Другой мир. Что представляет из себя тибетский буддизм
Известный публицист Б.Батбаяр о противостоянии Далай ламы и Панчин ламы, влиянии Китая на "желтую религию", об определении в Китае монгольского Богдо Жавзандамбы.
Граждане МНР, родившиеся между 1930 и 1980 годами, целое поколение, росло и воспитывалось во времена, когда религия была почти полностью запрещена. Поэтому они имели поверхностное представление о религии, воспринимали и понимали её на уровне суеверий. Марксизм-ленинизм враждебно относился ко всем остальным верованиям, он сам был подобен официальной религии и замещал собой буддизм, шаманизм и другие религии.
Хотя я и отношусь с почтением ко всяким суевериям, но так как всю свою сознательную жизнь провёл в обществе без религии, то считаю себя атеистом. Поэтому в своей статье хочу объяснить исключительно с политической стороны сегодняшнее положение тибетской жёлтой религии, её правительства в изгнании, а также политическую ситуацию, возникшую сегодня. Я не буду использовать «может быть» или «возможно». Опираясь на документы и факты, я постараюсь раскрыть политические разногласия по вопросам тибетской ламаистской религии и мигрантов, возникших между Монголией, Тибетом, Индией и Китаем.
В начале 20-го века в отношениях между Далай ламой и Панчин ламой произошёл раскол.
При Далай ламе XIII-м для усиления обороны и закупки оружия правительство Тибета решило взимать налоги со священнослужителей. Первыми этому начали противиться сторонники Панчин ламы IX-го. В 1923 году Панчин лама покинул Тибет и отправился во Внешнюю Монголию, но там как раз устанавливалась власть красных. Поэтому он принял решение остаться во Внутренней Монголии.
В 1932 году в Монголии произошло народное восстание против красного правительства. Прошли слухи, что Панчин лама приедет поддержать их, что придало восставшим храбрости. На самом деле в то время Панчин лама находился при Чан Кайши в должности “министра по вопросам урегулирования западных рубежей”. Он хотел вернуться в Тибет, но Далай лама запретил ему возвращаться. Оба они скончались почти одновременно.
В 1959 году, когда Далай лама XIV-й бежал в Индию, Панчин лама Х остался в Тибете как один из самых влиятельных людей. В 1983 году он женился на китаянке и у них родился ребёнок, что является неприемлемым согласно обычаям ламаизма. Панчин лама скончался в 1989 году в возрасте 51-го года. В 1995 году Далай лама определил 6-летнего Гэндэн Чой Нямаа следующим Банчин ламой. Но китайцы сразу выкрали мальчика и до сих по ничего не известно о его судьбе. Пекин утверждает, что он жив и здоров.
Вместо Гэндэна Пекин определил другого мальчика. Чойжилжав, или в переводе Номунхан, был определён Панчин ламой XI-м и получил религиозное имя Жанцаноров. Его родители были членами КПК.
Традицию определения Далай ламы, Панчин ламы и моногльского Богда Жавзандамба, берущую своё начало с захвата Тибета маньчжурским ханом Чинлуном и подавления Ойратов, Пекин узаконил в 1972 году.
Из-за того, что Жавзандамба II-ой поддержал восстание Цэнгунжава и в Тибете определились сразу два Далай ламы, Пекин решил самостоятельно решать эти вопросы. Согласно этому закону, в 1995 году Панчин ламой был выбран Жанцаноров. Китайский министр по вопросам религии Еэ Сяовэн объявил нового Панчин ламу, а ритуалом руководил монгольский хутагта Ажаа ренбучий.
Сегодня 26-ти летний Панчин лама является заместителем председателя китайского союза буддистов. Но многие, в том числе и Далай лама, его не только не признают, но и протестуют против его кандидатуры. Верующие в жёлтое течение тибетской ламаистской религии, проживающие в основном в Монголии, Бутане, Внутренней Монголии, Калмыкии, Бурятии, Туве, индийском Ладаге, непальском Ширве, не признают нового Панчин ламу.
В прошлом году посольство КНР в Монголии в рамках двусторонних культурных отношений организовало встречу с руководством некоторых монастырей. В результате было решено установить связь между религиозными организациями двух стран при поддержке культурных организаций Китая.
Представители Монголии выехали в Пекин и нанесли визит Панчин ламе. Представители монастрыя Гандантэгчилэн в этом визите участия не принимали.
Далай лама
Этот человек родился в 1935 году и в трёхлетнем возрасте был определён как Далай лама XIV. После “освобождения” Тибета Китайской народной освободительной армией в 1950 году он был избран заместителем председателя Всекитайского народного собрания. Но в 1959 году, после подавления восстания в Тибете, он бежал в Индию. Индия не только дала Далай ламе приют, но и разрешила в городе Дарамсале обосноваться правительству Тибета в изгнании.
Именно из-за этого начался приграничный военный конфликт между Китаем и Индией. Военные действия были приостановлены после захода в Индийский океан 7-го флота США, поддерживающего Индию.
После своего бегства Далай лама сделал многое для независимости Тибета, в области прав человека в Тибете, некоторые из его проектов были успешно реализованы. К примеру, когда место КНР в ООН занимал Тайвань, он успел трижды выпустить постановление по вопросам прав человека в Тибете. Во время правления Мао Далай лама считался заклятым врагом КНР. Но китайский реформатор Дэн Сяопин, придя к власти, приглашал Далай ламу вернуться на родину и встать во главе своей религии. Он обещал Далай ламе всё, кроме независимости Тибета. Но многолетние попытки Дэн Сяопина восстановить отношения и начать переговоры ни к чему не привели. Далай лама отказался принять приглашение.
С этого момента противостояние между Китаем и институтом Далай ламы ещё более усилилось.
Независимость Тибета не признаёт ни одна страна в мире, включая Индию, на территории которой находится правительство в изгнании. Так как после 2-й Мировой войны по итогам встреч в Каире, Тегеране, Ялте и Потсдаме распорядок в мире был установлен и никто не может его нарушить.
В 1979 году Далай лама был с визитом в СССР и МНР. В тот год из-за военных действий между Китаем и Вьетнамом советско-китайские отношения были накалены до предела. Поэтому с целью ещё сильнее взбаламутить Китай в Улан-Баторе была создана Всемирная организация буддистов за мир, на съезд которой пригласили Далай ламу. Это был политический манёвр, инициированный и организованный Советским Союзом. В 1988 году, во время своего выступления в Штутгарте Далай лама говорил, будто он разрешает особый автономный статус Тибета. Но в 1991 году, во время своего визита в Улан-Батор, когда уже пришёл конец коммунизму и холодной войне, он взял обратно свои слова, сказанные в Штуттгарте и заявил, что твёрдо стоит за полную независимость Тибета.
После окончания холодной войны Китай, ранее враждовавший с Монголией, Россией, Вьетнамом и Южной Кореей, начал устнавливать с ними добрососедские отношения. Но отношения с Индией не смягчились и остались по прежнему холодными.
Кроме споров, связанных с линией границ, именно правительство Тибета в изгнании, находящееся на территории Индии, не давало ей возможность нормализовать отношения со своим быстроразвивающимся великим соседом Китаем. Индия, как демократическое государство, не могла просто взять и выгнать их, но тибетцы стали для неё нежеланными гостями.
Некоторые считают, что назначение тибетского ламы из Ладаги послом Индии в Монголии, который проработал здесь на протяжении 13-ти лет, было попыткой перенести правительство Тибета в изгнании из Индии в Монголию.
В 2011 году Далай лама заявил, что полностью отходит от дел главы правительства Тибета в изгнании и оставляет политическую деятельность. В 2012 году он сказал следующее: “Повторяю, что мы не за независимость Тибета. Тибет должен быть в составе Китая с демократической системой”. Но правительство Китая не поверило ему, не раз заявляя, что “он, прикрываясь религией, проводит активную политику, направленную на раскол Китая”.
Также некоторые не китайские источники обвиняют его в том, что Далай лама поддерживает японскую терррористическую секту Аум Синрикё, получает деньги от неё, а также получил от ЦРУ США 1,7 миллионов долларов, поддерживает Индию в вопросе китайско-индийского приграничного спора, а также преследует религиозное течение Дорж Шугдэн, которое входит в тибетскую ламаистскую религию и объявил ему войну.
За период 1979-2016 годов Далай лама посетил Монголию 9 раз. С момента нормализации отношений между Монголией и Китаем в 1990 году, все 7 визитов Далай ламы вызывали негодование у китайских властей.
И каждый раз монгольская сторона заявляет, что визит не имеет никакого отношения к властям Монголии, а проходит только по желанию большинстав верующих и носит религиозный характер, во что китайцы тоже не верят.
Во время своего недавнего визита в Монголию Далай лама сказал, что собирается приехать в США, где он желает встретиться с Дональдом Трампом, избранным президентом. Китай расценил это заявление как политическое. МИД Китая отметил, что Далай лама, хотя и заявляет, что его деятельность носит только религиозный характер, он, вместо того чтобы сидеть в монастыре, ездит по разным странам и делает политические заявления, проводит агитационную деятельность, направленную на раскол Китая.
Китайцы очень остро реагируют на каждую зарубежную поездку Далай ламы. В последний раз он был в России 2004 году, и после этого визита ему неожиданно было отказано в российской визе. Далай лама ездит по многим странам Европы, посещает Японию, США. В некоторых странах его принимают их президенты. И всякий раз Китай высказывает своё недовольство и вручает ноты, но особое недовольство Китай проявляет, когда Далай лама приезжает в Монголию, так как Монголия является единственной независимой страной, где главной религией является тибетская ламаистская религия. Также Далай лама выдвигает несколько вариантов определения своего перерожденца, не исключая возможности определения нового Далай ламы в Монголии.
Жавзандамба богдо
Начиная с Жавзандамбы III, монгольского Богдо определяли, согласно закону Маньчжурского императора, в ходе ритуала открытия Золотого ящика с именами, находящегося в монастыре Юнхэйгун в Пекине. Но то, что каждый Жавзандамба из Тибета, наверное, связано с политикой. Объявив в 1911 году свою независимость, Монголия заявила о религии “умрын шашин” с центром в Монголии, решив таким образом отделаться от влияния тибетской ламаистской религии. Богдо Жавзандамба VIII был объявлен монархом и, по совместительству, главой государства.
После кончины в 1924 году Богдо хаана, его перерожденец был определён в Халха-Монголии.
Говорят, что определённый в 1926 году Богдо Жавзандамбой IX-м уроженец Сэлэнгийского аймака Тудэв Лувсандорж был также признан со стороны Палчин ламы. Когда впоследствии определённый Далай ламой Богдо Жавзандамба IX-й только что родился, Тудэв Лувсандорж был ещё жив и умер в 1948 году, вернувшись из армии. И, так как в 1928 году вышел закон, запрещающий определять перерожденцев /этот закон до сих пор в силе/, то Лувсандорж был Богдо IX-м только в младенечестве, на протяжении двух лет.
В 1991 году, вернувшись в Дарамсалу после своего визита в Монголию, Далай лама определил бывшего ламу, отца нескольких детей, Жавзандамбой IX-м.
Определение этого человека, родившегося 10 лет спустя после смерти Богдо хана, расходится с установившейся традицией определения перерожденца Жавзандамбы и политикой Богдо хана отделять свою религию от влияния Тибета.
В превую очередь, по традици перерожденца определяли в течение 3-х лет после смерти предыдущего Богда Жавзандамбы. О вновь определённом Богдо Жавзандамбе IX Далай лама говорил, что знает его с детства и они были друзьями. Этот Богдо Жавзандамба IX-й подтверждал, что министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, во время своего визита в Монголию в 1988 году дал разрешение определить его перерожденцем, но никаких документов и протоколов, подтверждающих это, найдено не было.
Этот второй Богдо Жавзандамба IX-й, несмотря на запрет правительстсва Монголии, в 1999 году тайно приехал в Монголию и был отправлен обратно в Дарамсалу. Но, приехав во второй раз в 2010 году по приглашению, он получил гражданство Монголии. Говорят, что он обещал переродиться в Монголии. И Далай лама подтвердил эти слова во время своего недавнего визита.
После его смерти в 2013 году разговоры в Монголии о перерожденце Богда Жавзандамбе Х-м стали набирать силу. Как некоторые установили, на место перерожденца претендуют 11 детей.
По признанию Далай ламы, его визит был сявзан с определением перерожденца Богдо Жавзандамбы.
Но пока не ясно, как на это отреагируют китайцы. Исходя из положения определения последнего Панчин ламы, они считают действительной систему определения перерожденца путём открытия Золотого ящика в пекинским монастыре Юнхэгун, предписанную законом государства Ман Чин от 1792 года.
Кроме этого, на сегодня в Монголии есть почти 40 религиозных лиц, определённых с участием Далай ламы. В основном, это маленькие дети и подростки. Среди них также есть перерожденец тибетского ламы, умершего более ста лет назад.