Кто такие захчины и откуда они появились?
Традиции кочевания у монголов.
С тех пор, как жителей западных районов Монголии, живущих вблизи гор Алтая стали называть захчин, прошло пять столетий. Захчины были одной из 20 национальностей Джунгарии. Хаан Галдан Бошигт в 70-х годах 17-го века выделил из военных частей ойратских князей самых отборных воинов с их семьями и, создав специальные ячейки, отправил их на службу в приграничные районы того времени, в местечко Эрээн хавирга. Так появилась национальность захчин. То есть, этноним “захчины” появился в конце XVII века как обозначение группы, в состав которой вошли по несколько десятков семей из числа торгутов, дербетов, элетов и халха, выделенных джунгарскими правителями для охраны границ (отсюда название “захчины” – “окраинные”).
Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж – из народности захчин. Также захчином был (2008-2012) председатель Великого Государственного Хурала Монголии Дамдины Дэмбэрэл.
Они защищали западные земли, граничащие с Средней Азией, хаанствами уйгуров, а также с халха. Воины захчин всегда настороженно относились к маньчжурам и называли их “дикими волками” и сторонились их. Сейчас захчины живут в сомонах Зэрэг, Алтай, Мөст, Манхан, Үенч, Зэрэг аймака Ховд. А жители же сомона Зэрэг проживают среди отрогов гор Ханбаатар, Жаргалант, Бумбат, Сутай, в долине Алтантээл, но при этом сумели сохранить особенности проживания и кочевого образа ведения скотоводства. Возможно, это отличает их от других. Те, кто переехал жить в долину Алтантээл, стали выращивать рожь, что улучшило условия их жизни.
Только в горах Алтая остались монголы, которые предпочитают кочевать, чтобы сохранить маточное стадо и переезжать в более теплые места.
Холодные зимние дни кочевники захчины уходят с долины Зэрэг и отправляются на теплые зимовки в отрогах западных и восточных гор. Из-за холодов семьям захчинов и скоту приходится делится на двое. При зимней кочевке в горы поднимают мелкий рогатый скот. А в это время дети остаются в центрах сомонов, в школах. Все семьи стараются привыкнуть к обстоятельствам - одна часть остается на зимовке вместе с крупным скотом, в то время как другие пасут скот в более теплых местах, на высоте 3000 метров над уровнем моря.
Дорога в горы трудная, иногда верблюды скользят на горной тропе и тогда кочевка останавливается. В таких условиях скотоводы сыплют на тропинки песок, чтобы исчезло скольжение. Такую работу местные жители называют “харуу”.
Главной силой для кочевки и в холода, и жаркие дни является верблюд, который не обращает на трудности местности. Алтайские верблюды прижились к резкоконтинентальному климату, каменистой почве, высоким горам. Они несколько сотен, даже тысячи раз поднимались и опускались в караване караване с грузом на горбу.
Семьи захчин, приехавшие на место первыми, должны встретить вновь прибывших горячим чаем и угощением, такова традиция. Самым дорогим достоянием кочевого народа является сохранившийся и поныне обычай встречать кочевников чаем - в него вложили душу, и преподносят потому самые лучшие угощения.
Захчины, живущие в более теплых местах и пережидающие холодные зимние дни, с приходом весны начинают готовиться к Цагаан сар. Они заранее, еще глубокой осенью начинают готовить мясо к зиме, и в том числе – баранину с курдюком. А вот специальные печенья, так называемые санзай боов, буузы и пельмени хозяйки юрт начинают делать за несколько дней до праздников.
Мужчины перед окончанием последних дней зимы делают обооны из камней в южном направлении от юрты, а на вершину втыкают прутья с двумя ветвями и привязывают к ним клочок шерсти от шеи самцов, а также нитки пяти цветов. Когда все приготовления закончены, можно и приступать к приветствиям на праздник.
Перед первым днем Цагаан сар обязательно отмечают битуун. Это день, когда принято есть досыта. И этот обычай такой же, как и всех народностей нашей страны. Для этого на подвязках юрты с правой стороны обязательно ставят лед, который призван задобрить и встретить лошадь бурхана Лхам. А вот с левой стороны ставят ветку кустарника харгана, чтобы отвести от юрты злых чертей.
На камнях в дни Цагаан сараа собираются только мужчины. Они здороваются с духами мест, оговаривают свои желания, передают на их волю свои судьбы. При этом они держат на руках угощения. А затем все, что осталось, приносят в юрту и одаривают ими оставшихся в юрте как угощение от Алтая. Как только мужчины возвращаются от обоонов, в юрте начинаются приветствия золгох.
После долгой зимы, проведённой на зимнем стойбище, кочевники перед оттёлом овец кочуют в места с мягкой почвой, без холодного ветра, где и остаются до конца весны.
Проходят долгие весенние дни, а к подножию Алтайских гор приближаются тёплые солнечные дни. И в эти дни как раз начинается оттёл скота. В этот период времени кочевники трудятся, не покладая рук, днём и ночью, чтобы без потерь принять новорождённых. Днём они ходят по пастбищу с мешком для ягнят, а ночью всегда начеку, прислушиваясь к стаду овец на стойбище. В особенно холодные дни, только-что рождённых на пастбище ягнят надо успеть положить в мешок и принести их домой.
Один из главных героев кочевой жизни на просторах Великого Алтая, величественное создание. Часты случаи, когда бесцельно бредя по степи, верблюдица родит верблюжонка, а он не выживет.
Невозможно представить, какие испытания ожидают новорождённого малыша в круговороте этого мира. Но, несмотря на всё это монгольский верблюд следуя своему хозяину в борьбе за выживание в суровых условиях родного края, будет и дальше нести на своих спинах груз кочевой цивилизации пришедший из далёких времён.
Кочевники-захчины приучают верблюдов с малых лет к кочевому образу жизни. Сначала верблюжат приучают ходить по скалистым горным склонам. Верблюжонок следуя за матерью готов преодолеть любые преграды. Ну а до того, как он окончательно повзрослеет, его приучают ходить за грузом привязав верёвкой один конец которого проходит через ноздрю животного. После этого приучают ходить с подкладкой для груза. Приученный таким способом верблюд становится животным готовым без устали преодолевать любой кочевой путь.