Институциональный кризис. Сможет ли Монголия перейти к диктатуре?
Известный публицист Баабар на примере деятельности руководителя демократической партии Эрдэнэ Баянгольского предупреждает о надвигающемся политическом кризисе.
Гражданин Эрдэнэ, известный ещё как Эрдэнэ Баянгольский /здесь подразумевается нынешний председатель ДП/, подал на меня в суд.
Хочет, чтобы я извинился перед ним за то, что осквернил его репутацию. Придя в суд, я посоветовал помощнику судьи: “Если вынесут неправильное решение в отношении вещей, о которых знают все, то падёт репутация самой судебной институции”. Но суд вскоре вынес решение, согласно которому я должен был извиниться перед Эрдэнэ за осквернение его репутации. Таким образом, суд официально признал и подтвердил, что подавший иск является совершенно невиновным и чистым человеком.
Возможно, судья взял взятку, возможно, он не смог устоять, увидев дорогие вещи, возможно, глубоко в душе он ненавидит меня, но это всё-таки решение суда. Какой бы субъективный вердикт ни вынес судья, это является решением судебной институции через своего представителя. Виновный может обидеться на решение суда, подать аппеляцию, выразить протест, но каждый гражданин должен уважать суд и следовать его решению. Хотя решение суда мне не понравилось, но, проявляя уважение к суду, я извинился через СМИ. Именно в этом заключается одна из главных опор сути демократической системы. Общество живёт по законам.
Трёх человек, ездящих на машинах с эскортом, мы привыкли называть тремя высотами государства /Төрийн гурван өндөрлөг/.
На самом деле, тремя высотами государства являются три независимых друг от друга институции. Это отдельные институции: законодательная, исполнительная и судебная.
Самым первым эту идею выдвинул французкий философ Монтескью и вскоре его идея начала применяться на практике в США и Франции. Сегодня этот принцип, реально или символически, служит всему человечеству. Возможно, в будущем ещё откроют и будут применять более справедливый принцип, чем этот. Но, на сегодняшний день, пока такого принципа не открыли.
По мнению группы людей, во время выборов в столичном районе Баянзурх произошла путаница. Они обратились в суд. Суд отклонил иск. Но правящая группа, пренебрегая решением суда, назначила главу района. Ясно, что другая сторона не приняла это. Тогда правящая сторона применила силу, введя в здание администрации района сотрудников правоохранительных органов. Что видится за этим?
Во-первых, споры после выборв - это чисто политический вопрос. Главным принципом общественной системы Монголии является принцип передачи власти путём свободных выборов. Но попытка разрешить политический спор, применяя силу, да ещё с помощью сотрудников полиции, обязанных стоять на страже общественного порядка, является отречением от закона.
Во-вторых, неуважительное и пренебрежительное отношение к решению суда, является ярким признаком того, что мы начали разрушать общественную систему.
Ещё один пример. Существует такая общественая организация “Федерация конного спорта и тренеров конного спорта”, насчитывающая в своих рядах 120 тысяч человек, и, возможно, являющаяся самой мощной общественной организацией Монголии. Под давлением общественности суд вынес решение приостановить на определённое время проведение зимних скачек, в ходе которых дети-наездники падают с лошадей. Но глава правящей группы и главный организатор законодательной институции, а также по совместительству глава этой мощной общественной организации, просто плюнул на решение суда. А вице-министр юстиции сделал гениальное открытие, объяснив это тем, что “суд не имеет права аннулировать решение правительства”. Возможно, жизнь нескольких детей - это мелочь по сравнению с этим большим событием. Возможно, некоторые считают, что, запретив эту великую многовековую традицию, не будет смысла рождаться монголом. Я не спорю с этим.
Но пренебрежительное отношение к решению суда является признаком разрушения нашей общественной системы.
Группа мошенников присвоила себе «Эрдэнэт». Группа активистов в ходе проверки установила, что это было мошенничество. Законодательная институция, рассмотрев этот вопрос, вынесла решение конфисковать их имущество и сделать его достоянием общества. Я верю словам законодателей, что после этого в «Эрдэнэте» прекратится незаконный бизнес. Также согласен с тем, что даже смертной казни мало для этой группы лиц, которые привезли украденный ими «Эрдэнэт» из России. Но есть ли у законодательной институции право конфисковывать имущество других? В Конституции чётко указано, что частная, государственная и общественная собственность имеют равные права. Тогда может ли какая-нибудь семья, обсудив это со своими родственниками, отобрать находящуюся во владении у законодателей госрезиденцию? Свои действия по конфискации имущества у мошенников они объясняют нарушением множества законов, связанных с банковской деятельностью. Обычно нарушение законов, связанных с банковской деятельностью, устанавливают, подав иск в суд. Затем, посредством суда надо установить, что люди, присвоившие половину «Эрдэнэта», действительно являются мошенниками, грабителями, ворами и вообще не имеют права существовать в человеческом обществе.
Пусть и плохими являются общественная система и правила, регулирующие нашу общественную жизнь, подтвержденные Конституцией 30 лет назад. В последнее время стало модным говорить, что “демократия является плохой, что монголы совершили ошибку, пойдя 30 лет назад по пути демократии”. Я одобряю это. Но если это правда, то куда мы пойдём? Выбор какой общественной системы будет правильным? Никто, наверное, не захочет выбрать систему, где царит хаос, произвол и беззаконие.
Оказавшись в таком положении, берутся за такой субъект, как “народ”. Народ любит традиционные зимние скачки, ненавидит мошенников, присвоивших «Эрдэнэт». Может, это правда, не спорю. Было бы хорошо, если бы народ, собравшись вместе, издавал законы, распределял богатства, устанавливал виновность кого-нибудь, уничтожал виновных. Бесспорно. Но есть две проблемы.
Во-первых, где найти помещение, куда поместились бы 3 миллиона человек?
Во-вторых, по каким критериям устанавливать такое понятие, как “народ”? Сколько людей нужно собрать, чтобы признать их народом? Народ можно установить лишь с помощью выборов. Они, согласно своим убеждениям, выбирают своих представителей на определённый срок и дают им в руки власть. Но эта власть ограничивается правилами игры, называемой Конституцией. Возможно, эта система является самой плохой. Тогда правила каких других игр нужны нам?
Прошло довольно много лет с тех пор, как мы начали следовать общим правилам игры, узаконившим то, как жить нашему обществу и называемым Конституцией. Громко стали звучать высказывания о том, что с самого начала эти правила игры не соответствовали нашему обществу, или что закончился срок их соответствия, или что они вообще не нужны. Все правы. Но как мы охраняли основные правила игры за последние 30 лет? Включая судбеную власть? Не в связи с тем, что она выносит неправильные решения, а в свзяи с её способностью.
Многие умные люди считают, что нам подойдёт диктатура, президентская власть или неограниченная власть одного человека. Не отрицаю этого. Но примут ли недисциплинированные монголы, которые на протяжении тысячелетий выросли в безлюдной степи и верхом на лошади, такое общество?
Власть Х.Чойбалсана и Ю.Цэдэнбала смогла установить порядок. Сегодня не стало ни советской власти, ни 100 тысяч солдат Красной Армии, с помощью которых был наведён такой порядок.
Сегодня фигу, кукиш или палец, который показывают друг другу в госрезиденции, могут показать все, начиная с детсадовцев и уличных алкоголиков до членов федерации конного спорта и депутатов, ненавидящих частную собственность. Даже имеют на это право. Если попытаются ограничить их права, то, возможно, прольётся много крови.
Слухи о возможном установлении диктатруы в Монголии кажутся пустыми словами. При отстутствии идеологии великой державы и военной силы, этот самовольный ”народ” не признает никакие правила игры никакой диктатуры и просто покажет палец. Если у этого “народа”, который показывает палец судебной институции и плюёт ей в лицо, не будет никаких правил игры, то каждый будет делать то, что хочет. Воцарится хаос, анархия и беспорядок. Сегодня уже сложилась такая ситуация.
Но за всем этим есть имеющий силу и знающий правила игры, который пытается как-то действовать. Наверное, права Федерация конного спорта и тренеров конного спорта, которая хочет разрушить эту плохую систему. Но что тогда предлагаете взамен? Если, не скрывая ничего, открыто скажете, то я готов поддержать. На время избранные, временные явления!
Фото: bashny.net