Политическая развилка. В чьих интересах будет изменена Конституция Монголии?
Перед президентскими выборами 2017 года в Великом Хурале заговорили об изменении структуры государственной власти.
Состоятся ли очередные президентские выборы?
Одним из важных событий 2017 года в Монголии станут очередные выборы президента. Группа большинства в парламенте планирует в этом месяце обсудить и принять новую редакцию Закона о президентских выборах.
Перед Новым годом группа парламентариев представила новый проект Закона о президентских выборах, состоящий из 14 глав и 104 статей. После обсуждения и принятия парламентом этого законопроекта станет ясно, когда и как будут проводиться выборы 5-го президента Монголии.
Этот вопрос, находящийся в центре внимания политических партий и фракций, уже становится главной темой и причиной споров и конфликтов между политиками. Это видно из политизации данного вопроса парламентарием О.Баасанхуу, который заявил, что данный законопроект нарушает Конституцию страны. По существу, политические партии и коалиции, имеющие место в парламенте, имели право выдвигать своего кандидата в президенты. По этому принципу прошли все предыдущие 7 выборов.
Если останется прежней статья законопроекта, согласно которой в выборах “примут участие политические партии, имеющие место в парламенте самостоятельно или совместно”, то МНП, ДП и МНРП будут иметь право выдвинуть своего кандидата на пост президента. А остальные партии и коалиции, согласно законопроекту, не имеющие места в парламенте, могут поддержать кандидата в президенты.
Наряду с этим созданы две рабочие группы от правительства и парламента, работающие над внесением изменений в Конституцию.
Другими словами, если большинство в парламенте сможет изменить Конституцию, то выборы президента в июне могут и не состояться.
Во время работы предыдущего парламента, рабочая группа, возглавляемая депутатом Н.Батбаяром, представила парламенту законопроект, расширяющий полномочия премьер-министра и ограничивающий президента. Но из-за обстоятельств того времени, от парламента З.Энхболда задачу внести изменения в Конституцию унаследовал парламент М.Энхболда.
Внесение изменений в Конституцию – это желание общества?
Именно из-за этого вопроса монгольские политики и те, кто интересуется политикой с 2011 года, разделились на два лагеря. Некоторые поддерживают внесение изменений, а другие считают, что ещё не иссяк потенциал и обязанности действующей Конституции. Прошлой осенью, на вопрос журналиста о правильности внесений изменений в Конституцию, президент Ц.Элбэгдорж выразил свою позицию словами “надо увеличить полномочия премьер-министра”.
Есть и те, кто считает, что причиной нестабильности власти и основой экономического кризиса является действующая Конституция. После демократических преобразований в общей сложности было создано 15 правительств и семь из них ушли в отставку раньше срока. Срок деятельности одного правительства в среднем составляет не более двух лет.
Отсюда можно сделать вывод, что парламент не даёт правительству возможности работать и реализовывать свою политику.
С другой стороны, правительство «сидит» над парламентом, а над правительством «сидят» фракции. Вот такая картина наблюдается в политической жизни Монголии последние несколько лет.
Один из недостатков, который наблюдался при ДП и наблюдается при МНП – возможность того, что любой из 76 членов парламента может стать главой исполнительной власти. Поэтому основой внесения изменений в Конституцию должно быть разделение исполнительной власти от законодательной.
Конституционное большинство
МНП получила по итогам выборов 2016 года 65 мест в парламенте, поэтому можно смело утверждать, что сегодня в парламенте Монголии установилось именно конституционное большинство.
В период принятия первой демократической Конституции в 1992 году 90 процентов из 430 членов Малого государственного хурала составляли члены МНП /МНРП/. В 2000 году, когда в Конституцию были внесены 7 изменений, из 76 членов парламента 70 были членами МНП /МНРП/.
Таким образом, можно считать, что главной задачей МНП, пока она владеет абсолютным большинством, является внесение изменений в Конституцию. Некоторые юристы считают, что, узаконив в Конституции состав и структуру правительства, дав премьер-министру право распускать парламент, можно обеспечить стабильное состояние власти в стране. Но это в том случае, если у МНП, особенно у М.Энхболда, хватит смелости провести такие изменения.
М.Энхболд будет баллотироваться в президенты или станет премьер-министром?
Ответом на этот вопрос является внесение изменений в Конституцию от абсолютного большинства.
Если большинство в парламенте решит не изменять Конституцию и выборы президента будут проводиться как обычно, то самым вероятным кандидатом от МНП является М.Энхболд.
Говорят, что только за это он и “подарил” кресло премьера-министра Ж.Эрдэнэбату. Но у него есть сильные соперники внутри партии, начиная с Ц.Нямдоржа. В случае, если М.Энхболда поддержит партийное руководство, то у Ц.Нямдоржа есть шанс выдвинуться, пользуясь поддержкой зала. Из членов ДП о намерении выдвинуть свою кандидатуру заявил Н.Алтанхуяг. Но в ДП кроме Н.Алтанхуяга, стали слышны имена и других кандидатов, в том числе и Э.Бат-Уула.
Президента выбирают всеобщим голосованием, и если число голосов “за” превышает 50 процентов от общего числа отданных голосов, выборы признаются состоявшимися. Если в результате внесения изменений в Конституцию премьер-министру дадут право распускать парламент и самому создавать свой кабинет, то в этом случае М.Энхболд без каких-либо конкурентов может стать главой исполнительной власти. И в случае, если президента страны будут избирать члены парламента, то появится “шанс” и у Ц.Нямдоржа. Но новый законопроект ещё более ограничивает полномочия президента, оставляя ему лишь право обеспечивать единство.
Если целью Конституции является уменьшение дублирующих функций президента, законодательной и исполнительной власти, то остаётся лишь наблюдать, как абсолюттное большинство будет справляться со своими обязанностями.
Если всё-таки решат внести изменения в Конституцию, то выборы президента будут перенесены. Но если решат изменить Конституцию после президентских выборов, то мы “потеряем” ещё 8 лет.