстве своем это девушки от небольшого до среднего роста, со смуглой кожей и черными как смола волосами. У них узкий разрез глаз и неявно выражена переносица, сам нос не очень большой, аккуратный. Губы не пухлые, тонкие. Из черт характера отметил бы окладистость, но если бурятской девушке что-то не понравится, то лучше с ней не связываться, ох и задаст она жару!»
Можно данный визуальный образ взять за некую основу, но опять же влияние масс-медиа, прозападность и достижения в косметологии совершенно изменили образ бурятской красавицы.
К примеру, на СБН пришли к мнению, что «современные бурятки более стандартно красивые, более «анимешные», проглядывает все больше некая синтетическая азиатская красота сейчас пока присущая больше кореянкам и японкам и некоторым китаянкам».
У ученого-историка, одного из авторов «АРД» Доржа Цыбикдоржиева свой взгляд на эту тему:
«За отрезок времени красивых девушек в Улан-Баторе промелькнет больше, чем в других городах, где я бывал. В 2000-х из Монголии, преимущественно из Улан-Батора выехали за рубеж десятки, если не сотни тысяч монголов, и это в массе была молодежь, среди которой немало как раз холеных городских красавиц. Сейчас за тот же отрезок времени в Улан-Баторе встретится, пожалуй, поменьше красоток, но этот город все равно остается местом, где можно в любом магазине или кафе повстречать дам, как говорится, «словно сошедших с обложек модных журналов». Сейчас смешно вспоминать, но раньше думал, что кореянки и японки чуть ли не поголовно должны быть как минимум симпатичными. Сеул в этом плане несколько остудил, а вот до Японии я так и не добрался, хотя с японками в разных местах мира довольно часто сталкиваюсь. Тем не менее, факт, что в масс-медиа Японии и Кореи полно женщин просто неземной красоты. В крупных городах Европы, Австралии, Юго-Восточной Азии теперь можно встретить китаянок, работающих стюардессами, продавщицами, официантками. Поражает, как много среди них красавиц. Попадаются и высокие, длинноногие, модельного типа девушки. При виде их почему-то всегда возникает подозрение, что это бурятки. В Улан-Удэ теперь такие не редкость».
…или луноликие красавицы?
В фильме «Монгол» Сергея Бодрова-старшего отец Тэмуджина, Есугей, поучает своего сына: «У женщины лицо должно быть плоское, глаза узкие, бедра крепкие и широкие».
Ширина таза, понятно, была продиктована практическими соображениями –женщина должна была родить как можно больше баторов. Но луноликость и форма глаз были чисто эстетическими представлениями степняков о красоте.
У монголов и бурят Луна («Һара», «Сар»), является символом женского начала. Этим они отличаются от стран Запада, где такую роль несет Венера. Кстати, в Степи эта планета являлась признаком утреннего вестника, и называлась мужским именем «Солбон».
Так что круглое лицо у женщины соответствовало понятию красоты у степных народов. Узкие же глаза напоминали силуэт лука, главного оружия мужчины.
Также особенностью антропометрии у женщин – потомков гордых степнячек, являются длинная спина и плоские бедра. Представительницы прекрасного пола в старину скакали на лошади по-мужски, поэтому, якобы, у них развились соответствующие признаки. Современные бурятки пытаются бороться с этими атавизмами, в частности, популярностью пользуется операция по увеличению мягкой части тела.
Еще одним известным хирургическим вмешательством является удаление эпикантуса. Сделать «дабхаряшки», то есть европейские веки, стало идеей фикс для многих азиатских женщин.
Однако, в отличие от китаянок, кореянок и японок, бурятки с удовольствием загорают и ходят в солярии. В азиатских странах загорелая женщина считается бедной, это означает, что ей приходится заниматься физическим трудом, скажем, сеять и убирать рис. А бледная кожа – признак праздности и достатка.
Любопытно, что кочевники не обращали большого внимания на размер груди. Эта часть тела у женщины вообще не являлась признаком сексуальности, и стала таковой лишь по приходу европейской культуры.
Разумеется, северные азиатки также отличаются ростом от южных. Тем не менее, средний рост у женщин в 160 см считается нормой. Не раз уже писали о том, как на одном из праздников «Алтаргана» для претенденток на титул «Мисс фестиваль» хотели ввести ограничение – не ниже 165 см, на что один из представителей агинской делегации воскликнул – «бурятская красота сантиметрами не меряется!».
Хранительницы генетического багажа
Опять же в разных мнениях в Сети следует одно, как бы не менялась внешность, суть, составляющая красоты идет от внутреннего содержания.
Вот, к примеру, что пишет некая бурятка в своем «Блоге начинающей шаманки»: «… Есть мужиковский, так сказать, биологический и одновременно социальный смысл существования на Земле. А что же женщина? А женщина наша, засим, сохраняет весь тот генетический «багаж», что был посеян в нее пробегавшим мимо самцом. (Ну, или умыкнувшим ее из чужого племени, – на время – для исполнения честного дела сеятеля). И так уж устроен ее этот самый генетический механизм. Все, что ни попало когда-либо в организм – остается записано в файлы ДНК. И передается, соответственно, далее по наследству. Обогащая генофонд нации.
По моему скромному разумению, мы, бурятки, являем собой в упомянутом смысле замечательный феномен. При подробном рассмотрении характера и особенностей внешности вы увидите все генетическое богатство, все хитросплетения путей формирования нашей нации. В чертах лица, в изгибах тела ясно отражена наша непростая история. И только мы, бурятки, можем ее сохранить. Для будущих, если хотите, поколений….».
Вывод из сего размышления – один. Красота бурятки – понятие растяжимое и кроется не в наносной «анимешности», а в ментальности и силе характера, умении сохранить свой генетический багаж.
В сюжете: Красота