Культура и общество. Почему чиновники от культуры Бурятии страшно далеки от народа
Автор АРД, поэтесса Светлана Дашицыренова о парадоксе, происходящем в культурной жизни республики.
«Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни»…А.П.Чехов.
Да уж, встрепенулся наш «миленький городок» с приходом во власть молодого и энергичного представителя московского истэблишмента, пока с приставкой «врио». Но это жителей не смущает, разве что бомонд нашей Бурятии, который теперь сидит как на пороховой бочке в преддверии масштабных изменений в своих рядах.
Все последние события в нашей республике сигналят о том, что наконец-то к нам пришла весна, причем не только календарная, но и в более широком смысле - как настроение и надежда на лучшее будущее. И как тут не вспомнить самого А. П. Чехова, который так украсил наш город своим мимолетным пребыванием и его знаменитую фразу, его отдельные мысли о жизни вообще и о том, как надо жить, чтобы осознать эту радость бытия.
После возвращения с о. Сахалин, где писатель натерпелся мытарств, неудобств и лишений, А.П.Чехов никак не мог перестроить свою жизнь на «мирный» и домашний лад. Заскучал, не мог даже толком собрать воедино свои рукописи о жизни каторги Российской империи, которые с нетерпением ждала общественность. К тому же разболелся, хотя, к удивлению, будучи в дороге и на острове его болезнь ничем себя не проявляла. Он решил поехать в Европу, чтобы развеять свою тоску и заодно подлечиться.
Из всех мест, где он тогда побывал, больше всего А.П.Чехову понравилась Италия, в особенности Венеция. Но даже не столько сама страна с ее теплым климатом и природой, сколько то, что «Италия - единственная страна, где убеждаешься, что искусство в самом деле есть царь всего, а такое убеждение дает бодрость». В письме от 24 марта 1891 г. из Венеции он пишет: «Это сплошное очарование, блеск, радость жизни! Такие дома и церкви могут строить только люди, обладающие громадным художественным и музыкальным вкусом и озаренные львиным темпераментом...»
Если вернуться к личности А.Чехова, то, восторгаясь Италией, он все-таки остается совершенно русским человеком, с присущим ему душевным и духовным устройством. Лучший его биограф, англичанин Дональд Рейфилд, признанный таковым мировым сообществом библиофилов, называет А. Чехова самым противоречивым и неоднозначным писателем.
Бердников Г.П., известный литературовед и биограф писателя, считает А.Чехова самым последовательным в своих суждениях о русской жизни: «Прекрасно отдавая себе отчет в никчемности благотворительной деятельности, никчемности по большому счету, все более уверенно говоря о необходимости коренного переустройства жизни, писатель, однако, сам делал всё возможное, что позволяло его силы и средства. Противоречие? Нет. Он презирал людей безразличных, черствых, был абсолютно убежден, что забота о нуждах народа является проявлением элементарной человечности.»
В подтверждении слов Г.П. Бердников приводит отрывок из рассказа А.Чехова «Жена», который он написал после возвращения из Европы в ноябре 1891 г. «Ах, если бы мы поменьше толковали о гуманности, а побольше бы считали, рассуждали да совестливо относились к своим обязательствам! Сколько среди нас таких гуманных, чувствительных людей, которые искренне бегают по дворам с подписными листами, но не платят своим портным и кухаркам. Логики в нашей жизни нет, вот что! Логики!».
И кто может поспорить со словами писателя, сказанными в конце 19 века?
В нашей повседневной жизни не хватает именно логики, причем во всех сферах жизнедеятельности.
Но иногда происходят события, вопреки логике, о которых хочется говорить только в возвышенных тонах, почти как А. Чехов об Италии. Например, об открытии галереи Льва Бардамова, известного предпринимателя и мецената республики. Двухэтажный особняк, 2000 кв.м, где разместились почти около 6000 предметов старины, картин, мебели, фотографий, книг, вобравших и сохранивших память общей нашей истории, культуры и религий.
На открытии галереи присутствовали в основном друзья и родственники. Мэр города отметился, но слова были «казенные», стандартные, а присутствие скоротечным.
И вот вам последний пример нелогичности действий нашего министерства от культуры. Казалось бы, кто, если не он - министр, должен был первым встречать людей на таком невиданном в наше время мероприятии, даже в рамках страны, когда «меценатство» воспринимается как совершенно новое слово в нашем лексиконе, радоваться во всех СМИ за такой щедрый подарок городу и республике, вложить хотя бы полкопейки на рекламу, но, увы...
Возможно, он был занят чем-то другим, потому что культурная жизнь у нас может жить и развиваться по своим канонам и идет сама по себе, по крайней мере, такое ощущение есть. И на все ее проявления у культурного министерства не хватает сил и финансов. А может чиновники, и не только от культуры, посчитали, что это мероприятие не подходит под их формат: ни в какие утвержденные планы открытие галереи не входило, ни копейки из бюджета не было использовано и отчитываться перед вышестоящими органами не придется.
Но главный чиновник от культуры все-таки пришел через неделю после открытия и почти инкогнито, наверное, постеснялся показаться «невоспитанным».
Зато вандалы нашего «миленького городка» могут средь белого дня делать сэлфи на памятнике А.П.Чехову, автор которого скульптор З. Дугаров. И спонсировал львиную долю затрат на его создание все тот же Л. Бардамов.
«Воспитанность – это восприимчивость к чувствам других. Если у вас это есть, вы воспитанный человек, независимо от того, той ли вилкой вы пользуетесь» - из энциклопедии этикета Эмили Пост.