Исторически партию создали богатые люди, чтобы защитить себя
Интервью с одним из двух в Монголии академиков по юриспруденции Ж. Амарсанаа.
В Монголии всего два академика юридических наук. Одним из них является бывший председатель Конституционного суда Ж.Амарсанаа.
- В последнее время много говорят, критикуют и выдвигают предложения о необходимости внесения изменений в Конституцию, которая стала причиной политического и экономического кризиса. Некоторых людей настораживает то, что Конституцию могут изменить в результате всеобщего референдума. Какова Ваша позиция насчёт вопроса о внесении изменений в Конституцию?
- Конституция является базовым или основным законом. Конечно, вопрос о внесений изменений в базовый закон настораживает людей. До этого 6-7 раз говорили об изменении Конституции. В последний раз, в 2015 году несколько членов парламента пытались внести изменения. Осенью того же года 48 членов парламента разработали проект об изменений 42 положений Конституции и представили его на рассмотрение в Парламент. Тогда говорили, что пока партии имеют равные полномочия, будет правильным принять этот проект. Но сегодня МНП стремится внести изменения, пока является большинством. То, что какая-нибудь партия является большинством или же партии находятся в равном положении, не имеет к этому вопросу никакого отношения. Законы принимаются только тогда, когда появляется необходимость в этом.
Ныне действующая Конституция является хорошим законом. Но для гармонии с развитием, конечно, можно внести поправки в некоторые положения. Вполне возможно референдум об изменении Конституции провести одновременно с выборами президента.
Проведение референдума о внесении изменений в Конституцию вместе с выборами президента позволит сэкономить средства. Но если провести референдум после выборов президента, то скорее всего, участие в нем примет небольшое число граждан. Есть даже пример. Выборы в местные органы власти проводятся в октябре-ноябре. Люди, которые перед наступлением холодов заняты уборкой урожая и подготовкой корма для скота на зиму, не принимают активного участия в выборах. Поэтому стоит воспользоваться возможностью и провести референдум одновременно с выборами. Это не такая уж трудная задача. Наверное, партия, стоящая у власти, уже разработала тактику для оперативного проведения референдума.
Но здесь надо подчеркнуть одну вещь. Если, например, представить на рассмотрение 6 вопросов, то существует вероятность того, что не все они будут приняты. Если будут приняты 3 из них, то они станут частью Конституции. Остальные положения, оставшиеся непринятыми, нельзя ещё раз вносить на протяжении последующих 8 лет. Так указано в законе о внесений изменений и поправок. Поэтому многое будет зависеть от политического решения, от того, как это примет народ, каким путём партии придут к соглашению, какие есть научные обоснования для этого. Важным является согласованность, не обязательно имеющих места в парламенте политических партий, отношение граждан, участие учёных, научная обоснованность.
- Вы сказали, что действующая первая демократическая Конституция является хорошим законом. Но некоторые люди считают, что резервы Конституции исчерпаны и все проблемы в обществе связаны с ней?
- Конституция хороша тем, что поставила точку в развитии предыдущего и стала началом развития следующего при переходе от одного общества к другому. В этом смысле она очень важна. Наши законы являются писаными законами. В нашем римско-германском праве преобладает германское направление. Нет такого, чтобы силы писаных законов исчерпывались. К примеру, с 1949 года Германия внесла более 40 изменений, а Казахстан с 1995 года, с даты принятия Конституции, внес более 100 изменений. Поэтому, опираясь на определённые требования, надо постепенно вносить изменения и постоянно контролировать их. Не говорю, что вообще нельзя вносить изменения или всё изменить именно сейчас.
- Пришло ли время ли вносить изменения в Конституцию? Как Вы считаете?
- Нет. Я не думаю, что время пришло. Много лет говорили об изменениях. В 2015 году говорили о 42 изменениях. Перед этим несколько членов парламента высказывались о присвоении статуса городов Эрдэнэту и Дархану. Решения об изменении Конституции должны приниматься в тот же период времени. Как раз время так решать, а не говорить, что именно сейчас надо всё изменить. Разговоры о том, что, не изменив Конституцию, страна не будет дальше развиваться – пусты.
Гораздо актуальнее улучшать не Конституцию, а обычные законы. Надо уделить больше внимания реализации законов о коррупции, госслужбе и других. Как возникает проблема, так сразу винят в этом Конституцию. Есть много возможностей исправить ситуацию, не трогая Конституцию.
- Раньше внесли семь изменений в Конституцию, которых назвали самыми неудачными. Правда ли, что эти семь положений ещё больше ухудшили Конституцию?
- Во-первых, ухудшили.
Во-вторых, это была совместная политика МНРП, МҮАН /Монгольская национальная демократическая партия/ и Социал-демократической партий. Если коротко, то политический заговор, берущий начало в отношениях с президентом. Если конкретно, то премьер-министр, согласовав с президентом состав правительства, вносил его на рассмотрение парламента. Согласно новым изменениям, если президент не сможет согласовать состав правительства в течение пяти дней, то партия вносит его на рассмотрение парламента. Другими словами, партия получила больше власти и полномочий. Партия является ракетой-носителем. Её члены, которые победили на выборах, должны служить государству. Но сегодня партия и государство работают вместе. Можно понять заседание партийной группы, но нельзя обсуждать проекты законов на Руководящем совете партии. Законопроекты не имеют никакого отношения к руководящему совету. Если раньше была диктатура одной партии, то сегодня в Монголии установилась диктатура партий. Если что, то партия. Даже должность главы самой маленькой административной единицы - бага – превратилась в политическую должность. Нет никакой необходимости главе бага быть политическим должностным лицом.
- Некоторые считают, что 76 членов парламента не должны вносить изменения в Конституцию, поскольку 76 – слишком маленькое число.
- Нет, не маленькое. Потому что те семь неудачных изменений, о которых мы уже упомянули, лишили возможности увеличить количество людей. Сделано было так, что если даже 20 из 76 поддержат внесение изменений, законопроект может быть принят.
Если из более 10 членов, входящих в посткомитет, 4-5 человек поддержат законопроект, то он может быть принят. Люди, являющиеся представителями народа, которые должны выносить политические решения в виде законов, оправдывают халатное исполнение своих обязанностей тем, что говорят: “нажали на кнопку, пока он вышел”. Нажимая на кнопку вместо другого, они нарушают права того человека на законодательство. За нажатие на чужую кнопку такие люди должны нести этическую ответственность.
- Народ прежде всего хочет, чтобы политики несли отвественность. Поэтому говорят о внесении пункта об их ответственности в Конституцию.
- Можно решить вопрос об ответственности. Но не обязательно через Конституцию. Его можно регулировать через другие законы. Они думают только о льготах для себя. Не хотят как-то ограничить себя. Вот в этом главная причина.
- Есть люди, которые заявляют, что в результате внесения изменений в Конституицю произойдёт процесс увеличения полномочий правительства. Будет ли правильным увеличить полномочия правительства?
- Да, верно. Хотят быть похожими на Запад. Согласно истории, партию создали люди со средствами, чтобы защитить себя. Но сегодня под нажимом олигархов переходят в крайне правую модель. Поэтому госслужбу, а также таких должностных лиц, как главы маленьких административных единиц, надо изолировать от политики. Нельзя, чтобы всё было связано с партией.
- После каждых политических выборов меняются госслужащие. Поэтому говорят, что надо отразить в Конституции основы стабильного положения госслужбы. Какой есть выход из этого положения?
- Когда сталкиваются с такими проблемами, начинают искать статьи Конституции. Когда не находят в Конституции, начинают говорить, что замена госслужащих зашла слишком далеко. Думают, что всё будет в порядке, если внести в Конституцию три слова. Но это не так. В нашей стране действует система ступенчатой администрации и повышения в должности. Не соблюдают законы. Партии намеренно нарушают законы. Топчут и игнорируют законы. Раньше в СМИ много раз просачивалась информация об одном министре, который говорил, что “законы его не касаются”. Министры сами должны соблюдать законы. В противном случае, их надо освободить от должности. Монголы на протяжении многих лет не слезали с лошадей. С 1990-х годов начали выпускать много новых законов.
Одно дело - научиться делать законы. Соблюдать, контролировать и пропагандировать эти законы - это многолетний процесс. Если с самого начала не идти правильным путем, то и потом всё пойдёт неправильно.
- На первом консультативном референдуме был поднят вопрос о двухступенчатой системе. Но Консультативный референдум не может принять решение. Кажется, некоторые исследователи не признают этого. Верно ли?
- Признают или не признают этого исследователи, не имеет никакого отношения. Некоторые люди говорят, что это вообще не нужно и не подходит для сегодняшнего развития Монголии. Двухступенчатый парламент действует в странах с многомиллионным населением, где собраны разные религии, культуры и язык. В нашей стране нет необходимости в двухпалатном парламенте. Увеличатся бюджетные расходы. Коэффицент полезного действия будет очень малым. Нижняя палата будет представлять народ, а верхнюю займут партии. И эти партии из-за своих политических взглядов не дадут работать нижней палате. Не надо двух ступеней и двух палат. Они всё равно не будут подконтрольны.
- Политики говорят, что основой кризиса власти является Конституция. Отсюда можно сделать вывод, что любой член парламента может сделать предложение о роспуске правительства. Из-за этого и встаёт вопрос о нестабильности правительства. Есть ли в Конституции недостатки, вызывающие кризис во власти?
- Членом парламента может быть гражданин Монголии, достигший 25 лет и психически здоровый. Вот и все требования. Судья Верховного суда должен быть человеком, достигшим 35 лет, а член Конституционного суда - 40 лет. Чтобы стать судьей, надо сдать экзамен, пройти отбор. А чтобы стать членом парламента, достаточно получить необходимое количество голосов. Такие люди, сев в парламенте, не читают Конституцию. Сами участвовав в принятии, говорят о правильности и неправильности Конституции.
Сегодня не вникают в суть Конституции. Вот в этом причина того, что всю вину сваливают на Конституцию.
Все 76 членов парламента требуют распределить бюджетные средства в аймаки и провинции, от которых они избраны. Если их требования не будут выполнены, они угрожают членам правительства отставкой. Это не механизм, когда член парламента нападает на министра. По этому вопросу Конституционный суд вынес свое решение. Член парламента может требовать отставки члена правительства. Он должен сперва представить свое предложение на рассмотрение премьер-министру, а не сразу бежать с ним в парламент. Премьер-министр, согласовав “отставку этого человека” с президентом, вносит предложение в парламент. Если премьер-министр не внесёт в парламент предложение о защите члена своего кабинета, то можно сделать предложение президенту об отставке самого премьер-министра. Не понимая и не соблюдая данную процедуру, некоторые заявляют: “Я сам хочу стать министром. Этот министр не нравится мне. Хочу сделать министром своего друга”.
- Интерес самому стать министром или сделать министром своего человека вызван из-за положения Конституции, согласно которому член парламента может быть и членом правительства. Вопрос о возможности занимать двойную должность поднят и на этот раз в новом проекте Конституции?
- Такое положение Конституции появилось в результате внесения изменений. В проекте, который сегодня обсуждают, указано, что одна треть членов правительства могут быть членами парламента. Этого вообще не надо. Монголия маленькая страна, её парламент также маленький. Но есть люди, которые, кроме кресла члена парламента и правительства, занимают руководящую должность в своей партии. Такие люди не могут выполнять свою работу. Не появляются в министерстве, сидят в госрезиденции. Если надо решить вопрос в парламенте, то не приходят и сидят в министерстве. Должность министра очень трудная, требующая повседневной напряжённой работы. В парламенте его члены заняты нажатием кнопок. Вместо того, чтобы приходить сюда для того, чтобы нажать на кнопку, там его ждёт ещё большая и важная работа.
Большинство членов правительства являются членами парламента. За четыре года почти все поочередно успевают стать министрами. Нет никакой необходимости объединять эти две должности.
Но они вносят предложение, по которому “хотя бы премьер-министр и главы функциональных /основных/ министерств должны быть членами парламента. Нет такого функционального министерства. Сами выдумали. Это вопрос вкуса законодателей. Шумят о том, чтобы внести министерства в Конституцию. Если внести название министерства в Конституцию, то разве деятельность министерства от этого станет лучше? Нет стабильности. Следующий парламент, придя к власти, меняет количество министерств. У нас есть такой опыт. Не надо каждую вещь вносить в Конституцию.
- Как раз по поводу внесения в Конституцию. Был разговор о внесении госслужбы и антикоррупционного ведомства в Конституцию. Есть ли необходимость в этом?
- С внесением в Конституцию их работа не улучшится. В статье 1 Конституции указано, что госорганизации должны обеспечивать традицию верховенства законов. Это говорит о том, что госслужащий должен соблюдать закон, работать в рамках закона и требовать от других выполнять законы.
- Некоторые члены парламента многократно заявляли о необходимости ограничения власти президента. Как нужно регулировать распределение власти?
- Хотя в Конституции и не указано о распределении власти на 3 части, но она распределена на законодательную, исполнительную и судебную. Если президент избирается всем народом, то это не значит, что у нас президентская власть. Даже не полупрезидентская власть. Монголия - страна с парламентской формой правления. Президента избирает народ, а парламент утверждает его. В некоторых странах Восточной Европы президента стали избирать от парламента. И из-за этого стали возникать проблемы, не дают президенту исполнять свои обязанности, в парламенте начали возникать вопросы, связанные с интересами различных группировок. Поэтому такие страны снова стали избирать президента всем народом, как прежде. Нет никакого вреда в том, что президент будет избираться народом, так как президент Монголии не руководит правительством.