Пока существует монгольское бытие, будут существовать монгольский язык и культура
Культура – это основа развития экономики и суверенитета каждого государства.
Люди ошибаются, когда говорят, что культура — это только для интеллектуальных. Как раз наоборот, культура – это основа развития экономики и суверенитета каждого государства.
Хоть Монголия и имеет богатое культурное наследие, но его исследования почти не проводились. Важно взглянуть на него с точки зрения науки, изучить, а результаты исследований - опубликовать.
С каждым днем глобализация и интернационализация производства расширяют свои масштабы. В связи с этим, в теории и практике менеджмента актуализируются вопросы оптимального, эффективного управления и повышения конкурентоспособности предприятий. Наилучшие стратегии управления сочетаются с культурными традициями и национальными особенностями страны, поскольку философия менеджмента неотделима от них.
У каждой нации есть собственные ценности, нормы поведения и стандарты, связанные с национальными традициями, которые играют важную роль в организации менеджмента. Поэтому надо объединить силы ученых, занимающихся изучением культурного наследия и помочь им в проведении совместных проектов и программ, обновлении методов исследования, надо поддержать их. Правительство и бизнесмены должны быть заинтересованы в этом.
Многое надо сделать, чтобы сохранить и защитить культурное наследие и улучшить его экономическую пользу.
Всюду можно услышать о том, что где-то обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, но в тоже время находят и древние мавзолеи, могилы и иные исторические наследия, которые по своему значению ничуть не хуже, чем ископаемые. Но имеем ли мы склады, где можем их хранить или галереи и музеи, где их можно представить общественности?Будем надеяться, что не все исторические находки будут вывезены за пределы Монголии. Стране нужны хорошие музеи, по которым можно было бы оценить монгольскую культуру.
Нужны и инициативы простых граждан, их помощь и национальная гордость.
Монгольская древняя культура занимает важное место в мировой культуре. Традиционная культура, менталитет и накопленный опыт кочевых монголов являются ценными для всего мира. И сейччас нужна инициатива, чтобы всё это показать миру и сделать это всемирным достоянием. То, что мы воспринимали как старое, стало ценным.
В XIII-XIV веках интенсивно развивались не только монгольская литература, но и другие сферы культурной деятельности монголов, в частности строительство. Монголы знали различные типы жилья, приспособленные к условиям кочевой жизни: войлочные юрты, шатры разных размеров, палатки.
Очевидец описывал их так: “Дом, в котором они (монголы) спят, они ставят на колеса из плетеных прутьев: бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка наподобие печной трубы; ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей”.
Станет ли Монголия через 50 или 100 лет одной из ведущих стран в мире, зависит от самих монголов и, прежде всего, от монгольской культуры.
Понимают ли люди, что интенсивное развитие Монголии зависит не только от ресурсов, но и от культуры? Конечно, это слабость и одновременно возможность для Монголии. До сих пор в стране не было для культуры достаточных ресурсов и богатств. Но теперь появились национальные олигархи, которые протягивают руку помощи развитию национальной культуры.
Кроме городов и селений, в Монголии XIII-XIV веков было построено немало других сооружений: дорог, мостов, оборонительных валов и так далее.
Сохранился крепостной вал протяженностью около 600 км от сомона Баян-Адарга аймака Хэнтий до реки Ган. Местные араты до сих пор называют его крепостью Чингиса. Такой же вал есть и на юге Монголии. К сожалению, памятников архитектуры и градостроительства XIII-XIV веков сохранилось очень мало, большая их часть была разрушена после падения юаньской династии в 1368 году. Остается лишь надеяться, что археологи и искусствоведы отыщут их следы и смогут поведать много нового, а также на то, что бизнесмены внесут свой вклад в это благородное дело.
Это хорошее начало. И многие благодарны им за эти инвестиции в национальную культуру и возможность передать ее следующему поколению. Это и есть новый уровень развития. Будем надеяться, что в будущем будут строиться частные музеи и галереи, где будут выставляться и азиатские, и мировые произведения искусства. В этом плане не нужно смотреть только на государство, надо искать и другие пути.
Если желание узнать и сотворить что- либо новое превыше всего, то оно вполне способно повлиять на развитие.
Наверное, так было и тогда, когда человека увольняли с работы только за то, что он произнёс имя Чингис, когда народные песни звучали только на правительственном концерте или, когда монгольское национальное одеяние стало не модным и осуждали тех, кто его одевал.
А сейчас все кардинально изменилось. Пока существует монгольское бытие, будет существовать и монгольский язык, и монгольская культура. Но, то, что это бытие в данный момент так быстро меняется, невольно настораживает. Это не значит, что тебе, как и твоим предкам, надо оставаться пастухом, чтобы не забыть это. Скорее всего, монгольские менталитет и культура станут смешанными.
Наш мир интересен тем, что в нем живут различные нации с различными культурами. Наверное, поэтому ООН санкционирует основу сосуществования государств как сохранение разнообразий культур. Кочевые народы со своим укладом – не эхо давно ушедших веков. Они живут в XXI столетии рядом с нами и сохранили свой скромный быт, а ведь множество великих империй развалилось, оставив нам только летописи и архитектурные памятники.
И «прикочевали» они в эпоху глобализма не в виде «редких и исчезающих видов» на маленьких «особо охраняемых территориях». А наоборот, представляют себя на международных аренах наравне с другими, как например, госпожа Энхчимэг.
Она у себя на родине также популярна, как Ив Сен Лоран во Франции или Валентин Юдашкин в России. С 1997 г. модельер выпустила 16 полноценных коллекций. Некоторые из них были отмечены премиями на фестивалях моды в Лондоне, Сеуле, Пекине и Улан-Удэ. На показе последней коллекции под названием “Модерн” чувствовалось, что на художника сильно повлияли мотивы традиционного монгольского кафтана с длинными рукавами и запахом на правую сторону. Многие халхи и сегодня охотно носят дээл даже в городах.
Когда Чингисхан в начале XIII века захватил столицу империи Цинь, в плен к нему попал юноша по имени Елюй Чуцай. Он был буддийским монахом с прекрасным образованием. И он сказал Чингисхану: «Великий хан! Можно завоевать империю, сидя на коне. Но с седла управлять империей нельзя!».
И после этих слов Чингисхан прислушивался к советам разных людей – учёных, мудрецов, священников разных религий и поступал, исходя из их советов. Монгольское правительство должно поступать также. Конечно, президент не может знать всё и ему нужны хорошие независимые специалисты, которые от чистого сердца хотят помочь своей стране. Это может быть даже простой географ, занимающийся научной работой. Во-первых, правительство должно знать, что есть такие специалисты, а, значит, необходимосоздать соответствующую электронную базу данных.
Хотелось бы, чтобы наше правительство и чиновники прислушивались к советам знающих людей и географов в том числе. Всё-таки мы на Земле живём, а не витаем в воздухе, хотя и воздух – объект изучения географии.