Самураи и ронины Великой Степи. Часть II
Преданные вождю нукеры и вольные удальцы сайнэры – два типа воинов, сформировавшихся у Байкала
В легендах и сказаниях разных народов мира существовали эти совершенно противоположные характеры воинов. Рыцаря, беззаветно служащего господину и своей стране, и совершавшего подвиги ради него и родной земли, и благородного разбойника, не признававшего над собой никакой власти, который «грабил богатых, чтобы помочь бедным». Это были как полумифические, так и вполне реальные исторические личности. В Японии это были самурай и объединитель государства Ода Нобунага и лидер 47 ронинов Оиси Кураносукэ.
У англичан это были рыцарь, защитник Иерусалима Балиан Ибелинский и разбойник Робин Гуд, у русских – богатырь Илья Муромец и казак Иван Кольцо, у монголов и бурят – первый нукер Чингисхана Боорчу и степной удалец Шилдэй-Занги.
В массовой культуре, в частности, в кинематографе, образы степных богатырей более-менее стали использоваться в Монголии. Но еще много любопытных историй ждут своих режиссеров и продюсеров.
Кешиктены – личная гвардия хана
Как было уже отмечено, эволюция особой военной касты, профессиональных бойцов, лично преданных вождю, в Степи началась еще при державе хунну. Но абсолюта эта каста достигла при Чингисхане.
Впервые была установлена четкая градация личной гвардии хана. Созданный Тэмуджином корпус кешиктенов делился на две части: турхаудов — дневную стражу, и кебтеулов — ночную. Помимо знати, в стражу могли войти любые воины свободного состояния, проявившие доблесть в бою и личную преданность хану. Позже в составе кешиктенов были также выделены хорчины – лучшие в войске стрелки из лука и багатуры – самые сильные воины. Помимо защиты хана, кешиктены осуществляли разведку, контрразведку, дознание. Каждый из них по статусу был выше обычного военачальника или родового нойона. По приказу хана кешиктены могли спокойно расправиться и с командующим тысячей бойцов.
Ныне среди бурят встречаются имена «Хэшэгтэ» и «Хэшэгма», как отголоски подвигов тех гвардейцев.
В 1274 году состоялось первое боестолкновение монголов и японцев. Высадившиеся на острове Цусима войска Хубилай-хана нанесли самураям поражение. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, японцы никогда не сражались с иноземцами. Во-вторых, их тактика основывалась на индивидуальных поединках и, в-третьих, вооружение и сталь у японских самураев в то время оставляли желать лучшего. В том же году монголы высадились в бухте Хаката, где также разгромили самураев. Но оба нашествия армий Хубилая на Японию потерпели неудачу из-за сильнейших ураганов «камикадзе».
О кешиктенах в 2012 году был снят монгольский фильм «Аравт: 10 солдат Чингисхана». После одной из жестоких битв с восставшим племенем среди его солдат разразилась эпидемия чумы. Чингисхан отдает приказ подразделению из 10 воинов (десяток – «аравт») найти известного врачевателя, живущего в далеких горах, недалеко от кочевий восставшего племени.
Черные всадники – кто они?
Во всех культурах мира преданность вождю, разумеется, всячески поощрялась. В то время как вольность и нежелание подпадать под чужую власть каралась. В средневековой Японии это привело к появлению касты ронинов – самураев без хозяина, изгоев, зачастую влачивших жалкое существование и занимавшихся грабежами. Существовали такие воины и в Степи. «Люди длинной воли», не желавшие пойти в нукеры, занимались конокрадством, грабежами и так далее. Железная воля Чингисхана, тем не менее, заставила их сделать простой выбор – или идти в войско, или быть казненными. Тем не менее, стоит отличать простых бандитов от тайных воинских организаций, которые создавались еще при Монгольской империи и надолго пережили ее.
Писатель Александр Секацкий в очерке «О духе воинственности» отмечает: У древних монголов и бурятов существовала особая воинская категория караморчунов («Черных всадников»). Приходя в неистовство, они бросались в убийство как в омут, набрасывались на собственных соплеменников, разя направо и налево. Сопротивляться караморчунам было не принято, а гибель под ударами их мечей считалась почетным исходом. Секацкий называет их воинами ярости, степными берсерками. Некий образ «Черных всадников» был продемонстрирован в фильме Сергея Бодрова-старшего «Монгол», в котором они первыми идут в атаку, с двумя мечами в руках, гибнут сами и сеют смерть среди врагов.
Фото со съемок фильма "Черные всадники"
Ученый-историк Доржи Цыбикдоржиев, один из авторов «АРД», пишет: «Хара моритон» («Черные всадники») являлись наследниками древней традиции мужских тайных союзов, в которые на временной основе объединялись молодые неженатые парни. В особых лагерях они проходили воинские инициации, обучались единоборствам и принимали участие в «неофициальных» стычках с соседями. В Западной Бурятии культ «Хара моритон» связан с именем богатыря Хара Ажирай-бухэ, который занимался набегами на монголов, маньчжуров, осаждал русские остроги. По некоторым данным, «Черные всадники» продолжали сражаться против русских даже после того, как родовые князья приняли подданство «Белого царя». Так, в 1690- годах в Западной Бурятии вспыхнуло восстание некоего Бугачи, который нападал на «русских служилых людей и ясачных иноземцев».
В 2003-2004 годах в Бурятии и Агинском округе снимался фильм «Черные всадники», в съемках принимали участие тогда еще малоизвестный постановщик Солбон Лыгденов и главный оператор «Киргизфильма» Василий Соколов. Но картина так и не вышла на экраны. Продюсера Екатерину Цыденову подозревали в хищении, позже дело было закрыто за недостатком улик. Часть костюмов позже была использована при съемках фильма «Первый нукер Чингисхана».
Сайнэры – благородные разбойники Степи
По словам Доржи Цыбикдоржиева, когда халхасские князья поехали присягать маньчжурскому императору, некоторые рядовые воины из их войск и охраны развернули коней и умчались в степь. Там они ночью собрались на священной горе и дали свою присягу. Они поклялись не иметь имущества сверх трех коней, не ночевать на одном месте свыше трех дней, и посвятить жизнь защите простых людей. Они грабили маньчжурских чиновников, китайских ростовщиков, нойонов и лам, предавшихся маньчжурам. При набегах старались не применять оружие. Сайнэры искусно владели длинной плетью – бичом, ургой и арканом, ловко сбивая с ног и обездвиживая врага.
Именно сайнэры составили костяк дружины Бабжа-Барас батора, который совершал набеги на маньчжуров и монголов. Сначала он занимался угоном лошадей, но позже перешел и на открытые столкновения с маньчжурами. Около тридцати лет войска Бабжа-Барас батора сдерживали натиск южных соседей.
Памятник Бабжа-Барас-батору в Агинском
После установления границы между Россией и империей Цин в 1727 году свободное передвижение стало затруднительным. Некоторые земли хори-бурят оказались вне России. Однако это не останавливало хоринского сайнэра Шилдэ-Занги из рода галзут. Он по-прежнему продолжал промышлять скотом во Внутренней Монголии, постоянно нарушал установленную границу и, в конце концов, в 1731 году был захвачен русским пограничным дозором. Поскольку Шилдэ-Занги жил на земле, принадлежащей империи Цин, его выдали маньчжурам, которые казнили его. По легенде, голова Шилдэ-Занги покатилась в сторону бурятских земель, находившихся на российской территории.
Как говорил венгерский исследователь сайнэров, монголвед Ш. Иштван в интервью монгольской газете «Сэруулэг» в 2004 году, не только фильмы о Чингисхане могут иметь большие доходы. Но и по теме сайнэров тоже можно снять хороший фильм и получить успех.
В сюжете: Самурай