Ресурсное проклятие. Почему Монголией до сих пор правят дураки и мошенники
Имея огромные запасы полезных ископаемых, монгольская власть толкает свою страну в бездну экономической и политической отсталости.
Так как затронутые вопросы стали очень актуальными сегодня, публикую статью, которую написал в августе 2014 года. В последнее время монголы стали заблуждаться в своих взглядах насчёт природных богатств. Даже не то что заблуждаются, а находятся на грани сумасшествия. С одной стороны, к такому состоянию привели нарочно, обдуманно, но с другой стороны, это связано с тем, что монголы не знают мировых тенденций по этому вопросу и не интересуются ими. В последнее время в мире стало распространяться такое явление, как ресурсный национализм и я решил поделиться своими мыслями по этому вопросу.
В ресурсах или в хозяевах...
На Западе глобализацию понимают во взаимосвязи с контролем и регулированием торговли природным сырьём, которая является частью национальной и государственной независимости. В ответ на это во всём мире начала активно распространяться концепция ресурсного национализма, которая направлена на усиление государственного и общественного контроля над природными ресурсами. Вопрос не в том, что у Монголии есть только природные богатства. Также не в том, что у нас нет добывающей и перерабатывающей промышленности. И не в том, что нет инфраструктуры. Дело в том, что монголы не знают, какую технологию выбрать и чем заполнить свой рынок. Другими словами, не знают что делать с деньгами, вырученными в резульате продажи природных богатств. В последние несколько лет нас “теоризируют” насчёт экономики, но в рассматриваемом вопросе мы не можем продвинуться ни на шаг вперёд. В этом и заключается наша глупость.
На первый взгляд может показаться, что запасы природного сырья несомненно дают преимущества в глобальной конкуренции. Но это актуально не для всех случаев. Яркий тому пример - Монголия. Огромные природные ресурсы большинства развивающихся стран имеют отрицательную взаимосвязь с темпами роста экономики и их жизненными стандарами. И это доказано достаточным числом учёных. Рост экономики и отрицательную связь природных богатств с темпами роста экономики в очень многих работах называют “ресурсным проклятием”.
Но есть страны, которые, не поддавшись “ресурсному проклятию”, стабильно и хорошо развиваются. Например, Ботствана, Индонезия, Норвегия, Австралия, Канада и др. Норвегия, богатая нефтью, уже на протяжении многих лет в первых строчках по индексу развития человека. 30 лет назад такие крупные добытчики нефти как Индонезия и Нигерия имели равные ВВП на душу населения. А сегодня Нигерия производит ВВП, равный 30 процентам ВВП Индонезии. Ботствана и Сьерра-Леоне были обе “нищими”. Но Ботствана сумела сделать скачок в своем развитии, а Сьерра-Леоне нет. ВВП на душу населения в этой стране в 1970 году составлял 350 долларов, а к 2000 году снизился до 150 долларов.
Отсюда можно сделать вывод, что дело не в богатствах, а в хозяевах. Другими словами, это связано с глупой финансовой, валютной и экономической политикой, а также с государством, проводящим её. Что касается Монголии, то здесь у власти никто иные, как дураки.
Например, Япония в 1960-х годах объявила производство полупроводников стратегической отраслью и разработала долгосрочный план на будущее. И эта острасль к 1980 году смогла стать одной из крупнейших отраслей промышленности Японии, после электронной отрасли и отрасли автомобилестроения. Об этом я подробно писал в своих статьях “Что такое долгосрочный план” и “Толгой нэхэхийн учир”. К сожалению, в Монголии нет такой власти, которая бы обратила на это внимание...
Китай, которому принадлежит 40 процентов мирового производства стали, внедрил в свои госкомпании новые технологии и при строительсве новых мощностей расходует на 40 процентов меньше средств, чем зарубежные компании. Но мы критикуем их за то, что у них есть “госкомпании”.
В Монголии выдвигают странную теорию, что банки обязательно должны быть частными. В Бразилии 30 банков из 100, а в Мексике 8 из 28 являются государственными. В большинстве стран госбанки “ведают всем”. “Теория” мошенника О.Чулуунбата ведет в никуда. Он занимался мошенничеством и не думал о будущем Монголии.
Распространение ресурсного национализма
Мы смотрим только на финансоввую сторону иностранных инвестиций, но не обращаем никакого внимания на технологические и социальные стороны. Это не только является глупостью в высшей степени, но еще и опасно.
Ресурсный национализм, с одной стороны, является понятием международного права, а с другой - понятием социальным и моральным.
Другими словами, растёт число стран, которые хотят самостоятельно распоряжаться своими природным богатствами. Это выявляется благодаря таким признакам, как жёсткий контроль над иностранными компаниями, ведущими разработку природных богатств, увеличение госдоли в этом секторе, возврат государству шахт или рудников, если разработка ресурсов не выполнена в указанный срок. Это называют принципом “use it or loose it”. Об этом более подробно можно прочитать: Resource Nationalism: The new global rent. Canadian Mining Journal, December 2010.
В последние годы Австралия повысила налоги на добычу угля и железной руды до 30 процентов. Канада повысила налоги на добычу полезных ископаемых. Китай принял решение на добавочный налог от добычи каменного угля. Бразилия утвердила налог на погрузку железной руды и повысила на добычу других ресурсов. Индия начала облагать налогом чрезмерные доходы экспортёров полезных ископаемых. Перу, одна из мировых стран-лидеров по добыче меди, серебра и чёрного свинца, объявила о повышении налогов.
К ресурсному национализму всё чаще присоединяются страны Африки. Приведём некоторые примеры.
Нигерия, Ливия и Алжир выдвигают перед нефтедобывающими компаниями все новые и новые требования. Богатые природными ресурсами демократическая Республика Конго и Южная Африка пересматривают лицензионные договоры. Ботствана требует от корпорации “De Beers” создания производства с большей добавочной стоимостью. Замбия увеличила размер налога на добычу полезных ископаемых в 2 раза.
Индонезия стала контролировать природные богатства. Там в рамках ресурсного национализма был принят новый закон и иностранные компании в течение 10 лет обязаны продать индонезийским компаниям 51 процент своих акций. Министр энергетики и природных богатств Индонезии Тамрин Тиит заявил: “Мы хотим, чтобы доходы, полученные от добычи и продажи природных ресурсов нашей страны, были доступны для всех индонезийцев”. Вот что значит быть министром страны. В Монголии не то что сказать такое некому, здесь даже нет министра, который так думает. Но это еще не всё. К 2014 году Индонезия планирует полностью запретить экспорт природных богатств и передачу земель иностранным гражданам, а вместо этого всячески поддерживать обрабатывающую промышленность.
Даже в Чили, которая до недавних пор считалась опорой либеральных экономических реформ, стал внедряться ресурсный национализм. Там государственная компания “Codelco” готовится приобрести 49 процентов медного месторождения, принадлежащего гиганту “Anglo-American”. Об Аргентине даже говорить не надо. Они национализировали нефтяную компанию YPF, входящую в состав испанской “Repsol”.
Думаю, что приведённых здесь примеров достаточно. Если подытожить, то все китайские добывающие предприятия являются государственными, в России все они находятся под жёстким контролем со стороны государства, в Индии цены на все виды горнорудной продукции устанавливает государство. В Бразилии 80 процентов рынка полезных ископаемых контролирует полугосударственная транснациональная корпорация “Vale”.
Я знаю, что наши либеральные теоретики объяснят это тем, что эти страны являются развивающимися. Тогда можно смело утверждать, что в развитых странах ресурсный национализм получил ещё более широкое распространение.
В Японии добывающую отрасль и право инвестировать в неё выдают только полномочному представителю или резиденту. В Австралии инвестиции в 10 миллионов австралийских долларов или выше обязательно проверяют на соответствие национальным интересам и уже потом выдают разрешение. В Швейцарии право на инвестиции дают только гражданам этой страны. В Италии к разведке и разработке месторождений нефти и природного газа, кроме национальных операторов, допускаются лишь страны ЕС. В Чехии иностранный инвестор сначала должен инвестировать в какую-нибудь отрасль промышленности.
США не любят пускать на свои териитории иноземцев, поэтму у них тяжёлая налоговая система.
“Внутренние враги” Монголии
Несмотря на то, что реальное положение дел в мире таково, Монголия и в отношении идеологии, и в отношении своих действий только и знает, что продавать свои природные богатства и разбрасывать полученные от них доходы.
Все мы, монголы, хорошо знаем, что на протяжении многих лет слишком известная определённая группа людей или группировка постоянно и стабильно навязывала нам идеологию наподобие “либеральной”. Опираясь с одной стороны на мировую глобализацию, интеграцию и финансовые сбережения, а с другой на отсталость Монголии, они проповедуют, что единственным спасением для страны являются иностранные инвестиции. Мы знаем этих людей поименно...
Я хорошо знаю, что они отлично осведомлены о тех фактах и примерах, которые я привел выше. Но, преследуя определённые интересы, они не информируют народ об этом, стараются скрыть это. Причина таких действий нам известна...
Эти “идеологи” промывают мозги народу сказкой о том, что надо побыстрее при любых условиях привлечь иностранные инвестиции и быстренько “разбогатеть” всем обществом. А людей, которые говорят о национальных интересах, они попросту унизительно называют “патриотами”.
С другой стороны, в Монголии есть и крайние, которые призывают к ресурсному национализму как к “способу выгнать иностранных агрессоров и эксплуататоров”. В общем-то, держаться середины – не в духе монголов. Вот такие люди и становятся лёгкой добычей для либеральной идеологии. На самом деле всё это является в высшей степени отсталой, высшей точкой оппортунистского и догматического воображения, а “национальные жесты” и “открытая либеральная идеология” противоречат нашим национальным интересам. Поэтому мы, монголы, изо всех сил должны стараться отделаться от этих двух крайностей.
Но в последнее время власти Монголии готовятся привлекать иностранные инвестиции с единственной целью: найти деньги и принять для этого множество законов. Это вызывает интерес и зарождает опасения. Очевидно, что МНП и ДП проводят совместную организованную политику в этом направлении.
На самом деле в Монголии очень мало людей, которые не могут без иностранных инвестиций. Большинство монголов требуют только самые простые вещи, имющие хотя бы “запах” справедливости. В резолюции № 1803 от 1962 года ГА ООН сказано: “Право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств”.
Многие иностранцы и определённая группа монголов, предавшая свои национальные интересы, совместно пренебрегают нашими национальными интересами. И это поддерживает и пропагандирует вполне определённая группа монголов...
Я твёрдо уверен, что внутренние враги намного опаснее внешних...