2017 год – год нестандартных решений для Монголии
АРД представляет концептуальный взгляд на будущее Монголии 21-го премьер-министра Монголии Амаржаргала, одного из возможных кандидатов в президенты этой страны.
Вряд ли кто в Монголии будет возражать против очевидной истины, что поступательное развитие страны очень сильно зависит от отношений с нашими великими соседями – Россией и Китаем. Многие годы, однако, наши чиновники сокрушенно разводят руками не в силах объяснить дисбаланс в торговых связях с этими странами и особенно, в экономическом сотрудничестве с Россией. Казалось бы, такая насыщенная история всесторонних отношений, и вот ведь дошли до того монгольский бизнес с Россией ограничивается только поставками нефтепродуктов из РФ.
И если завтра будет открыта кредитная линия из Индии, и Монголия построит свой нефтеперерабатывающий завод, что останется?
Что же у нас не получается с россиянами и что идёт не так, как нужно с китайцами?
Я бы настойчиво советовал нашим высшим чиновникам в свободное время почитать классику русской литературы. Только познав замечательную русскую культуру и её вклад в сокровищницу человечества можно успешно вести дело с россиянами. Это поможет более глубокому пониманию друг друга, человеческому сближению. Все что происходит в экономической и общественной жизни многих стран, не только России, уже давно описано Н. Гоголем, М. Салтыковым–Щедриным, Ильфом и Петровым. Западные политики в общении с Россией как раз любят критиканствовать, не проявляют должного уважения и поэтому проигрывают. У нас, у монголов, в этом отношении хорошие возможности в налаживании добрых связей, но мы их часто не используем.
Сейчас наши Монголбанк и Минфин пытаются выиграть время, но на сырьевой экономике далеко не уедешь. А у нас перед глазами такие великие проекты как экономический коридор между Россией, Монголией и Китаем. Вроде вся ясно определено, но никак не можем начать. А всего-то необходимо несколько нестандартных решений и нестандартное мышление. Стандартные подходы за последние 25 лет стабильного успеха нам не принесли. Нынешнее Правительство лишь призывает “по одежде протягивать ножки”.
Возьмём, к примеру, уже упомянутую тему НПЗ. Сейчас мало кто помнит, что современная экономика Китая началась со строительства в 1950-годы с помощью советских специалистов Ланьчжоуского нефтеперегонного завода мощностью всего 1 млн. тонн. А мы готовы построить НПЗ куда большей мощности. И это не только экономика, это вопрос национальной безопасности. Мы должны сами добывать и перерабатывать. Думаю, что это могло бы быть модульным проектом с последующим расширением. И всё должно идти под личным контролем премьер-министра. Сетования некоторых наших политиков, что это строительство вызовёт раздражение у россиян беспочвенны. Нам, что теперь весь 21-ый век ограничивать своё сотрудничество поставками нефтепродуктов из России?
Негативное влияние мирового экономического кризиса должно лишь заставить наших интеллектуалов предлагать новые нестандартные формы сотрудничества. Завершение строительства (надеюсь, в текущем году) нового международного аэропорта по Улан-Батором разве не шанс на создание крупнейшего в Северо-Восточной Азии транспортного узла?. Открытие международного пункта пропуска. Ханх-Монды даст нашей туристической отрасли миллионы долларов дохода. В год в Монголии проходит более 1000 тендеров и концессий, но почему-то никто не переводит эту тендерную информацию на русский или китайский, а в этом раздолье для малого бизнеса.
В общем, кто хочет найдёт возможность, кто не хочет – найдёт причину.