26 лет демократического президентства. Почему главы Монголии подвергаются наибольшей критике и что они сделали для страны
Краткий обзор деятельности всех четырех президентов демократической Монголии.
Осталось несколько месяцев до окончания срока полномочий президента Ц.Элбэгдоржа. У монголов есть хорошая традиция – провожать также, как и встречали. Но некоторые политики слишком далеко заходят в своих претензиях, следуя политической обстановке того или иного времени. Это справедливо и в отношении Ц.Элбэгдоржа. То требуют его досрочной отставки, то делают карикатуры на него, то называют главным виновником своей неудавшейся жизни.
Как дипломат и бывший посол, я считаю, что можно поставить оценку “отлично” его работе в сфере внешней политики за прошедшие 8 лет.
А все эти нападки и критика связаны с внутренней политикой Монголии.
За все социально-экономические трудности каждый гражданин спрашивает у государства. По словам самого Ц.Элбэгдоржа, сама политика является тем фактором, который разрушает и государство, и экономику.
Так как сама Монголия является открытым обществом, то в ней все, и стар, и млад, являются свободными гражданами. Поэтому они находят всё плохое и неправильное в нашем обществе, осуждают или не поддерживают это, ищут и определяют виновных, делают нападки на них. Все эти проявления невозможно ограничить. Это - один из элементов демократии.
Если посмотреть с этой точки зрения, то не только нынешний, но и три предыдущих президента имеют плохую репутацию. Вообще после Ж.Батмунха, за 26 лет демократии, у нас не было ни одного спикера или премьер-министра, имя которого можно было бы написать золотыми буквами. Хотя к 100-летнему юбилею Ю.Цэдэнбала, кажется, всё-таки определили единственного руководителя, который останется в нашей истории.
Время от времени в Монголии вдруг вспоминают о необходимости установления президентской власти. Ищут образцы за рубежом, как будто хотят ввести совсем новую институцию. Хотя кажется, что достаточно лишь указать в Конституции. Как будто после этого Монголия начнёт процветать, а народ будет счастливым.
Недавняя история. Не так давно в Монголии существовало твёрдое президентское правление. Страна двигалась и развивалась властью одного человека. Разве Чойбалсан, Цэдэнбал и позднее Батмунх не держали в своих руках всю власть и права президентского правления? Разве они, окружив себя своими сподвижниками в лице “Политбюро ЦК МНРП”, не имели безграничной власти над всей Монголией? Разве монгольская демократия не боролась против именно этого правления и, обеспечив себе победу, создала новую Монголию, которая сегодня развивается?
Будет совсем нелогичной, неудачной и бессмысленной попытка сравнить руководителей “президентского правления” социалистической МНР с Ц.Элбэгдоржем и другими руководителями 21-го века.
Исторический имидж четырёх президентов
Ещё раз хорошенько пролистайте Конституцию Монголии. В ней чётко указаны права, обязанности и ответственность президента. Что касается четырёх известных людей /П.Очирбат, Н.Багабанди, Н.Энхбаяр, Ц.Элбэгдорж/, то ни один из них ни разу не нарушил Конституцию. У нас не было случая возникновения кризиса Конституции.
Уровень жизни граждан, бюджетные доходы и расходы, спад экономики, долги, всё это в большей степени зависит от деятельности парламента и правительства, нежели от президента. С 1990 г. по 2016 г. парламент избирался большинством граждан, исполнительная власть передавалсь демократичным путём.
Не было ни единого случая, когда президент самовольно проникал в парламент и устанавливал там свою власть. Парламент создавал правительство согласно установленному порядку, в результате чего сменилось столько правительств и премьер-министров.
Одним словом, это - власть, которую мы выбрали сами. Если виновные, которых мы ищем находятся во власти, то и мы, избиратели, тоже должны нести ответственность.
Президента мы выбираем прямым всенародным голосованием, поэтому во время выборов вся страна – один большой избирательный округ. И так как люди выражают свое доверие тому или иному политическому деятелю, то и репутация у него может быть не такой уж хорошей.
Но президент выполнял и выполняет свою раобту. Это касается всех четырёх президентов. Правильно будет вспомнить период 1990 года, когда П.Очирбат получал власть у Ж.Батмунха. Не хочу долго об этом рассказывать, скажу лишь, что он прошёл через самый трудный период - переход от социалистического тоталитарного режима к демократии, когда неопределённой была и ситуация во внешней политике. За 7 лет президентстав П.Очирбата Монголия безвозвратно встала на путь демократии, закрепила это в своей Конституции; был создан сперва двухпалатный, а позже однопалатный парламент, выборы в которые прошли без всяких нарушений.
В 1997 году в результате всеобщих выборов президентом стал Н.Багабанди. Он, как опытный политик, работавший на посту спикера первого парламента, на протяжении 8 лет продолжал осуществлять демократизацию и реформирование Монголии. Он был президентом в тот период, когда демократия стабилизировалсь, монголы научились создавать власть, побеждать и проигрывать. В отличие от предыдущего президента П.Очирбата, который был мишенью для критики и нападок, Н.Багабанди был настоящим главой государства.
В 2005 году впервые в истории Монголии главой государства стал представитель интеллигенции, коренной улан-баторец Н.Энхбаяр. Он возглавлял правительство на протяжении полного срока полномочий одного парламента, более года находился на посту спикера, так что обладал внушительным политическим опытом. Его главная особенность в том, что он смог подготовить 2-3 поколения будущих политиков МНП, в то время МНРП, но впоследствии начал конфликтовать с ними, что и стало причиной его падения.
За 9 лет нахождения Н.Энхбаяра во главе правительства и государства было многое сделано для Монголии: списание долгов перед Россией, начало созидательных работ проекта “Дорога тысячелетия”, участие монгольских военных в миротворческой деятельности и др.
Начался период стабилизации развития, закончился переходный период и страна вплотную подошла к периоду подъёма. Монголы работали, думая, что настало время для движения только вперед, время для развития страны. На этот период приходятся также первые годы инвестиционного взрыва в горнодобывающей отрасли. Также к этому периоду относятся беспорядки и печальные события после выборв 2008 года.
В 2009 году впервые в истории Монголии главой государства становится демократ, человек, который был одним из первых знаменосцев демократического движения. В 2013 году он смог повторно победить на президентских выборах и этим летом заканчивается срок его полномочий. Может быть, ещё рано подводить итоги истории Монголии за период с 2009 г. по 2017 год.
Если оставить в стороне такие внутренние проблемы этих лет, как негативное влияние мирового экономического кризиса, кризис власти из-за внутренних разногласий во время правления ДП, долги, то более явной станет уникальная работа, проведенная в сфере внешней политики.
Три предыдущих президента заслужили оценку «отлично» за внешнюю политику
Заслуга наших президентов и глав правительств разных поколений состоит в том, что они до сегодняшнего дня проводили преемственную, независимую, саблансированную, активную, открытую, многоопорную и прагматичную внешнюю политику.
Из истории нельзя вычеркнуть их вклад в становление и развитие совсем новых путей внешней политики Монголии, в знакомство всего мира с демократической Монголией, в развитие отношений с новыми и новыми соседями и партнёрами, вклад в установление отношений с огромным миром, который мы когда-то называли гниющим капитализмом, внесенный президентом П.Очирбатом, премьер-министром Д.Бямбасурэном и министром иностранных дел Ц.Гомбосурэном.
В 1990-1997 годах из 21 зарубежной поездки первого президента П.Очирбата 18 были совершены с целью установления новых двусторонних отношений, их развития и укрепления. Во время его президентства в 1996 году один за другим Монголию посетили министры иностранных дел Дании, ЕС, Великобритании, ФРГ, РФ. Не только мы, но и международное сообщество, а также два наших соседа, не могли себе представить, что всего за два месяца Монголию посетят с визитом главы МИД пяти держав.
В то время это было парадоксальным явлением. Это был исторический момент во внешенй политике Монголии.
Наша страна впервые в своей истории разработала Концепции национальной безопасности и внешней политики и узаконила их. В этом историческая заслуга главы государства П.Очирбата и первого парламента во главе со спикером Н.Багабанди. Эти концепции были впервые прояснены и претворены через программу деятельности коалиционного правительства Демократических сил, созданного после парламентских выборов 1996 года. И это стало традицией в периоды деятельности последующих парламентов.
Президент Н.Багабанди совершил 45 зарубежных поездок, 38 из которых были нацелены на двусторонние отношения. За 8 лет его президентства две разные политические силы поочередно создавали правительство, но они смогли обеспечить единый характер внешней политики и активно вести внешнеполитическую деятельность страны. В 2002 году Монголия впервые приняла участие во встрече на высшем уровне “За сотрудничество и укрепление доверия в Азии” в Алма-Ате и стала её членом. В 2003 году Монголия получила статус наблюдателя в ШОС. Это было большим достижением во время президентского срока Н.Багабанди.
5-ая Международня конференция стран, устновивших и возродивших демократию, прошедшая в сентябре 2003 года в Улан-Баторе, стала пиком успеха внешней политики Н.Багабанди и Н.Энхбаяра. Эта конференция была посвящена теме “Демократия, хорошая власть, гражданское общество” и в ней приняли участие делегаты из 119 стран мира. Были подписаны два важных документа о дальнейшей деятельности международного сообщества в укреплении демократии и определении дальнейших мер в этом направлении – Улан-Баторская Декларация и Программа деятельности.
Н.Энхбаяр подтвердил своей деятельностью, что во внешней политике правового государства не происходят и не должны происходить резкие перемены и крутые повороты, а наоборот, внешняя политика должна совершенствоваться и продолжать развиваться.
Во время своего срока полномочий он совершил 26 зарубежных поездок, 15 из которых были визитами в рамках двусторонних отношений. В 2005 году он принимал участие в саммите ШОС на высшем уровне в Астане. В 2008 году был приглашен и принял участие в форуме Азия-Европа /АСЕМ/ в Пекине, во время которого Монголия стала членом этой организации.
Многие до сих пор думают, что там, наверху, в полном спокойствии находится человек, именуемый президентом и являющийся только символом национального единства. Но это не так. Особенно ясно это показали и доказали своей продуктивной работой в сфере внешней политики три предыдущих президента.
Сегодня в Монголии работает четвёртый президент. Несколько раз сменилась власть. Но из сфер его деятельности /внешняя политика, оборона, экономика, образование, здарвоохранение, юстиция, охрана окружающей среды/ только в области внешенй политики всегда наблюдался прогресс и показатель со знаком плюс.
“Большое вторжение”
В 2009 годы президентом был избран Ц.Элбэгдорж, который должен был продолжить существующую внешнюю политику. И на протяжении 8 лет он безропотно выполнял эту работу.
Ц.Элбэгдорж совершил, в общей сложности, 70 зарубежных поездок, 30 из которых были визитами в рамках двусторонних отношений, остальные или большинство - мероприятиями многосторонних отношений. Другими словами, это были встречи в рамках работ АСЕМ, ШОС, трёхсторонние встречи на высшем уровне, Генеральная Ассамблея ООН, ВЭФ в Давосе и другие.
Можно сделать вывод, что за период работы последних трёх президентов /Н.Багабанди, Н.Энхбаяра, Ц.Элбэгдоржа/ наша страна смогла укрепить свои позиции в региональной многосторонней деятельности.
Я раньше уже говорил об этом и сейчас повторю. Сегодняшний наш президент смог создать совершенно новый имидж президентской институции. Можно сказать, что 8 лет он определял внешнюю политику. Как глава Совета национальной безопасности, он смог подать пример и показать двум другим членам Совета, спикеру и премьер-министру, что можно реализовать свою внешнюю политику.
Ц.Элбэгдорж говорил, что стремится увеличить вес Монголии на международной арене. Следуя этой цели, внешняя политика Монголии резко активизировалась, обогатилась новым содержанием и, соответственно, увеличился её вес в этой сфере.
Большим достижением называют трёхстороннюю встречу на высшем уровне между Монголией, Россией и Китаем. Вспомним события, произошедшие за пять месяцев 2014 года. В апреле 2014 г. президент сам инициировал этот вопрос и внёс его на рассмотрение и подтверждение в СНБ. И уже в мае, во время конференции “За укрепление сотрудничества и доверия в Азии“, прошедшей в Шанхае, он поставил этот вопрос перед двумя другими главами государств. И вскоре в Монголии побывали с визитами главы России и Китая. А где-то в конце августа - начале сентября прошла трёхсторонняя встреча глав трёх государств в столице Таджикистана.
Организовав в такой короткий срок почти одновременный визит в Монголию глав двух держав, определяющих мировую политику и являющихся постоянными членами СБ ООН, потом также в короткий срок организовав трёхсторонню встречу на высшем уровне в Душанбе, которая имела продолжение в 2015 году в Уфе и 2016 году в Ташкенте, Ц.Элбэгдорж сделал невероятное и его имя должно быть вписано в историю Монголии, особенно в историю ввнешней политики.
Продолжим тему “Большого вторжения”
В сфере многостороннего сотрудничества это были годы по-настоящему “больших вторжений” с президентом Ц.Элбэгдоржем. Для начала вспомним 11-й саммит АСЕМ на высшем уровне в Улан-Баторе, на который приехали главы государств и правительств 51 страны.
В апреле 2013 года в Монголии прошла 7-ая Министерская встреча стран Сообщества демократических государств – организации, в которую входят 140 государств. Эти два события стали важными мероприятиями, не только поднявшими репутацию нашей страны на международной арене, но и подтвердившими и показавшими всему миру, что Монголия может достойно организовывать подобные крупные международные форумы.
В 2014 году Ц.Элбэгдорж был приглашён и впервые принял участие во встрече лидеров стран-членов Азиатско-Тихооокеанского экономического сотрудничества /АТЭС/. Также принимал участие в 4-ой Конференции по сотрудничеству и укреплению доверия в Азии, 5-ой встрече Совета глав государств ШОС. Провёл активную работу для вступления в АСЕАН. Инициировал “Улан-Баторское соглашение” по безопасности, в рамках которого в Улан-Баторе были организованы 3 научные конференции. Выдвинул инициативу “Азиатского форума”. Реализуются цели, направленные на развитие сотрудничества с развивающимися странами и организациями, такими как ООН, группа “77” и Движение неприсоединения.
Монголия впервые, самым большим количеством голосов, была избрана членом Совета ООН по правам человека.
Смогла стать одной из топ-20 стран, принимающих участие в миротворческой деятельности ООН, хотя и начала посылать свои голубые каски позднее других стран. Создала “Фонд международного сотрудничества” с целью осуществления деятельности по поддержке демократии, защиты прав человека, борьбы с коррупцией, благодаря чему смогла поднять свою репутацию в Азии. Исходя из этого, она делится своим опытом со странами, устанавливающими или возрождающими демократию, например с Кыргызстаном, Мьянмой, Афганистаном, КНДР, Лаосом, Камбоджей, Непалом, Бутаном, Шри-Ланкой, Восточным Тимором. Также Монголия успешно председательствовала в Сообществе демократических государств и “Он-лайн свободе”.
Прилагаются большие усилия для сохранения баланса в политике многоопорности. В первые годы своего президентства, в преддверии 100-летия Национально-освободительной революции, Ц.Элбэгдорж выдвинул инициативу установить дипломатические отношения со всеми государствами-членами ООН.
В рамках достижения этой цели число стран, установивших с Монголией дипотношения, достигло 186, и скоро достигнет 189. В начале 2012 года таких стран было 149.
В рамках политики “третьего соседа” успешно реализуются задачи по развитию сотудничества и партнёрских отношений, указанные в Концепции внешней политики со странами Запада, Востока и союзами стран, как США, Япония, ЕС, Индия, Респулика Корея, Турция. Визиты стали взаимными. Вступило в силу первое для Монголии соглашение о свободной торговле - Соглашение об экономическом партнёрстве между Монголией и Японией.
В третьей части Конституции Монголии и в заоне “О президенте” чётко указаны права и обязанности президента страны. В ходе реализации своих полномочий, указанных в двух вышеназванных законах, работа четвёртого президента Монолгии Ц.Элбэгдоржа была полна инициатив и была продуктивной.