Назад в будущее. Почему двухпалатный парламент Монголии лучше нынешнего однопалатного
В Монголии бурно обсуждают внесение изменений в Конституцию страны.
Бывший премьер-министр Монголии Д.Бямбасүрэн с трибуны движения “Народный парламент” сказал: “В ответственный период демократической революции монголы прошли через важные исторические испытания вместе с двухпалатным парламентом - Великим народным хуралом и Государственным малым хуралом. Сегодня мы вкушаем плоды того, что не смогли отразить и подтвердить это в своей новой Конституции”. Человек совершает ошибки, но при этом он должен учиться на своих ошибках.
Говорят, что новый парламент с внутрипарламентской группой из 65 членов и правительство разрабатывают проект закона о внесений изменений в Конституцию. Но никто не уточняет, с какой целью и какие изменения хотят внести. В действующую Конституцию, которая была принята в 1992 году в итоге 70-ти дневного обсуждения 430 депутатами Великого народного хурала, в 2000 году МНРП, имеющая в то время 72 места в парламенте, внесла изменения, которые остались в истории как семь самых неудачных поправок. Сегодня, кажется, тоже хотят внести изменения «силой большинства».
Разговоры о внесении изменений в Конституцию берут начало от парламента 2004 года. С тех пор этот вопрос регулярно поднимался вновь, разрабатывались проекты, создавались рабочие группы, но дальше стадии обсуждения дело не продвигалось. В период деятельности предыдущего парламента этот вопрос тоже был поднят, но замер, достигнув стадии всеобщего референдума. Парламентом был принят проект закона о проведении референдума, но провести его не успели, потому что начались очередные выборы.
Нынешний парламент для внесения изменений в Конституцию также должен провести всеобщий референдум и получить поддержку большинства граждан. Но до сих пор у общественности нет никакой информации о том, о каких изменениях идёт речь.
Это связано с тем, что на протяжении последних 25 лет парламенты и правительства разных поколений стояли только за те изменения, которые они сами считали “правильными”, выносили только “нужные” решения. Не интересовались мнением народа, не спрашивали у граждан, чего они хотят и желают.
Осенью прошлого года было создано движение “Народный парламент”, которое начало проводить работу среди граждан, интересоваться их желаниями и рассказывать о своих предложениях. Одно из них - вновь создать Великий народный хурал и двухпалатный парламент. Нет никакой разницы как называть – Великий народный хурал /ВГХ/ и Малый государственный хурал /МГХ/, как по-старому, или вообще как во времена правления Богдо хана – Высший и Нижний государственный хурал.
В 1990 году 430 депутатов ВГХ, избранные представители народа, создавали МГХ, состоящий из 50 депутатов. По числу мандатов в ВГХ, в МГХ МНРП получила 31 место, Монгольский демократический союз – 13 мест, Монгольская национальная прогрессивная партия и Монгольская социал-демократическая партии получили по 3 места. Председатели партий выдвигали своих кандидатов в МГХ, а ВГХ утверждал кандидатуры. В то время в МГХ партии выдвигали опытных политиков, которые могли достойно представлять свою партию и проводить ее политику. Если выбранный депутат совершал какую-нибудь этическую ошибку, то ВГХ имел право отозвать его. Наряду с контролем, премьер-министр, Генеральный прокурор и председатель Верховного суда тоже назначались Великим государственным хуралом. Поэтому премьер-министр, назначенный ВГХ, не зависел от членов парламента и не разрушал политику, как это происходит сегодня. Премьер-министр сам будет назначать членов своего кабинета, и поэтому не будет возможности отправить правительство в отставку методом "вырывания зубов”, как это происходит сегодня. ВГХ будет говорить об ответственности только с премьер-министром. Это и является примером того “классического парламента”, о котором мы сегодня говорим, когда проведена различительная черта между исполнительной и законодательной властью. То есть, реализуется Check and balance - принцип контроля и равновесия.
Во времена работы ВГХ Генеральному прокурору законом запрещалось встречаться с членами МГХ по личным делам, официальные встречи обязательно нужно было заносить в протокол, если и встречались по личным делам, то отчитывались перед ВГХ, в противном случае уходили в отставку. Это - ещё один способ оградить правоохранительные органы от политиков, а политиков - от шантажа со стороны правоохранительных органов.
В случае создания двухпалатного парламента и создания ВГХ, конечно, обязательно надо внести изменения в Конституцию. Но, когда затрагиваются интересы граждан, наши политики никого не подпускают, говоря, что “нельзя притрагиваться к Конституции”. И наоборот, когда затрагиваются их интересы, то нужные законы принимаются, несмотря ни на что, даже тайком. Яркий тому пример - те семь самых неудачных поправок. Заслуженный юрист Б.Чимид, которого ещё называют “отцом” Конституции, говорил: “Вместо того, чтобы вносить изменения в Конституцию, нужно поискать пути выхода из положения с минимальным ущербом. Для этого надо глубоко вникнуть в смысл и концепцию каждого слова Конституции. Настало время прекратить понимать Конституцию как какую-нибудь инструкцию, правило или процедуру”.
Тогда в чём главный смысл Конституции? Смысл Конституции можно понять по распределению вещей. Если в общих чертах, то “основой государства является гражданин. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. Для осуществления гражданином своих прав было создано государство или система”. Также, по теории общественного договора считается, что “права человека являются первичными, а государство является производным, созданным для него”. Производная не может отрицать первичное. Это значит, что для защиты и реализации первичных прав граждан можно внести изменения в государственную систему и это не противоречит Конституции.
Действующий сегодня однопалатный парламент не может полностью обеспечить права граждан избирать и быть избранным.
За прошедшие 25 лет после перехода парламента на нынешнюю систему, несколько раз была изменена система выборов. Но до сих пор существуют такие слабые стороны, как потеря голосов избирателей, избранные представители не представляют интересы своих избирателей, а возможности возложить на них ответственность за это - нет. Разве возможно, чтобы человек, живущий в престижном районе Улан-Батора – Зайсане - представлял интересы граждан далёкого сомона Цагаан-Үүр аймака Хувсугул? Или никому неизвестный кандидат, говорящий, что его родители - выходцы из Хувсугула, и обещающий развивать свой родной край, будет избран? Понятно, что такой депутат посетит свой избирательный округ максимум два раза в год. При этом он будет рассказывать только “о мудрых решениях парламента и правительства”. А член оппозиционной партии будет лишь критиковать стоящую у власти партию, вместо того, чтобы интересоваться желаниями граждан. Таким образом, избирателям в следующий раз придется выбирать между стоящей у власти партией и оппозицией. Большинство граждан даже не имеют понятия, что за человек тот или иной кандидат, почему он стремится представлять их интересы. И такая ситуация повторяется во время каждых выборов. С расширением избирательного округа гражданам приходится выбирать вслепую.
Другое дело - выбирать человека, живущего и работающего именно в том или ином сомоне, районе, которого все знают и который пользуется уважением в той местности. Только так граждане могут по-настоящему воспользоваться своим правом избирать и быть избранными, говорить об ответственности. В 1990-х годах один депутат ВГХ представлял интересы 1500 избирателей. Если учесть, что число избирателей возросло на 50 процентов, то сегодня придётся выбрать около 600 депутатов.
С проведением выборов на малых округах увеличится возможность для граждан воспользоваться своим правом быть избранным. Согласно отчёту Главного избирательного комитета, расходы на предвыборную кампанию одного кандидата во время прошлогодних парламентских выборов составили минимум 130 миллионов тугриков. Не каждый может пойти на такие расходы, чтобы принять участие в выборах. С увеличением размеров избирательных округов, людям приходится выбирать или очень богатого человека, или «карманного человека» богатых людей. Человек со средним достатком, какими бы знаниями и стремлениями ни обладал, не имеет возможности быть избранным. В этом и заключается интерес создания ВГХ и двух палатного парламента.
С созданием двухпалатного парламента, парламент станет более профессиональным, а принимаемые здесь законы и решения будут более качественными.
С одной стороны, парламент является законодателем, но с другой стороны, он - представитель народа. Так как граждане столичного района Баянзурх отдали свои голоса за заслуженного артиста Монголии С.Жавхлана, доверив ему “представлять свои интересы”, у других нет права говорить, что жители района Баянзурх глупые. Но нельзя давать писать УК С.Жавхлану или А.Сухбату. Поэтому с созданием двухпалатного парламента квалифицированные юристы и экономисты будут работать над созданием проекта законов, а избранные из народа члены ВГХ будут осуществлять контроль и возлагать ответственность, что является самым правильным вариантом. Но самое главное - вернуть гражданам их политические права и свободу.