Постсоветский синдром. Почему бывшие союзные республики развиваются быстрее, чем Монголия
Знаменитая монгольская демократия - это благо или тормоз?
В 1989-1991 годах пришёл конец советскому коммунистическому режиму. Хотя после этого бывшие среднеазиатские республики СССР стали открытыми в политическом отношении, вскоре они вернулись обратно в режим диктатуры, другими словами, они перешли из одной формы диктатуры в другую.
В отличие от этих стран, Монголия имеет свои особенности. Политическая свобода, фундамент которой был заложен в 1990 году, смогла расширить сферу своего влияния по сравнению с соседними странами. С одной стороны, были разрушены некоторые достижения советского периода, а с другой - смогли укрепить некоторые новые. Этот относительный успех Монголии имеет свои причины. В Монголии начала действовать демократия. На это повлияло и выгодное географическое положение страны. В силу всего этого, посткоммунистические государства Центральной Азии отстали от Монголии в плане демократии.
Для посткоммунистических стран Центральной и Южной Азии недавний новый политический опыт Монголии может показаться загадкой, которую трудно разгадать. В пяти странах, таких как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, диктатура одного человека стала обычным явлением. В этих пяти посткоммунистических государствах Центральной Азии большой интерес вызывала заметная разница между режимами, стоящими у власти, начиная от более мягкой диктатуры в Кыргызстане и до нового вида диктатуры с культом личности в Туркменистане. Но, спустя 10 лет после падения коммунистического блока, в этих странах полностью установились авторитарные режимы.
Монголия не только обошла тоталитарный режим, но и смогла сделать заметный шаг в направлении демократии. По оценке одного из передовых агентств, проводящего исследования в сфере политической открытости в мировом масштабе, отчётливо заметны различия между Монголией и её соседями. По данным “Фридомхаус”, Монголию по этому показателю опередили лишь Чехия, Польша, Словения и три прибалтийских государства. Страны Центральной Азии, Китай и Россия даже близко не приблизились к Монголии.
Природные богатства
Есть ещё один показатель, общий для стран Центральной Азии и Монголии. Все они богаты природными ресурсами. Казахстан имеет огромные запасы нефти, Туркменистан по запасам природного газа находится на третьем месте в мире, Монголия добывает медь, уголь, золото и нефть. Её запасы тоже немалые.
Причиной почти всех международных и региональных конфликтов являются страны, богатые приодными ресурсами. Но Монголия и страны Центральной Азии смогли избежать этого.
Любая страна желает иметь свои природные богатства. Несомненно, с природными богатствами увеличивается валютный запас и снижается риск и давление со стороны мирового рынка. Владеть месторождениями полезных ископаемых – это желание не только властей, но и простых граждан. Это именно та тема, которую мы обсуждаем ежедневно.
Огромные природные богатства, если посмотреть на них с чисто экономической точки зрения, это инвестиции не в установление высокого курса инвалюты, производство и обслуживание с добавочной стоимостью, а инвестиции в добывающую промышленность, связанные со многими недостатками.
Но самые серьёзные последствия наблюдаются в политике. Огромные природные богатства сеют суматоху в политике, вызывая конкуренцию между госорганизациями, имеющими право распоряжаться доходами от продажи этих богатств.
Эта игра рождает коррупцию в политике, срывает работу госаппарата. Такое наблюдалось не только в Казахстане и Туркменистане, но и в России, Азербайджане, Конго, Нигерии и Венесуэле. То есть почти во всех посткоммунистических и развивающихся странах, богатых природными ресурсами. Огромные природные богатства всегда нарушают процесс укрепления демократии и государственности. Монголия богата природными ресурсами, но у неё меньше возможностей для их разработки. Возможно, это каким-то образом защищает её от вероятных проблем на пути политического и особенно демократического развития.
Геостратегия
Что касается посткоммунистической Монголии, то она может притягивать иностранных инвесторов своими природными богатствами. Если урегулировать внутреннюю политику и правовую среду, то можно вызвать стратегический интерес у богатых иностранцев. Также для стран Средней Азии, которые вначале были более открытыми, а позже возвратились в авторитарный режим, главной точкой притягивающий интерес иностранцев, стали их природные богатства и выгодное стратегическое расположение. Руководители в этих странах были инициаторами и пионерами демократии или борьбы за неазвисимость. Поэтому они получают большую поддержку извне.
После распада СССР большинство стран Центральной Азии, чтобы возродить свою ослабленную экономику, начали проводить процесс либерализации и приватизации и, благодаря этому, смогли стать самыми близкими партнёрами западных финансовых организаций и администрации США. Со временем, во время перехода этих стран в авторитарные режимы, западные партнёры не отвернулись от них, а наоборот, даже ещё более сблизились. В некоторых случаях это выходило за рамки. Примером тому может стать бывший президент Кыргызстана Аскар Акаев.
Западные правительства сделали Киргизию образцом для региона, а солидного на вид городского Акаева большой надеждой для демократии и рыночной экономики в Центральной Азии. Но в конце 1990-х годов он превратился в диктатора и был смещен с поста во время цветной революции. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев много говорил о возрождении экономических связей на постсоветском пространстве и защите интересов национальных меньшинств, которыми являются русские, благодаря чему смог войти в доверие к России.
Но администрация США не захотела отпускать богатый нефтью Казахстан. Поэтому Казахстан обратился к США и смог с успехом развить казахстанско-американские отношения, а благодаря также сотрудничеству с Китаем, смог поднять свою экономику.
Поддержка извне
После распада Советского Союза страны Центральной Азии перешли из одной формы диктатуры в другую, но руководители большинства этих стран продолжали получать помощь и поддержку извне. В Узбекистане для установления единоличной власти Ислама Каримова большую роль сыграли внутренние факторы. Но Каримов всё-таки смог каким-то образом укрепить национальную самостоятельность.
Таджикистан, в отличие от других, преодолел нелёгкий путь. Там началась гражданская война. Чтобы предотвратить возникновение на юге исламского государства наподобие Талибана, Россия посылала туда свои войска и военную технику. Таким образом, Таджикистан попал под покровительство России, хотя сегодня исламизация всё более окружает эту страну.
Туркменистан, в отличие от Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, не получал поддержку и помощь со стороны США и России. Глава государства полностью изолировал страну от внешнего мира, сделав из нее подобие храма для почитания своей личности, запретил связывать свою судьбу с США и Россией и принял полный нейтралитет. Он сумел использовать спокойствие в международных отношениях России и США, не желая полностью отдалиться от страны, имеющей третьи по величине запасы природного газа в мире.
Сегодня стали меньше критиковать бывшие республики Советского Союза, отдалившиеся от демократии и перешедшие из одной формы диктатуры в другую. Может быть, это связано с тем, что их сравнили с Монголией, показатель демократии которой, согласно Фридомхаусу, довольно высок, но страна вся в долгах, граждане без денег, а если у них и имеются наличные деньги, то они сразу же их тратят.
Казахстан смог показать пример того, как можно без идеальной демократии защитить страну от безденежья, а граждан от бедности. За ним следуют Туркменистан и Азербайджан. В число стран, которые уверенно шли к демократии и не сталкивались с трудностями, входят Монголия, Грузия, Македония, Молдова и Румыния, что видно из их экономических показателей и уровня жизни населения этих стран.
Уже давно перестали называть посткоммунистическими такие страны, как Чехия, Польша, Словакия, Словения и прибалтийские государства, которые смогли поднять свою экономику с помощью идеальной демократии.
Из группы бывших коммунистических государств, Монголия до сегодняшнего дня показывала неплохой результат по показателю свободы. Но сегодня мы видим, что это не повод для радости. Хотя Монголия и имеет хорошие отношения со странами Запада, никто из них не считает её важным союзником или тем клиентом, которого нельзя потерять. Дело в том, что монгольская демократия уже прошла свой экзотический период и находится как раз на стадии развития.
Но нельзя идти дальше, имея единственный канал дохода в виде горнорудной отрасли и развиваться, когда цены на природные ресурсы на мировом рынке растут, и приходить в упадок, когда они падают. Плюс к этому, в период развития в стране не соблюдается финансовая дисциплина, общество тратит деньги и начинает тонуть в долгах. Когда государство начинает создавать благоприятную внешнюю среду и развивать двусторонние отношения, многие начинают делать ошибки в бизнесе и инвестициях.
Фото: Г.Ган-Өлзий
В сюжете: СССРпостсоветские республикиМонголияэкономикаразвитие