«Нужно ведомство, которое бы занималось исключительно помощью бизнесу»
Профессор Цырен Чойропов: Высказывания врио главы Бурятии о поддержке предпринимательства звучат обнадёживающе.
Накануне Алексей Цыденов дал первое интервью в качестве врио главы Бурятии. Он поведал о первых шагах на своей должности, в том числе о взаимодействии с бизнесом.
Он сказал: «Поддержка бизнеса – это одна из основных целей, которую я ставлю перед командой, с которой буду работать. Бизнес – это всё. Это рабочие места, это налоги, это доходы населения. Развитие бизнеса в целом формирует экономику региона».
Речь, очевидно, идёт о малом и среднем предпринимательстве. Сектор «малой экономики», бесспорно, будет способствовать финансовому наполнению доходной части республиканского и местного бюджетов. Но главное – малый бизнес эффективно решает проблему занятости населения и, отсюда, повышения уровня и качества жизни людей (в Южной Корее, например, 62% экономически активного населения занято в сфере малого и среднего бизнеса).
Малые фирмы могут играть как относительно самостоятельную, так и дополняющую роль к крупным предприятиям и компаниям в тех или иных отраслях (возобновление работы некоторых таких крупных субъектов хозяйствования в республике также должно находиться в приоритетах экономического возрождения!).
Самостоятельность малого бизнеса обычно проявляется в тех случаях, когда небольшие компании могут достаточно эффективно осуществлять полный цикл создания законченного отраслевого продукта. Как правило, это производство товаров и услуг со сравнительно коротким циклом и небольшими капитальными затратами. Данные факторы способствуют успешной конкуренции малых фирм с крупными. Эта роль реализуется в торговле, услугах, транспорте; производствах, ориентированных на локальные источники сырья и рынки сбыта (строительные материалы, пищевые продукты и т.п.). Положение небольших компаний здесь может быть укреплено созданием кооперативных объединений.
Однако в современных условиях, если взять развитые страны, особенно заметна дополняющая роль малых фирм по отношению к крупным компаниям. Эта роль связана с теми сегментами хозяйственной деятельности, где малые фирмы имеют преимущества, вытекающие из их специализации (особенно поузловой, подетальной, пооперационной) в рамках хозяйственных комплексов, состоящих из компаний различных размеров и связанных между собой тесной производственно-технологической зависимостью. Как правило, малые фирмы сосредоточивают свою деятельность на небольших участках внутриотраслевого разделения труда, если взять процесс создания продукта в его целости. В этом случае малые фирмы могут успешно функционировать только тогда, когда они оптимально соотносятся с крупными фирмами и предприятиями, образуя необходимое звено в создании продукта.
Поддержка мелкого бизнеса, стало быть, возможна по двум направлениям.
Во-первых, через интеграцию малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли стабилизаторов производства и генераторов экономического роста. В основе такой интеграции лежит новое направление обобществления труда, при котором выражением концентрации является уже не размер предприятия, а масштабы комплекса предприятий. Появляются «сетевые» корпорации, в которых собственно головная корпорация выполняет роль планирующего центра для мелких и средних фирм, образующих «сеть».
Во-вторых, особенно остро нуждаются в государственной поддержке мелкие предприятия, выступающие как отдельно взятые хозяйственные единицы и способные самостоятельно завоевать рыночные ниши. Важно, однако, чтобы инструменты государственной поддержки малого бизнеса были согласованы с приоритетами промышленной политики в целом, важнейшим критерием которых являются динамические конкурентные преимущества, в особенности воплощённые в высоких технологиях. Другими словами, государственная поддержка должна быть сфокусирована на тех малых предприятиях и фирмах, которые обладают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности роста, прежде всего в приоритетных направлениях структурной политики.
Многие отечественные малые предприятия сегодня представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства, и, стало быть, решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Недостаточное развитие, отставание от темпов технологического прогресса негативно сказываются на развитии предприятия в целом. В связи с этим важно в короткие сроки обеспечить малые предприятия современным оборудованием. Им нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и другое. На сегодня, таким образом, становится очевидным потребность изыскания инвестиций на обновление основных фондов.
Роль малого предпринимательства в продвижении реформ, преодолении кризиса, повышении эффективности и производительности, в решении социальных проблем признаётся как нашим обществом, так и государством. Стало быть, оно нуждается в поддержке и стимулировании своего развития. Между тем, государственная поддержка отечественного малого бизнеса, несмотря на принятие соответствующих законов, программ, пока не выходит за рамки декларативных заявлений, не опирается на серьёзную научную базу. Она следует традиционным испытанным методам российской бюрократии: подменять реальные компетентные действия имитацией активности.
В результате в развитии малого бизнеса наметился ряд негативных тенденций, во многом связанных с неблагоприятным предпринимательским климатом в сфере производства. Существует целый ряд проблем, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса. Он продолжает находиться в сложном положении из-за неэффективной налоговой политики, недостатка финансово-кредитных средств, несовершенства законодательной базы и недостаточного уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов. На многих предприятиях отсутствует собственная современная материально-техническая база. Неразвитость инфраструктуры малого бизнеса (мелкооптовых бирж, страховых контор, лизинговых фирм, банков с льготным режимом, минимашиностроения и т.п.) углубляет этот процесс. Нет стимулов для переориентации предпринимателей с торгово-посреднической деятельности на производственную. Экономическая политика правительства фактически поощряет лишь торговое посредничество и делает невыгодной деятельность в сфере производства.
О структуре малого предпринимательства в Российской Федерации можно судить по следующим данным. По видам экономической деятельности в структуре оборота малых и средних предприятий наибольший удельный вес занимает оптовая и розничная торговля – 56,4%; 11,5% оборота приходится на обрабатывающие производства; 10,1% – на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг; 4 % – на транспорт и связь; 2,8% от общего оборота занимает сельское хозяйство.
Такие пропорции обусловлены тем, что большее количество людей занято именно в сфере торговли, и соответственно, наибольший удельный вес количества малых предприятий сосредоточен именно в этой сфере, о чем было сказано выше.
Деятельность малых предприятий ориентирована, как правило, на местные рынки, решение региональных проблем. По уровню оборота малых предприятий среди отраслей в Республике Бурятия опять же лидирует оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (48,7%); на втором месте находится строительство (18,2%); на третьем месте – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (8,8;). Далее по убывающей идут обрабатывающие производства (7,3%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (4,6%); добыча полезных ископаемых (4%); гостиницы и рестораны (2,5%); транспорт и связь (2,4%); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (2,2%); коммунальные, социальные и персональные услуги (0,8%) и т.д.
Для развития малого бизнеса в Бурятии нужна государственная стратегия, которой должны следовать все министерства и ведомства. Необходимо, чтобы развитие малого предпринимательства в республике стало общегосударственной доктриной, оснащённой чётким механизмом реализации – со своим исполнительным органом и законодательной базой. Мне приходилось писать и раньше о том, что несмотря на необходимость ликвидации лишних управленческих мест в структуре правительства Республики Бурятия является своевременным создание ведомства, занимающегося исключительно проблемами малого и среднего предпринимательства.
Вновь созданная структура принципиально должна заниматься лоббированием предпринимательских интересов во властных структурах России и Бурятии. Недавнее высказывание А.С. Цыденова обнадёживает нас:
«Я точно при правительстве создам службу поддержки бизнеса, в которой будут закрепленные люди, к которым бизнес может обратиться в любое время. У этих людей общение с бизнесом, его продвижение, лоббирование бизнес-интересов во всех региональных и федеральных структурах будет основной и единственной задачей».
Государственная поддержка малого предпринимательства на республиканском уровне (помимо прямого финансового субсидирования и селективного гарантирования кредитов) может включать в себя: предоставление льгот по местному налогообложению, передачу или аренду предприятиям госимущества, обеспечение на льготных условиях проведения НИОКР, частичное обеспечение малых предприятий дефицитным сырьём и материалами, предоставление выгодных республиканских госзаказов, упрощённую регистрацию и лицензирование деятельности, юридический и экономический льготный консалтинг, содействие в подготовке кадров и другое.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в республике не так широко развит, как хотелось бы, но его все большее и большее развитие может привести к существенному росту занятости экономически активного населения и, отсюда, благополучию людей. Большие надежды, безусловно, возлагаются на новое руководство республики…
Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор.
Фото: Из архива автора
В сюжете: Бурятиябизнес в БурятииАлексей ЦыденовЦырен Чойропов