Политика нейтралитета. Почему Монголия именно сейчас вынула из "черного ящика" "швейцарский" вариант
Впервые идею нейтралитета в начале 1920-х гг. выдвинул известный ученый и политик Цыбен Жамсарано.
Одной из главных особенностей консультативной демократии является информирование общественности, но прежде чем выносить какое-либо решение, необходимо дать информации обоснованные оценку и анализ. В связи с этим, Монгольская медиа корпорация проводит акцию “Ардын үг” /”Народное слово”/. Цель данной акции –дать гражданам всестороннюю информацию, прежде всего, при участии самих же граждан дать оценку и подвести итог деятельности нынешнего президента за прошедшие 8 лет.
На этот раз хотим проинформировать об инициированной и объявленной президентом Ц.Элбэгдоржем политике нейтралитета.
В сентябре 2015 года глава государства выдвинул инициативу проведения политики нейтралитета, которая привлекла внимание общественности.
СНБ и правительство вынесли решение, поддерживающее инициативу президента и соответствующий законопроект был передан в парламент страны на рассмотрение. Исследователи говорят, что данный законопроект получился очень качественным, полностью отражающим политику нейтралитета. После инициативы президента, МИД, учёные и исследователи стали вести активную работу со странами, проводящими политику нейтралитета, изучать их опыт.
В обществе появились противоположные мнения по этому вопросу, были проведены дискуссии в определённом кругу. Не секрет, что в узком кругу политиков, учёных и исследователей были разговоры о том, что с принятием Монголией политики нейтралитета она будет одинока в своей внешней политике, ограничит своё право вносить предложения в рамках работы ООН, сократятся иностранные инвестиции, ухудшатся отношения с двумя соседями и т.д.
Некоторые исследователи считают, что рассмотрение вопроса с противоположных точек зрения и проведение дискуссий открывает возможность для проведения многосторонней, продуктивной и многовариантной внешней политики.
Чтобы узнать, как раньше монголы относились к политике нейтралитета и является ли политика нейтралитета ядром и опорой внешенй политики Монголии, обратимся к истории. Впервые инициативу проведения политики нейтралитета монголы выдвинули в 1919 году. В 1920-х годах продолжали придерживаться этих взглядов.
Известный мыслитель и учёный Жамсран Цэвээн /Цыбен Жамцаранович Жамцарано/ писал: “Мы должны стать нейтральным государством, подтверждённым СССР и Китаем, а также признанным со стороны международного сообщества. Таким образом, мы станем страной, подобной Швейцарии”.
Сторонниками политики нейтралитета, наряду с Ж.Цэвээном, можно назвать П.Гэндэна и Г.Дэмида. Перед 2-ой мировой войной, в связи с обострением ситуации на Дальнем Востоке, они высказывались против заключения союзнического договора с СССР, что являлось проявлением политики нейтралитета. Эти люди, которые в 1930-х годах занимали посты премьер-министра и военного министра, относились с острожностью к статье об оказании военной помощи протокола Договора между Монголией и Советским Союзом от 1936 года, стояли за перенесение заключения данного договора. Наше руководство знало, что при возникновении вооружённого конфликта между СССР и Японией, согласно договору, наша страна автоматически втягивалась в конфликт. Поэтому они хотели путём политики нейтралитета вытянуть Монголию из конфликта между двумя державами.
Всё это говорит о том, что политика нейтралитета не нова для монголов. Сто лет назад наши государственные деятели, которые возрождали независимость и боролись за её укрепление, смогли разглядеть, что политика нейтралитета является важной для маленькой страны.
Сегодня перед Монголией стоит необходимость обновить и усовершенствовать свою внешнюю политику, внешние отношения, оборонную политику в соответствии с новым временем.
С другой стороны, с 1990-х годов для нас открылась опеределённая возможность по-новому сформулировать свою внешнюю политику и проводить политику многоопорную, открытую, с поиском третьего соседа. Воспользовшись этой возможностью, мы смогли добиться успехов, правильно определив внешнюю политику.
К примеру, в 1994 году были разработаны и приняты Концепции внешней политики и национальной безопасности – документы, позволяющие проводить независимую, самостоятельную внешнюю политику. В них прописано, что “основными способами обеспечения независимости и суверенитета являются политическая и дипломатическая деятельности”, “главной приоритетной задачей внешней политики является обеспечение безопасности и коренных интересов Монголии политико-дипломатическим путём в рамках международного права”, “Монголия будет проводить мирную, открытую, самостоятельную, многоопорную внешнюю политику”, “в условиях, когда не угрожает какая-либо военная угроза извне, Монголия не присоединится ни к какому военному союзу, не предоставит свою территрию и воздушное пространство для использования против какой-нибудь другой страны, будет придерживаться направления не предоставлять свою территорию для размещения или транзита иностранных военных сил”.
Всё это говорит о том, что политика нейтралитета отражена в двух главных документах, принятых парламентом страны. Инициированное и подтверждённое президентом основное направление быть свободными от ядерного оружия также является проявлением политики нейтралитета.
Во всяком случае, наша страна смогла правильно определить тенденцию придерживаться вышеупомянутых докукментов в своей внешней политике. С началом нового столетия международные отношения сталкиваются с различными новыми проблемами, что стало причиной возникновения и создания совершенно иных, новых условий. Также изменились наша внешняя и внутренняя среда.
В связи с тем, что Монголия стала открытой для мира страной, появилась необходимость обновить и ещё более усовершенствовать политику международных отношений и безопасности. Исследователи и наблюдатели отмечают, что в этот уязвимый для международных отношений период они могут негативно повлиять на Монголию. Некоторые пишут, что вновь возрождаются военные альянсы и союзы, появились основы для новой “холодной войны”.
В международных отношениях появились новые неблагоприятные игроки. В такой ситуации нет другого выхода, как перейти на политику нейтралитета, объявленного и не приведшего к успеху в 20-30-х годах прошлого столетия.
Это подтвержается и опытом других стран, придерживающихся политики нейтралитета. Вероятно, на основе оценок и исследований всего этого, президент Моноглии Ц.Элбэгдорж выдвинул инициативу политики нейтралитета. Это было неожиданным и решительным шагом - вынуть политику нейтралитета, находящуюся на протяжении 70-80 лет взаперти, из чёрного ящика госполитики. Многие исследователи считают это своевременным решением.
Два года назад, когда президент Ц.Элбэгдорж объявил о политике нейтралитета и особо отметил статус постоянного нейтралитета. Международные исследователи знают, что не надо опасаться слова “постоянный”. Можно вообще не употреблять это слово. Говоря иначе, политика нейтралитета означает для монголов мирное сосуществование со всеми странами мира.
За последние 27 лет демократии, хотя и не было официально объявлено о политике нейтралитета, проводимая политика была направлена на соблюдение нейтралитета, на поддержание дружественных отношений со всеми странами, на правильное определение свого места среди них.
Поэтому не раз конфликтующие стороны садились за стол переговоров в Улан-Баторе. Мы смогли организовать их встречу и прийти к пониманию. В договорах от 1993 и 1997 годов о дружественных отношениях и сотрудничестве, заключённых с двумя нашими соседями, указан пункт, где говорится о неприсоединении к военному союзу против одного из них. Также в них отражены такие элементы политики нейтралитета, как не предоставлять свою территорию для расположения иностранных войск и их транзита, а также военных баз.
В 2015 году, когда президент объявлял о политике нейтралитета, он особо отметил необходимость последовательно придерживаться политики нейтралитета во время военных конфликтов и столкновений, говорил о неприсоединении к военным блокам и союзам в мирное время. Вопрос о присоединении к различным военным блокам и союзам является темой горячих споров в мире. В тот же день, после того, как президент с трибуны 70-й Генеральной Ассмблеи ООН объявил о политике нейтралитета, в ООН состоялся международный форум против терроризма и против ИГ (запрещенная в России организация). Монголия в нем участие не приняла. Говорят, что в это время со стороны США было сделано предложение нашей стране принять участие в военной коалиции, возглавляемой США и воюющей в Сирии и Ираке против ИГ.
Сегодня главной проблемой Европы стали мигранты. Поэтому в прошлом году, во время работы 51-й Генеральной асаммблеи ООН, по инициативе США была организована встреча на высшем уровне по вопросам мигрантов. Говорят, что на Монголию во время правления администрации Обамы оказывалось давление по этому вопросу. К примеру, в 2016 году во время своего визита в Монголию, госсекретарь США Джон Керри интересовался участием нашей страны в разрешении кризиса, связанного с мигрантами. Было сделано предложение “каждый год принимать 3 тысячи мигрантов из Сирии и Ирака”. В ответ президент Ц.Элбэгдорж сказал: “Так как наша страна имеет статус нейтрального государства, мы с самого начала не принимали в этом вопросе никакого участия”.
Источник: EAGLE.mn