Далай-лама, Патриарх Кирилл и Хамбо-лама: разный взгляд на религию и государство
Автор АРД Светлана Дашицыренова о неоднозначных тенденциях в религиозной жизни российского общества.
Последние события, произошедшие в религиозном мире - 70-летие Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посещение Его Святейшества Далай-ламы XIV Монголии - вызывали усиленный интерес не только у верующих. Они совпали и зеркально отразили два мира, две религии и пути их дальнейшего развития. Если первое событие в России освещалось как радостное и весьма значимое, то приезд духовного лидера буддистов в Монголию происходил в режиме политического давления и неприятия со стороны Китая.
Есть популярная фраза, что политика разъединяет людей. Применима ли эта аксиома в отношении религии? И много ли сейчас людей, которые причисляют себя к атеистам?
Мероприятия, проводимые в рамках 70-летия Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были обширными и широко освещались в СМИ. На Первом канале вышел документальный фильм «Мы все равны перед Богом», который был показан в рейтинговое время. По общественному каналу «Спас» из Храма Христа Спасителя шла прямая трансляция торжественного богослужения в честь Патриарха Кирилла. От имени Президента России Патриарха Кирилла поздравил новый спикер Государственной Думы и вручил ему орден «За заслуги перед Отчеством» первой степени. Глава республики Бурятия также не остался в стороне и направил патриарху приветственный адрес, вспоминая его заслугу в образовании Бурятской митрополии.
В ответном слове в конце торжественного богослужения Патриарх Кирилл привел слова святого апостола Петра о том, что «у Бога нет случайностей», имея ввиду происходящее событие.
Процесс расширения влияния религии на общественное сознание российского общества, вовлечение в нее все большего количества людей, строительство и реставрация религиозных сооружений происходят в последние 30 лет невиданными темпами.
Началом этого процесса можно считать письменное обращение Управляющего делами Московской патриархии митрополита Алексия к Генсеку ЦК КПСС Горбачеву М.С. от 17 декабря 1985 г., в котором он просил пересмотреть устаревшее законодательство о религиозных объединениях. Совет по делам религии указал, что поднимать такие вопросы пока не следует. Но уже в 1989 г. госорганы прекратили осуществлять активный контроль за деятельностью религиозных объединений.
В России возрождение религии именно в 90-е годы - явление закономерное, связанное с изменением государственного строя и отсутствием идеологии.
Религия не могла упустить столь удобный момент для борьбы за сферы влияния, за умы людей, которые были брошены государством в тот период.
Избрание 7 июня 1990 г. митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Патриархом Московским и всея Руси стало неожиданным событием в церковных и светских кругах. Голосование Поместного Собора проходило в два тура.
Через пять месяцев после избрания Патриарха Алексия II началась работа по строительству Храма Христа Спасителя, символа православной веры, уничтоженного в период геноцида священнослужителей в 30-е годы.
23 февраля 2004 г. Патриарху Алексию II исполнилось 75 лет, но празднование своего юбилея он отменил и перенес на более поздний срок, так как этот день пришелся на самую строгую неделю Великого поста. Но государство не забыло Патриарха Алексия. Букет любимых белых роз и орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени ему были вручены в его резиденции лично Президентом России. Фонд славянской письменности и культуры организовал концерт в зале Церковных Соборов нового храма Христа Спасителя. В роскошном зале была почти домашняя обстановка, никаких высоких гостей, малочисленная свита из священнослужителей и море белых роз от участников и зрителей концерта.
В последнем интервью в сентябре 2008 г. Патриарх Алексий II приводит слова из завещания императора Александра III своему сыну Николаю II:
«Ты слушай всех, но принимай решение сам. Помни, что у России нет друзей. Наша Великость всегда вызывает Зависть. Опирайся на Церковь, потому что Церковь всегда с народом».
На вопрос о том, что, на его взгляд, является самым сложным в жизни человека, Патриарх Алексий ответил: «Самое сложное - стоять во главе чего-нибудь: государства, региона, епархии, не важно чего».
И добавил: «У каждого человека свой крест и Господь помогает ему нести крест. И не бывает креста выше человеческих сил». Вот такими словами завершил свой земной путь Патриарх Алексий, дав себе самому оценку своего служения православной вере.
На следующий день после кончины Патриарха, газета «Коммерсант» от 6 декабря 2008 г. писала: « Патриарх Алексий II стал первым представителем церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религии с государственной властью, что отделить одну от другой стало впредь невозможным».
Патриарх Кирилл – священнослужитель новой формации, завоевал лидерство в православном мире миссионерской деятельностью, талантом богослова, установлением связей с внешним миром, «созиданием церковного организма, которое возможно только в путешествиях». Его размышления легли в основу фильма «Мы все равны перед Богом», когда съемочная группа сопровождала его в поездке по Дальнему Востоку, берегу Ледовитого океана и в Антарктиде. Не только для верующих, но и для всех жителей самых отдаленных и труднодоступных уголков России, куда не ступала нога священнослужителя такого высокого ранга, его появление стало без преувеличения знаковым событием, означающим новый этап в деятельности РПЦ.
Маршрут поездки Патриарха Кирилла и ее мероприятия впечатляют: освящение нового кафедрального собора в Южно-Сахалинске, освящение храма в Невельске. В Анадыре он делает незапланированную остановку в стойбище оленеводов, посещение земли страданий – Эгвекинот, где он произносит: «здесь невозможно жить без веры в Бога». Далее посещает остров Ратманова (залив Лаврентия) и смотрит в сторону Америки, которая в том месте всего в 4 км. В бухте Провидения говорит о том, что быть здесь очень символично. Именно Провидение его послало сюда и здесь же он говорит о новом явлении, которое Патриарх Кирилл пытается внести в свою реформаторскую деятельность: «Модель церкви 19 века не применима сейчас». Далее были остановки в Тикси, Сабетте и на Южном полюсе.
В фильме «Мы все равны перед Богом» есть удивительный момент: Патриарх Кирилл гуляет по льдине в сопровождении стайки пингвинов. И весь мир после увидел снимок, где он стоит на коленях перед одним из них. Здесь вспоминаются кадры из новостных лент федеральных каналов, освещающих поездку Патриарха Кирилла по Южной Америке и первая встреча тысячелетия на Кубе глав двух ветвей христианства.
Запомнились его простые человеческие эмоции в интервью после встречи с главой англиканской церкви, королевой Елизаветой II, когда он нашел королеву в добром здравии, с лучистыми глазами и быстрой реакцией в разговоре. Как радовался подарку-щенку и сказал шутя, что он его крестить не будет, пусть останется со своим английским именем.
Личность Патриарха Кирилла и его поведение, несвойственное многим религиозным деятелям, это прежде всего индикатор того, как изменился мир и его отношение к православию.
Веротерпимость Патриарха Кирилла заключена в его словах, которые он повторяет вслед за апостолом Петром: «Я для мира».
Будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавляя отдел внешних церковных связей РПЦ, 27 сентября 2004 г. Патриарх Кирилл посетил Бурятию для освящения верхнего придела Свято-Одигитриевского собора в Улан-Удэ. Побывал в Посольском Спасо-Преображенском монастыре на берегу Байкала.
Было сообщение в интернете, что Патриарх Кирилл дал согласие на освящение Байкала, но подтверждения ему не нашлось. Возможно, оно состоится в будущем и, может, тогда покажут Патриарху Кириллу нашу «Песчаную Венецию», где находятся архитектурные шедевры в стиле русского классицизма первой половины 19 века: Троицкий и Воскресенский соборы. Их воздвигали на деньги меценатов от купечества с целью не только потешить свои амбиции, показать богатство, успешность Троицкосавска и его жителей, купцов-миллионеров. Эти два собора были воздвигнуты как оплот русской государственности и православия на великом Чайном пути. Даже сейчас вид руин Троицкого собора удивляет и вызывает величайшее сожаление о безвозвратности уходящей красоты и былого великолепия. Но есть еще надежда на возрождение.
Его Святейшество Далай-лама XIV, величайший религиозный деятель современности, Человек мира, участвуя в международной конференции «Буддизм и наука», которая проходила в рамках его посещения Монголии, признается, что он уже не представляет себя только духовным лидером буддистов, а наполовину стал ученым.
«Сострадание, присущее нам от природы, мы должны развивать с опорой на образование».
Этот же смысл вкладывал и А.Эйнштейн, называя буддизм религией будущего: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как о личности… Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, то это буддизм».
Далай-ламе XIV не свойственна закрытость и отчужденность от внешнего мира, характерная для буддистских священнослужителей. Он остается открытым и доступным для общения широкому кругу людей. Всем известно его незаурядное чувство юмора. Есть множество примеров, когда он демонстрировал его, отвечая даже на серьезные вопросы. У всех на слуху слова Далай-ламы XIV о вполне допустимой возможности видеть женщину в кресле духовного лидера буддистов. При этом он со смехом добавил, что тогда её лик должен быть прекрасным.
Далай-лама XIV своими неустанными поездками по миру и проповедями, призывающими всех людей к диалогу, независимо от их национальной принадлежности, их взглядов и пристрастий, снискал глубокое уважение у всего международного сообщества. Его высказывания заставляют задуматься каждого из нас:
«Миру не нужны самые успешные. Миру нужны миротворцы, целители души и тела, и милосердия для всех».
Межнациональная и религиозная толерантность, существующая в Бурятии, известна далеко за ее пределами. Официальной статистики о количестве религиозных организаций, сооружений и числа верующих не ведется. Газета «Новая Бурятия» от 21 ноября 2016 г. опубликовала некоторые данные на основе результатов исследования Института Европы РАН и независимой службы «Среда».
В республике исповедующих православие - 27%, буддизм – 20%, ислам – 0,2%. Атеистов – 13%.
Если процент приверженцев буддизма перевести в абсолютное число, то получается примерное количество бурят, проживающих в республике. И это, похоже, близко к истине, потому что вы не найдете сейчас ни одной бурятской семьи, где не проводили бы большинство буддистских обрядов. Сейчас многие, не только верующие, стараются посетить костер Дугжууба, встретить Сагаалган, стараясь соблюсти все ритуальные действия. Прямая трансляция торжественного молебна в честь Сагаалгана, имеющего статус государственного праздника на территории Бурятии, уже который год ведется из Иволгинского дацана. Вывешивать хий морин, посещать лам-астрологов в дни неудач, нездоровья, перед женитьбой, и, вообще, на удачу в пути и жизни стали обыденным явлением для многих жителей нашей республики. И это тоже можно отнести к великому чуду возрождения буддизма, ведь еще совсем недавно, по меркам истории, при открытии Иволгинского дацана по разрешению И.Сталина 12 декабря 1945 г. с трудом нашли 15 лам, которые могли провести молебен по все канонам буддизма.
Его Святейшество Пандито Хамбо-лама, глава Буддийской традиционной Сангхи Дамба Аюшеев является реформатором в своей подвижнической деятельности, поскольку до него не осуществлялась практическая помощь и поддержка населению. Хамбо-лама Д. Аюшеев - личность с активной гражданской позицией, неравнодушен к судьбе своего народа и считает себя ответственным за будущее бурятской нации.
Обладая талантом оратора, имея свою страницу в социальной сети, ведя огромную деятельность по развитию и пропаганде бурятского языка и традиционных бурятских игр, открывая художественную галерею на территории Иволгинского дацана, участвуя в проектах по возрождению овцеводства, принимая у себя в резиденции высшее руководство страны, многочисленных зарубежных гостей и паломников, сам являясь участником российских мероприятий в столице, Хамбо-лама Д. Аюшеев набирает популярность не только в буддийском сообществе, но и в среде российского истеблишмента.
Получается, что религия в России в настоящее время переживает поистине период ренессанса и очень активно участвует в процессе объединения людей, воспитания нравственности и благочестия.
Но, к сожалению, сейчас мы можем наблюдать и другую сторону явления, когда священнослужителей всех рангов стали все чаще привлекать для участия (или присутствия) в сугубо светских мероприятиях. Тут речь не идет о больших государственных мероприятиях, когда присутствие представителей конфессий вызвано политической необходимостью.
Участие священнослужителей в различных телевизионных шоу, которых в последнее время становится довольно много, вызывает неоднозначные эмоции. Например, при вручении литературной премии иеромонаху за книгу стихов испытываешь радость за светлое и проникновенное творчество и за его гражданскую позицию. Участие другого иеромонаха в шоу «Голос» и его победа наверняка стали особым моментом в истории РПЦ. А вот участие представителей религиозных конфессий в программе Т.Малышевой от 22 ноября, мягко говоря, вызывает недоумение и досаду от нелепости происходящего.
Религия, на мой взгляд, как одна из составляющая духовной жизни человека, должна оставаться в тех пределах, в которых должна быть. Cила религии, ее сохранение и развитие зависит от человеческой веры в нее. Победит ли она в своем усердии сохранить мир - вот вопрос, на который есть ответ у Далай-ламы:
«Мы никогда не сможем добиться спокойствия во внешнем мире, пока не добьемся его во внутреннем».
И пусть при этом одни веруют в то, что мир создал всевышний, а у другие - в его существование в бесконечной жизни.