Эхириты без булагатов. Что это было?
8 июля в Корсаково, на родине «бурятских» эхиритов прошел Фестиваль эхиритских родов, вызвавший немалое оживление в пробурятской среде. Это событие требует внимания и некоего осмысления. По причине того, что судьба эхиритских родов одновременно и трагична, и ярка. Впрочем, обо всем по порядку.
Эхиритов чаще называют верхоленскими бурятами, поскольку расселены они в Иркутской области в долинах верховьев Лены и её притоков, а также в долинах верховьев Куды и Мурина. Среди пяти десятков эхиритских родов встречаются и булагатские, и хоринские.
Есть роды ойратского и монгольского происхождения. К примеру, сэгэнуд-племя, оставшееся или отставшее от своих, по некоторым версиям, еще со времен поражения Галдан хана. Или торгуд. Их соплеменники проживают в Монголии и Внутренней Монголии Китая. Не говоря о хоринцах – шарайд,хуацай, галзуд. О последнем споры не утихают. Одна из версий – это крупное племя с острова Ольхон, которое в силу разных причин позже стало старшим из 11 родов хори, а части из них вошли в другие племенные группы бурят. Галзуты встречаются и в Аге, и в Иркутской области, и в Бурятии, и даже среди якутов. Впрочем, самоназвание говорит за себя. В переводе с бурятского «галзуу»-бешенный. Темперамент современных «галзутов» порой доказывает: все имеет значение.
Бурятские» эхириты
Ареал проживания современных эхиритов только по Бурятии - это Баргузин, Курумкан, Кижинга, Хоринск, Еравна и собственно Кабанский район. Но прежде, чем расселиться по самым разным уголкам восточной стороны озера Байкал, эхириты с берегов Верхней Лены перебрались в Прибайкалье. Причиной тому послужили события середины 17 века.
Дело в том, что на пути продвижения завоевателей Сибири первыми на Верхней Лене были племена эхиритов. Нелишне напомнить, что в начале 17 века этноним бурят, как истолковывается он сегодня, не существовал. «Несколько раз верхоленские роды отказывались платить ясак, побивали ясачных сборщиков, осаждали Верхоленский острог. В середине 40-х годов верхоленцы прибегли к крайней мере: подняли вооруженное восстание, в котором участвовали булагаты, эхириты, батулинцы, ашебагаты, хонгодоры и другие этнические подразделения Предбайкалья и жившая на западной стороне Байкала часть хоринцев», - пишет в своей книге доктор исторических наук Булат Зориктуев.
Осаду Верхоленского острога будущие буряты устраивали трижды. Та же участь постигла Братский и Балаганский остроги при Иване Похабове.
Свидетельства тех времен из разных источников лишь доказывают - эхириты, встретившиеся на пути завоевателей первыми, были парнями не робкого десятка. В отличие от тунгусских и киргизских племен, «объясаченных» без особого сопротивления, верхоленцы оставляли свои земли, политыми кровью.
Исход протобурятских племен с Верхней Лены продолжился опустением Балаганской степи, передвижением на остров Ольхон, а далее по льду Байкала в Баргузин, на берега рек Куда, Селенга…
Самый крупный анклав эхиритов расположился как раз в Корсаково, на родине Первого фестиваля эхиритских родов. И численность «бурятских» эхиритов могла быть больше, если бы не…
Байкальский провал
Его называют по-разному. Цаганский, Кударинский, Селенгинский, Байкальский провал. В январе 1862 года в северо-восточной части дельты реки Селенга при сильнейшем землетрясении, продолжавшемся затем более года постепенно затухающими сотрясениями, под воды Байкала погрузилась часть побережья великого озера вместе с располагавшимися в Цаганской степи пятью бурятскими улусами.
Пресса того времени писала: «После сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбой перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовывались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень ( 2 метра 13 см) вышины… В Кударе купол церкви обрушился вовнутрь храма, а из образовавшихся в земле трещин выброшенный песок выбивал половицы в избах, и вода затопила землю на пол-аршина…На Гусином и Щучьем озерах весь лед растрескался и из щелей вытекла вода с илом и галькой. В Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ – авт.) в течение суток было 14 колебаний земли, от удара 31 января попадали трубы, в каменных зданиях образовались трещины».
На момент провала кударинские буряты жили в Цаганской степи полтора столетия. Почти 1300 жителей потопленных улусов остались в январские холода без крова над головой, домашнего имущества и скота. Кто-то принял решение остаться на «новой-старой» родине. Кто- то решил искать лучшей доли в местах подальше от большой воды.
Конечными точками очередной миграции эхиритов считаются Баргузинская долина, Кижингинский, Хоринский, Еравнинский районы, аймаки Монголии. Странно, но во Внутренней Монголии всех бурят называют «худари». Кстати и этот этноним вызывает массу обсуждений и споров. Одни считают, что «худари» произошло от топонима Кудара (Кударинская степь), где расселились эмигранты с Западного Байкала. Другие настаивают на том, что производная исходит от понятия «ходорхо»- оторваться, отделиться. Возможно и название Кударинская степь как раз возникло от названия вынужденных эмигрантов, поскольку все, что связано с этнонимом Кудара, в документах начало фиксироваться лишь в 18 веке. Как бы то ни было, в понимании восточных бурят «худришул»– это западные собратья, которые, что очевидно, приняли побольше ударов судьбы, нежели братья - степняки.
Внешние угрозы ускорили процесс объединения?
Булат Зориктуев так оценивает процессы формирования западных и восточных племен: «Начавшееся в 30-х годах XVII в. и достигшее пика в период правления Ивана Похабова процессы исхода племен в Забайкалье приводили к их смешению, разрушению территориальной разобщенности, осознанию населением как Предбайкалья, так и Забайкалья своего этнического единства. В восстаниях на Верхней Лене приняли участие все четыре основных племени Предбайкалья и Забайкалья: булагат, эхирит, хонгодор, хори. Особенно примечательно участие в восстании хоринцев. Основная их масса в это время жила в Забайкалье, недавно вернувшись из северо-восточных районов Монголии (время и причины ухода туда неизвестны). Некоторая же часть хоринцев, перебравшаяся на западную, сторону Байкала, где береговая полоса, прилегающая к бассейну Верхней Лены и остров Ольхон, также относились к числу их «породных» земель, не пожелала остаться безучастной к происходившим событиям... Два исключительно важных события – верхоленское и ангарское восстание в середине 17 века - стали начальной точкой отсчета формирования собственно бурятской народности.
Два документа - один датирован 1788 годом, другой 1789 годом - доказывают, что в это время объединительные процессы в Забайкалье в основном получили свое завершение. Первый документ имеет длинное название и написан, что очень важно, не русскими или их толмачами на русском языке, а представителями коренного населения - селенгинским казачьим атаманом Цэрэном Бадлуевым и хоринским тайшой Юмцэрэном Ванчиковым на монгольском языке. В переводе название звучит примерно так: «Положение о правилах жизни бурятского податного народа, принятое главным атаманом четырех бурятских кавалерийских полков Цэрэн Бадлуевым и вторым тайшой одиннадцати хоринских родов Юмцэрэном Ванчиковым с сановниками».
С тех пор прошло всего лишь 229 лет. Относительно истории человечества - фрагмент. Потому буряты - молодая нация, у которой все еще впереди.
Эхириты без булагатов. Что это было?
Итак, собственно, фестиваль эхиритских родов. То, что он организовался без длинных и долгих обсуждений, подтверждают сами организаторы. То, что он превзошел все ожидания - очевидно. Любопытно было наблюдать и ощущать саму энергетику проекта - детский восторг. Что само по себе означает искренность замысла и отсутствие какой-либо сверхидеи и скрытых, как правило, политических, задач и смыслов. И это самый главный эффект этой затеи. Любопытно мнение журналиста Александра Махачкеева: «Существует генная память и историческая логика, благодаря которым эхириты собрались вновь. Собрались, чтобы посмотреть друг другу в глаза, выпить тогоонэй арси, попеть, взяться за руки в ехоре и в сравнении понять, кем же они стали?»
Кстати говоря, село Корсаково, ставшее столицей встречи современных эхиритов из Бурятии и Иркутской области, удивительно само по себе. Выгодное расположение между реками Селенга и Харауз ( с монг: Черная вода) и в пяти шагах от самого Байкала не оставляло его жителей без куска рыбы и в самые жесткие для выживания времена. Его жители почти безупречно говорят на родном диалекте. И оно мононациональное. В Корсаково лишь два русских зятя. Говорят, и те бурятским владеют лучше, чем родным. Все это доказывает аксиому - предки их были крепкие ребята с очень четкими пониманием ответственности за свой род и свое потомство.
На вопрос «куда дели булагатов» один из видных представителей племени «эхирит», член оргкомитета проекта Борис Ботоев (род «буура hэнгэлдэр») отвечает: «Эта встреча необходима в целом для понимания кто есть эхириты. Здесь важен больше исторический контекст. Все оформление фестиваля говорит за себя. Юрты с названием родов и племен мотивируют искать ответы на вопрос - кто я. Очень многие приехали, чтобы найти свои корни, определиться, какого они роду- племени. Собрание старейшин сегодня уже приняло решение через год встречаться в Баргузинской долине уже большим составом и под названием «Фестиваль эхирит-булагатских родов». Бог даст, в ближайшей перспективе эта встреча состоится и на исторической родине».
И мнение москвича Андрея Онтобоева (род «хайтал»), еще одного члена оргкомитета фестиваля кажется объединяющим все смыслы: «Наша главная задача - сакральная. Сохранить наше главное сокровище - озеро Байкал. Защитить от всякого рода угроз, сохранить и передать потомкам. Точно так же, как нам его передали предки. Другой более глобальной задачи нет. Не будет родины - не будет традиций. А без традиций народ не народ».