Б.Эрдэнэбаяр: Китайская госкомпания предложила провести бесплатную разработку ТЭО
Интервью с топ-менеджером государственной компании "Монгол тумэр зам" ("Монгольские железные дороги").
Представляем читателям беседу с замдиректора госкомпании МТЗ /по рус. Монгольская железная дорога/ о нынешнем состоянии железных дорог в Монголии.
-На правительственном уровне железную дорогу определили как одним из главных опор для выхода из экономического кризиса. Так начнемте нашу беседу с проектов, которых МТЗ планирует реализовать?
-В рамках реализации госполитики по отношению железных дорог правительство передало МТЗ право строить железную дорогу первого и второго этапов совместно с отечественными или иностранными инвесторами. Согласно правительственных распоряжений №28 и 82 в 2013 году были начаты работы инженерно-геодезических изысканий по оценке влияния на окружающую среду и строительные и проектировочные работы, к сожалению, из-за финансовых затруднений строительные работы желдорог всех направлений были приостановлены в 2015 году. Таким образом, на сегодняшний день проводятся работы по заключению и исследованию инвестиционных соглашений в рамках подписанных меморандумов о сотрудничестве с некоторыми инвесторами.
-Разработка ТЭО линии Зуунбаян-Ханги будет проведена за счёт финансовых средств китайской компании «Си Ар И Си». Думаю, со стороны этой компании имеются какие-то требования. Расскажите пожалуйста об этом?
-Китайская госкомпания предложила провести бесплатную разработку ТЭО, что было принято с нашей стороны и дано право на проектировку ТЭО желдороги по направлениям Зүүнбаян-Ханги и Хөөт-Чойбалсан. В общем много компаний были заинтересованы в участии в новых железнодорожных проектах, в том числе от китайских компаний поступают предложения по разработке ТЭО и сотрудничестве в финансовых и строительных вопросах. Что касается “Си Ар И Си”, то мы подписали только меморандум о проектировке ТЭО. Таким образом, после завершения данной работы в зависимости от возможности финансирования решится вопрос о сотрудничестве с компаниями. “Си Ар И Си” имеет опыт в данном сегменте, т.е. она разработала одну треть ТЭО всех желдорожных проектов Китая.
Так что, я надеюсь, что компания качественно выполнить заданную работу. Кроме того, в трёхстороннем соглашении о создании экономического коридора указано развитие желдороги по направлению Хуут-Чойбалсан, таким образом ожидается, что будет уделено особое внимание этой линии.
-Наблюдается колебание цен на сырьевые товары на международных рынках, что может повернуть в любую сторону и этот факт подтверждается в реальной жизни. Тогда как выглядят будущее и рентабельность реализуемых железнодорожных проектов в Монголии? Есть ли гарантия того, что цены на горнорудную продукцию будут стабильными в последующие годы?
-По словам экономистов, период мирового спада цен на горнорудное сырье достиг сегодня своего минимального уровня и в дальнейшем ожидается его постепенный подъём, по мере того войдет в русло стабильного роста. Но несмотря на это с введением новых желдорожных ветвей в эксплуатацию конкурентоспособность МТЗ увеличится за счет появления возможности снижения стоимости транспорта угля или сокращения транспортных расходов к потребителям. Например, линия ТТ-Гашуунсухайт в два раза сократит стоимость автоперевозки угля, что соответственно повлияет на её розничную цену. То есть, если сегодня на транспортировку 1 тн. угля тратят 6 центов, то с введением новой линии в экономический оборот станет 3 цента за 1 тонну. Одним словом, стоимость автоперевозки угля от ТТ до КПП Гашуунсухайт на данный момент составляет около 16 ам.долларов, тогда как по новой железнодорожной линии она сократится в два раза – до 8 долларов США. С другой стороны, в период спада и подъема рыночных цен на горнорудную продукцию будут регулированы цены на сырье за счет гибкого железнодорожного тарифа, тем самым появится возможность одновременного развития железнодорожного сектора соответственно с мировым рыночным колебанием. Так что, необходимо продвигать проекты в железнодорожном секторе, чтобы сделать Монголию конкурентоспособной на международном уровне.
-Интерес Китая к Монголии заключается в потребности в сырьевой продукции. Расскажите об этом поподробнее?
-Это зависит от направления сотрудничества в железнодорожных строительствах. Но, наш южный сосед проявляет интерес к импорту коксующего угля, чем энергетическому, т.е., к своим стальным промышленным центрам. Так что, отечественные компании свою экспортную деятельность ведут, ориентируясь на спрос коксующего угля.
-Расскажите пожалуйста об объеме подтвержденных запасов угля месторождений, которые находятся вдоль новых линий?
-Что касается месторождение Таван толгой /ТТ/, то его подтвержденные запасы угля составляют 6,4 млрд.тн, из которых 1,8 млрд.тн коксующийся уголь. Месторождение Гашуунсухайт имеет около 700 тыс.тн. энергетического и полукоксующего угля.
-Сколько будет годовой объем транспорта через линию Зуунбаян-Ханги?
-На данный момент, 4-4,5тыс.тн железной руды из регионов Сэлэнгэ и Дархан экспортируется через КПП Замын-Үүд. Со временем, этот объем увеличится на 10 тыс.тн. железной руды в год из месторождения Төмөртэй, а в дальнейшим наблюдается тенденция роста. Кроме того, вдоль желдорожной линии Ханги есть несколько шахт с запасом коксующего угля и железной руды, а также до КПП Бугат будет проводиться транзитный транспорт, который составит по данным исследования в среднем 15-21 тыс.тн в год. Таким образом, возникает необходимость введения в эксплуатацию новых железнодорожных линий, увеличения пропускной способности имеющихся линий, чтобы транспортировать выше указанный объем грузов, что является важнейшим актуальным вопросом.
-Кто будет реализовать строительные работы новых проектов?
-Это зависит по большому счету от инвесторов. Инвесторы обычно заинтересованы во включении своих компаний, поэтому мы работаем над возможностью привлечения отечественных компаний. Есть много сегментов, где могли бы отечественные компании работать в таких направлениях, как земляные и инженерно-геологические работы, геодезические изыскания, строительство трубопроводов и мостов, поставка продуктов питания и рабочих одежд, и электроэнергии и т.д.
Кроме того, мы стараемся подключить к проектам отечественных компаний подрядчиков.
-После строительства железнодорожных линий возникнет в первую очередь вопрос о составах поездов. Как Вы смотрите на это?
-В ходе реализации проектов мы стараемся придерживаться наиболее эффективной стратегии, чтобы держать стоимость проектов на низком уровне. С другой стороны, это зависит особенно от ТЭО и от того, как в нём будет отражено решение данного вопроса. Например, линия ТТ-Гашуунсухайт будет построена шириной 1520 мм, и в связи с чем необходимо комплексно решить вопрос о закупке новых подвижных состав. Тогда в строительстве стандартной ширины колея – 1435 мм, можно на собственных средствах приобрести тягачи, а грузовые поезда решить на условиях соглашений с китайской стороной – на арендные или процентные владения имуществами. Все это можно решить в ходе переговоров совместно с партнерами и инвесторами.
-Одним из главных вопросов в строительстве железнодорожных линий является сигнальная система на железной дороге. Как выглядит решение в этом направлении?
-Есть в Монголии в этом направлении стандарт, и мы придерживаемся его, также как стандарт ЕС, соответствующего международному стандарту. Кроме того, в зависимости от особенности строительства отдельных линий будет решено какую именно систему использовать. Так что на данный момент мы не можем сказать чья именно сигнальная система будет использована на новых линиях.
-С эксплуатацией новых линий появится не только возможность экспорта в Китай, но и в третьи страны. Ваше мнение об этом?
-В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Монголию в 2014 году был подписан договор о транзитном транспорте между Монголией и Китаем. В договоре говорится, что одна треть экспортируемой горнорудной продукции в Китай будет направлена в третьи страны». Кроме того, подписано соглашение об оказании налоговых льгот на 40% для транзитного транспорта. В этом смысле, мы ожидаем позитивное претворение в жизни решения транзитного транспорта.
-Предусматривается ли сотрудничество с компанией «УБЖД» в ваших новых проектах?
-Вопрос о сотрудничестве с УБЖД возникнет со временем, так как линии Зүүнбаян-Ханги и Хөөт-Чойбалсан состыкуются с линией УБЖД.
-Расскажите об участии вашей компании в строительстве линии Эрдэнэт-Овоот?
-Эту линию строят на основе концессионного договора, так что не планируется наше участие в ней. Тем не менее, предусмотрено участие нашей компании в вопросе принятия готовой железнодорожной линии.
-Тогда можно ли сказать, что ваша компания строит желздороги только в южном направлении?
-Имеется в общей сложности 7 железнодорожных линий, планируемых построить 2016-2020 гг., из которых мы реализуем по направлениям Нарийнсухайт-Шивээхүрэн, ТТ-Гашуунсухайт и Хөөт-Бичигт. На счет направления ТТ-Гашуунсухайт стало ясно, что Монголия будет владеть 51%, а Китай 49%. Вот так выглядит план реализации проекта ТТ-Гашуунсухайт. А условия строительства и эксплуатации линии Нарийнсухайт-Шивээхурэн пока не ясны – либо строительство-эксплуатация-передача владения или строительство-передача владения, так как этот вопрос решается.
Вопрос включения нашей компании в строительство линии Зүүнбаян-Ханги пока не решен до конца. Тем не менее, мы руководим ею сегодня как госкомпания, планирующая госстратегию в данном секторе. То есть мы следим за разработкой ТЭО, ознакомим правительство с ходом проекта и внесём изменения в стратегию проекта и т.п. Как только все эти вопросы решатся станет ясно, кому перейдет владение правом на реализацию данного проекта.
-Сколько из этих проектов по-вашему будут претворены в жизни на самом деле?
-Все линии отражены в госполитике по отношению желдороги и МТЗ начала реализовать их. Но в ходе реализации появилась необходимость внесения некоторых изменений в правительственный протокол. Например, премьер-министр дал указание о передаче строительства линии Нарийнсухайт-Шивээхүрэн частному сектору. Так что, в ходе выполнения поставленной задачи будут предприняты соответствующие корректировки. Тогда касательно вопроса линии по направлению Зүүнбаян-Ханги МТЗ разработала предварительную ТЭО на основе исследования и представила её на правительственном заседании, так что в этом случае внесение изменения в стратегию существенно легче, а кто и как будет реализовать это вопрос правительства. Линия Чойбалсан-Хөөт-Бичигт включена в соглашении создания экономического коридора, таким образом, ожидается высокая доходность от данного проекта. Этот проект рассматривается одним из самых реальных проектов из всех планируемых, так как он решен на международном уровне, т.е. на уровне глав Монголии России и Китая. Вопрос только в том, каким образом реализовать его. Мнения специалистов на счет линии ТТ-Сайншанд-Хөөт выглядит на данный момент наоборот более вопросительной по отношению экономической выгодности. Так как необходимо решить комплексным образом вопросы о развитии и едином регулировании стратегии тяжелой промышленности, инфраструктуры и шахтной добычи.
Источник: газета "Ган Зам"
В сюжете: железные дорогиМонголияэкономика