Революция или эволюция? В Монголии наблюдается запрос на единовластие
Общество считает, что "76 премьер-министров" скоро разорвут государство в клочья.
В прошлые выходные движение “Народный парламент” организовало первые консультативные встречи, которые транслировалсиь в прямом эфире по телеканалу NTV. Главными их темами были создание двухпалатного парламента, свержение власти олигархов и внесение изменений в Конституцию.
Разговоры об изменении Конституции появились довольно давно. Это стало одной из главных тем на протяжении срока полномочий последних четырёх парламентов. Каждый из парламентов создавал свою рабочую группу, но до сих пор этот вопрос оставался под сомнением. Взяв власть в свои руки, МНП создала сразу две рабочие группы для решения этого вопроса, одну на уровне парламента и другую на уровне правительства. Рабочая группа, созданная на уровне правительства, уже разработала свои предложения и достигла принципиальной позиции - провести всеобщий референдум по изменению Конституции вместе с выборами президента.
Сегодня многие говорят, что вопрос об изменении Конституции во многом зависит от МНП, имеющей 65 мест в парламенте, и особенно от её председателя М.Энхболда. Но по этому вопросу в политических кругах возникли два разных мнения. Оппозиция делает нажим на то, что изменить Конституцию должна одна из партий, составляющая большинство, но некоторые юристы и сторонники третьих партий считают, что этот вопрос не должна решать только одна партия.
Но парламент З.Энхболда, состоявший из представителей 5 политических партий, так и не смог изменить Конституцию. Если перелистать историю внесения изменений в Конституцию, то все они происходили в тот период, когда МНП была большинством. И если очередные изменения не будут внесены сегодня, то все политические, экономические и социальные проблемы, зависящие от Конституции, будут лишь углубляться.
Если изменение Конституции, которая стала основой кризиса во власти и экономике, и установление классической парламентской системы зависит от М.Энхболда, как личности, то сам процесс этого изменения несомненно связан с выборами президента.
Всё ближе становится день очередных выборов пятого президента Монголии. Наблюдается тенденция ужесточения “драки” за выдвижение тех или иных кандидатур внутри политических партий, которая началась почти год назад. Становится все более понятным то, что за интересами политиков, которые, чтобы понравиться общественности, занимаются популизмом, если речь заходит о важных политических, экономических и социальных вопросах, скрывается большая политика, называемая выборами президента.
МНП определит своего кандидата, обсудив этот вопрос на своём малом съезде, а ДП ещё раз проведёт внутрипартийное голосование. В настоящее время политические партии наблюдают друг за другом, но самым вероятным кандидатом от МНП называют спикера парламента М.Энхболда. Кроме него от МНП слышны таже имена Ц.Нямдоржа и Ө.Энхтүвшина, от ДП - Н.Алтанхуяга, Х.Баттулга, Э.Бат-Үүла и Г.Батхүү, а что касается МНРП, то Н.Энхбаяр не теряет надежду. Но всё это пока лишь догадки. Перечисленные политики являются гражданами Монголии, достигшими 45 лет.
Отсюда вытекает вопрос: почему от этих возможных кандидатов будет зависеть изменение Конституции?
8-е по счёту выборы пятого президента можно назвать значимым процессом, влияющим на судьбу Монголии. В зависимости от того, кто будет следующим президентом Монголии, в стране, где за последние 26 лет сменилось 15 правительств, где кризис во власти, в экономике и развитии достиг высшей точки, будут решаться все вопросы, связанные с политикой и экономикой. Для страны наступает ответственный период времени. На процесс изменения Конституции повлияет то, кто победит на президентских выборах - кандидат от ДП или кандидат от МНП.
Если МНП окажет доверие М.Энхболду и нынешний спикер парламента получит поддержку большинства граждан и будет избран президентом Монголии, то процесс изменения Конституции будет замедлен. Дело в том, что человек, в первый раз избранный президентом, захочет остаться на этом посту и на второй срок. Многие юристы считают, что в такой институции, как президент Монголии, сконцентрировалась большая власть, данная ей законом. Поэтому М.Энхболд не захочет ее потерять.
Но если МНП выдвинет кандидатуру другого человека, то спикер парламента через внесение изменений в Конституцию сконцентрирует всю власть в руках главы исполнительной власти, а сам он будет иметь полную возможность стать премьер-министром. В этом случае у нас будет президент лишь символически, а парламент Монголии примет классическую форму. Другими словами, в правительстве будет сконцентрирована вся власть, а премьер-министр будет иметь право сам создавать свой кабинет и распускать парламент. Если будет именно так, то, как считают многие политики, и не только из МНП и ДП, кризис во власти будет стабилизирован. Но это только в том случае, если народ поддержит изменение Конституции в ходе референдума и это будет подтверждёно тремя четвертями голосов парламентариев. В действующей Конституции чётко указано, что изменение Конституции дожно быть подтверждено тремя четвертями голосов. Сегодня большинство мест в парламенте занимает МНП. Поэтому стратегия М.Энхболда окажет важное воздействие на процесс изменения Конституции.
У ДП есть огромное желание победить на президентских выборах. Но из-за внутренних конфликтов под видом реформ в партии, их рейтинг падает изо дня в день. А у партии с низким рейтингом вряд ли найдутся кандидаты, чей рейтинг достаточно высок.
Таким образом, трудно поверить в то, что ДП в июльских выборах президента сможет одержать победу. Но если ДП победит на президентских выобрах, то это даст ей возможность начать процесс изменения Конституции.
Если посмотреть масштабно, то на этот раз выборы президента страны пройдут на фоне выбора, будет развиваться Монголия или нет. Чтобы свергнуть власть олигархов, очень многие предлагают изменить Конституцию.
Вопросы о двухпалатном парламенте и 6-ти летнем президентском сроке являются вопросами второго плана. Если начнут рассматривать этот вопрос в парламенте, то и цифра “99”, предложенная бывшим членом парламента Н.Батбаяром, может измениться.
Самое главное, нужно изменить эту устоявшуюся политическую систему с 76-ю премьер-министрами, являющуюся тормозом для развития и основой политического раскола. Можно сказать, что это является заказом общества. Многие юристы и политики согласны с тем, что, вместо того чтобы отдать всю власть в руки одному человеку, реализующему политику, надо поставить на места многоголовые институции, имеющие много разных полномочий. Сегодня, к примеру, все 65 членов группы большинства стали говорить как главы правительства. В обществе уже давно назрела необходимость изменить Конституцию. Могу биться об заклад, что этот вопрос будет решён вместе с результатами выборов президента. Другими словами, если изменение Конституции будет зависеть от выборов президента, то победа в них М.Энхболда окажет ещё большее влияние.