Взгляд со стороны: кто мы - монголы?
Монголы научились преодолевать трудности с помощью двуличия, хитрости и других уловок.
Кем являемся мы – монголы? Со временем возникает множество разных вопросов – откуда произошли, какие традиции, какая вера, каков интеллект, как регулируются отношения между человеком и природой, каков быт, образ жизни, каковы взгляды на мир, как относимся к соседним странам, чем отличаемся от цивилизованных граждан, как жили в 20-м веке, когда вступили на путь цивилизации, как привыкаем к этому и т.д.
В чём секрет того, что монгольская государственность, которая когда то считалась самой сильной в мире, сдалась перед каким-то уличным движением сопротивления? Как нам удается совместить веру в дерево или камень с верой в просветителя Будду и спасителя Христа? Почему у нас нет способности, объединившись, воздвигнуть что-то, зато когда надо разрушить созданное кем-то, мы умеем объединяться, как крепкий кулак? В чём причина того, что мы умеем жить в Японии как японцы, в Америке как американцы, а вернувшись на родину, вновь ”монголизируемся”? В чем причина того, что мы, хотя и знаем обо всех своих слабых сторонах, не можем преодолеть их? Или какая-то скрытая сила внутри нас преобладает над нашим образованием и цивилизацией, скопированной у других? Может быть, наши независимость, прогресс и пути процветания являются итогом множества случайностей и везения? Или же они - судьба находчивой нации, сумевшей разглядеть возникшие возможности?
Большинство цивилизованных наций уже определились, кем они являются. Для этого были проведены многолетние исследования, наблюдения, сравнительный анализ своих национальных особенностей с другими, наблюдения за другими нациями, использовались материалы современной науки… Все эти исследования могут пополнить немало библиотек. Конечно, у всех разный менталитет. Но из-за традиции, обычаев, истории, климата, социальной структуры, религии и многих других факторов, каждая нация имеет свои особенности. Тогда в чём общность менталитета монголов?
Путешественники с разными традициями, верой и образом жизни очень внимательно наблюдали за менталитетом других наций. Учёные и исследователи изучают эти особенности на основе научной систематики. Кроме того, важным является происхождение данной нации и исторический период, через который она прошла. Сегодня появилось много новых техник и технологий, определяющих эти особенности методом антропологии, генетики и генной инженерии. Методом углеродного анализа стали более точно определять время и выделять ДНК из древних окаменелых останков. Научившись получать ДНК митохондрий, современная наука дошла до определения происхождения человека и смогла отследить его переселения.
Писатель Б.Цэнддоо на протяжении многих лет интересуется особенностями обычаев и менталитета монголов. Он родился в семье скотоводов, посещал начальную школу в центре сомона, окончил среднюю школу в центре аймака и, приехав в Улан-Батор, поступил в МонГУ. После окончания университета работал в газете, подведомственной ЦК партии, бывал во многих странах мира. Поэтому у него есть с чем сравнивать. Он начал собирать материалы, связанные с особенностями национального менталитета монголов.
Таким образом, с 2000 года он, под руководством доктора С.Идшиннорова начал научное исследование на тему “Культурное насупление в Монголии 1956-1964 гг”. Это очень интересная тема. Никто до него не исследовал ее. Партийное руководство того времени, которое почти втайне провело эту акцию, которую можно считать самым важным и удивительным явлением Монголии 20-го века, “очень стыдилось” этой своей работы. Победу движения коллективизации Цэдэнбал называл самым великим событием не только 20-го века, но и всей истории Монголии и упоминал об этом на различных собраниях. Но со временем стало ясно, что самым ценным достижением, сделанным им в Монголии, было именно Культурное наступление. В действителььности, отсталые средневековые кочевники в результате культурно-наступательной кампании превратились в цивилизованный народ 20-го века. Эту работу, проведённую жёстким административным методом, боялись не то что исследовать, а даже говорить об этом вслух и вносить в историю, ее скрывали от посторонних. Поэтому документов и материалов, связанных с этим периодом, очень мало. Те что были, находились не в центральных архивах, а лежали среди бумажного хлама разных министерств и в провинции.
На основании собранных материалов Цэнддоо выпустил свою исследовательскую работу “Культурное наступление: от первой империи до последнего кочевника”. За эту работу он получил Госпремию. Доработав и ещё более обогатив эту книгу, в 2015 году он переиздал её под названием “Культурное наступление: от пастуха до строителя”.
Издательство НЭПКО, совместно с National Geographic (США), начало выпуск альманаха об истории и культуре Монголии. Уже выпущены и доступны читателям “Монгол, монголы, Монголия – исторический альманах” Баабара, “Альманах истории экономики Монголии” Ч.Болдбаатара, Д.Түмэн-Өлзий и Б.Цэнддоо, “На пути к цивилизации – альманах культуры Монголии” Б.Цэнддоо. Следующим будет “Алманах военной истории Монголии”.
“На пути цивилизации – альманах культуры Монголии” Б.Цэнддоо можно считать менталитетным и психологическим портретом монгольского человека. Монголы на протяжении многих тысячелетий были кочевым народом. И только со второй половины 20-го века вдруг встали на путь цивилизации, урбанизации, современной культуры. Среди населения появились такие слои общества, как рабочие, интеллигенция, люди стали жить в городах, начали появляться такие группы людей, как безработные, паразиты общества, хулиганы и преступники. Но рабочие, работники сферы обслуживания, монгольская интеллигенция, городские жители и хулиганы всё ещё сохраняют свой традиционный кочевнический образ. Цэнддоо в своей работе показал уникальность именно этого менталитета и особенности перехода к цивилизации. Мы, монголы, хотя и имеем тысячелетнюю историю государственности и ещё более глубокую историю культурного наследия, но в отношении цивилизации мы являемся нацией-младенцем. Именно об этом и рассказывается в данном произведении и именно здесь начинаются попытки найти ответ на вопрос “Почему мы такие?”, с которым сталкиваемся каждый день.
Одним из самых сильных факторов, влияющих на формирование менталитета нации, кроме образа жизни и окружающей природы, является вера. Верой, которая оказала сильное влияние на формирование менталитета кочевников Центральной Азии, в том числе и монголов, верой, которая и сегодня не потеряла своей актуальности, является шаманизм. До появления религии и науки шаманизм был верой всего человечества. Но с появлением религии, науки, урбанизации и цивилизации, большинство наций потеряли эту веру. До наших дней шаманизм сохранился в Заполярье, Сибири, Центральной Африке, джунглях Бразилии, песках Сахары, Австралии и других самых отдалённых местах. Но шаманизм Центральной Азии имеет свои неповторимые особенности. До появления огнестрельного оружия кочевники Центральной Азии были самыми могущественными на суше. Вследствие этого, в Центральную Азию проникали различные религии и религиозные течения, чтобы оказать своё влияние. Манэйхизм, учения Заратустры и Кунза, даосизм, христианское нестерианство и францисканство, тибетские сажапа, гармала и гэлэгпа, марксизм-ленинизм и сталинизм. Наряду с тем, что толенрантные к религии кочевники принимали обычаи и элементы всех этих религий и течений, они также обогащали и украшали ими свою основную веру – шаманизм. Поэтому вера кочевников Центральной Азии, в том числе монголов, является смесью, содержащей элементы каждой религий этого мира. Культы почитания обо и огня пришли к нам из манэйхизма, а чёрные и красные ленточки во время траура - из коммунизма.
В коммунистическом обществе монголы прожили на протяжении трёх поколений. Для кочевников это был период самых интенсивных изменений в их истории. Именно в этот период, наряду с цивилизацией, развитием промышленности и урбанизацией, в первый раз в своей истории монголы остались без собственного имущества. Наступило время, когда угрожали жизням тех, кто не дышал идеологией. Как адаптировались и выжили монголы под этим давлением? Монголы, которые сумели противостоять и адаптироваться любым суровым природным условиям и явлениям, во время самых жестоких режимов тоже смогли адаптироваться и преодолеть все трудности с помощью двуличия, хитрости и других уловок. Цэнддо смог чётко показать в своих исследованиях как люди умеют меняться, устраивать истерику, показывать свою прагматичность, стремиться и идти вперёд, одним словом, он показал то, как меняются и адаптируются люди в сегодняшней посткоммунистической свободной Монголии.
Так кем являемся мы, монголы? Если посмотреть глазами Цэнддоо, то невольно начинаешь думать о том, что мы не умеем смотреть на себя со стороны. Может быть, эта работа и стала первой попыткой монгольского человека посмотреть на себя со стороны.
Фото: esliustal.ru