Парламент, основанный на корысти. Почему 76 депутатов Великого Государственного Хурала рвут на части Монголию
Известный монгольский эксперт по национальной безопасности М.Батчимэг о главных причинах потери властью здравого смысла.
Несомненно, что всё происходящее в мире вокруг нас, будет влиять на нашу жизнь. И самое главное, на что мы должны обратить внимание – это то, какие изменения могут произойти вокруг нас в сфере политики и безопасности.
Не менее важно и то, каким образом могут повлиять изменения, происходящие в мире, на политическую жизнь Монголии, на процесс созревания её политической системы, особенно сегодня, когда падает доверие граждан к политическим партиям и когда всё большие сомнения вызывает демократическая система госвласти.
Монголия в плане экономики пока не присоединилась к сети спросов и предложений и торгово-экономической системе, охватывающей весь мир, что даёт ей возможность с минимальными потерями преодолеть изменения, происходящие в мировой экономике. И всё-таки надо отметить, что до сегодняшнего дня Монголия довольно вкусила результатов деятельности международных организаций, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд, сегодняшней мировой финансово-экономической системы.
Что мы можем сделать в этой ситуации?
Монголия не является сильным игроком и не влияет на баланс сил в мире и установление международного распорядка. То, что монголы должны делать и то, что от них зависит – это выжить, адаптировавшись к происходящим переменам, укрепить свою способность к развитию. Поддерживать национальный иммунитет. А это невозможно сделать без правительства, умеющего руководить.
Сегодня самой главной задачей, стоящей перед Монголией, является скорейшее создание такого правительства, которое сможет остановить развал всё более ослабевающей госвласти, создать здоровую политическую систему, укрепить госслужбу, защитить безопасность, решить вопросы развития.
Создание правильной власти, с одной стороны, является гарантией существования государства и нации, а с другой стороны, является дорогой, ведущей к созданию и развитию благополучных условий жизни для населения. Поэтому всякие экономические лозунги и призывы - это только пустые слова и не приведут к успеху, когда вопрос об улучшении власти остаётся на заднем плане.
За прошедшие 14 лет в Монголии сменилось 14 правительств, и сегодня политическая ситуация оказалась аналогичной тому периоду, когда в Германии создавалась Веймарская республика, которая стала условием появления Гитлера, и аналогичной Чевёртой республики Франции, когда за 12 лет сменилось 21 правительство. Дав парламенту право создавать правительство, распределять бюджетные средства, Германия и Франция того периода открыли для политиков двери для борьбы за власть и богатства. Исполнительная власть и госслужба, которые должны были нести основной груз жизнедеятельности государства, были обессилены, были открыты пути для возникновения безграничной политизации всего, нестабильного состояния, желания граждан иметь твёрдую руку сильного лидера, что в конце привело к появлению диктатора.
В демократическом государстве с парламентской формой правления Премьер-министр должен сам создавать своё правительство, а правительство, в свою очередь, должно иметь право решать все вопросы, связанные с бюджетными средствами и хозяйственной деятельностью.
В Монголии министров назначает парламент, он же указывает Премьер-министру, с кем работать. Вместо того, чтобы проверять и принимать бюджет, вносимый правительством, парламент самовольно вносит в него изменения и распределяет по своему желанию и усмотрению. Это является основным искажением, которое нужно изменить только по Конституции.
В Монголии никогда не прекратится бессмысленная политическая борьба. Причина - это искажённое состояние, когда парламент руководит правительством, а члены парламента руководствуются желанием отправить правительство в отставку, чтобы самим занять места министров, вместо того чтобы контролировать деятельность правительства, оказывают на него давление. Не удивлюсь, если члены МНП, занявшие 65 мест в парламенте, отправят своё же правительство в отставку.
При такой системе, когда, не руководствуясь расчётами специалистов, распределяются средства госбюджета согласно интересам избирательных округов и бизнес-амбициям членов парламента, долги и дефицит бюджета Монголии никогда не снизятся.
По счастливой случайности, когда цены на горнорудную продукцию пошли вверх и госбюджет стал прибавляться, члены парламента, думая о победе на следующих парламентских выборах, бросали деньги на ветер, принимали решения, из-за которых природные богатства на несколько лет вперёд были отданы в залог. Когда были открыты возможности брать кредиты из-за рубежа на льготных условиях, члены парламента давали друг другу возможность без каких-либо расчётов и контроля бросать их на ветер. Вот таково реальное лицо этой системы, где члены парламента руководят правительством, заняв в нём большинство мест.
Среди 76 членов парламента нет ни одного человека, контролирующего, по каким критериям происходят политические назначения, как распределяется бюджет, как решается вопрос освоения богатых полезными ископаемыми месторождений. Также парламенту, который сам назначает министров и распределяет бюджет, нет никакого интереса контролировать деятельность правительства. С такой системой неудивительно, что в Монголии не найдётся ни одного ответственного за все это.
Не надо удивляться, что при такой системе, став членом парламента, человек получает полное право распределять должности, средства и всё ценное, что есть в стране.
Вместо того, чтобы работать над законопроектами и правильной политикой государства, все стали рваться в политику, чтобы обогатиться и сделать карьеру. Парламент из места проведения политических дебатов превратился в место кокуренции бизнеса и должностей.
Некоторые высокоразвитые страны испытали на себе последствия того, что дали парламенту, в котором решения принимаются совместно многими людьми, и который трудно поддаётся контролю, права, которые он не должен был иметь. Такие страны, как Германия и Франция, путём внесения изменений в свою Конституцию, всю ответственность за создание правительства и руководство госхозяйством возложили на главу исполнительной власти. А парламент стал заниматься своей основной работой, принимать законы и контролировать деятельность правительства, благодаря чему удалось урегулировать кризисное состояние.
Для Монголии настало время последовать примеру других парламентских стран и внести изменения в свою Конституцию.
В этих странах есть только одно лицо, несущее ответственность. А кто будет нести ответственность в Монголии? Даже в твиттере пишут, что “корейцам для того, чтобы призвать к ответу одного начальника, достаточно выйти на улицы с демонстрацией и успех гарантирован. А у нас для того, чтобы отправить в отставку наших 76 начальников, выйдут на улицы эти же 76? “
Дав правительству полномочия, парламент не скатится вниз. Наоборот, он должен ещё более укрепиться, являясь гарантией демократии. Если в парламенте перестанут распределять должности и бюджетные средства, то там увеличится число депутатов, которые будут разрабатывать законопроекты, как того хотят люди. Улучшится качество парламента, поднимется его репутация в обществе. Увеличится доверие граждан. Поднимется престиж государства.
В программу МНП, стоящей сегодня у власти и ее правительства включены задачи по внесению изменений в Конституцию Монголии. Это, конечно, хорошее дело. Но изменения в Конституцию не должны быть внесены без всяких предварительных расчётов, на эмоциях и с участием всего одной или двух политических пратий или небольшой группы политиков.
Также нельзя прикрываться “мнением народа” и решать этот вопрос, организовав референдум в сжатые сроки. Монголы должны извлечь урок из той ситуации, в которой оказалась Великобритания после референдума о выходе из ЕС, в обществе которой произошел серьезный раскол. Аналогичный раскол происходит сегодня в США после президентских выборов.
Поэтому важно дать гражданам достаточно времени для обсуждения.
Проведение референдума в сжатые сроки и неправильная формулировка вопросов могут привести к непредсказуемым последствиям.
В заключение хочется отметить, что у Монголии есть успешный опыт проведения широкого обсуждения среди граждан проекта конституции 1992 года по принципу “консультативной демократии”.
Справка
М.Батчимэг – 2005-2008 годах глава Торгово-экономического представительства Монголии на Тайване, 2008-2009 годах советник, старший эксперт Института стратегических исследований при Совете национальной безопасности Монголии, 2009-2012 годах советник Президента Монголии по вопросам национальной безопасности и внешней политики, 2012-2016 годах член парламента. Член Национального консультативного комитета ДП.
Источник: news.mn
В сюжете: МонголияправительствоВеликий Государственный Хуралдепутаты