"Из всего в ничто". Как одна из лучших разведок мира времен советской Монголии превратилась в служанку мошенников
Разведка Монголии раньше подразделялась на три категории: высшая - аналитики, средняя - оперативники, низшая - доносчики.
Сегодня все шумят вокруг заявления бывшего главы разведки Б.Хурца. Все «заболели» органами разведки, требуют от них справедливости. Вопрос Б.Хурца и связанные с ним другие вопросы касаются грязной политики и являются свидетельством разрушения системы.
Бывшее министерство госбезопасности
Когда речь идёт о разведке, некоторые наши “больные” орут, что у Монголии была супер разведка со времён Чингисхана. Но нет. Наша разведка берёт своё начало с Народной революции 1921 года.
Если кратко, то МНР в результате своего развития на протяжении долгого времени смогла создать одну из сильнейших разведок мира. Дело в том, что КГБ СССР был №1 в мире, а разведка МНР была его “филиалом”, “мини-вариантом”.
Все страны мира, большие и малые, имеют свои органы разведки. И они, как правило, работатют в рамках Конституции и других законов, господствующих взглядов и приоритетных концепций этих стран.
В то время Министерство госбезопасности МНР также работало по этому образцу и в его работе имелись свои особенности. Главная внешняя деятельность монгольского министерства госбезопасности была направлена против империалистического лагеря во главе с США и против общего врага СССР и МНР - Китая. А внутри страны оно в основном проводило деятельность, направленную на “общественную безопасность”. А точнее, проводились наблюдения за лицами, уезжающими в заграничную командировку для участия в международных мероприятиях, дабы не допустить их вербовки со стороны иностранных спецслужб и обеспечить идеологическую “стабильность” граждан.
Министерство госбезопасности Монголии имело почти “безграничные” полномочия, было верно партии и правительству, имело высокую репутацию, но самое главное, как было указано в Конституции того времени, подчинялось МНП. Однако в реальности оно подчинялось не МНП, а Политбюро или только нескольким /9-11/ лицам.
Таким образом, среди всех ВУЗов СССР самыми престижными считались те, которые готовили будущих дипломатов и разведчиков, и туда поступали в основном дети высших должностных лиц. Но Ю.Цэдэнбал в то время заявил: “В СССР, в дипломатическую школу и школу госбезопасности едут в основном дети наших больших начальников. Теперь настало время прекратить это и отправлять туда детей рабочих и скотоводов, отличившихся учёбой и поведением”.
В нашем министерстве госбезопасности того времени кадры подразделялись на три ранга. Кадры первого ранга были элитной интеллигенцией с очень высоким образованием, идеально владеющие 2-3 иностранными языками. Они были способны обобщать и анализировать. Ко второму рангу относились обычные оперативные работники, а последний, третий ранг состоял из группы “информаторов и доносчиков”.
В итоге можно сказать, что министерство госбезопасности Монголии с достоинством выполняло свои обязанности, указанные в Конституции.
Разрушение органов разведки Монголии
С началом демократических преобразований 1990 года одной из главных мишеней политических требований монгольских демократов стало Министерство общественной безопасности. Политбюро, которое “знало” разведку, полностью ушло в отставку. Остальные, кроме “боязни” ничего “не знали”, и поэтому в МНП не нашлось ни одного человека, который встал бы на защиту разведки. “Демократы” того времени, “больные” революцией, считали “своим долгом” плюнуть в министерство госбезопасности.
Был лишь один человек, который, держа в руке Конституцию МНР, с трибуны Народного Хурала встал на защиту разведки. Это был генерал Б.Цийрэгзэн. Сегодня сотрудники разведки должны всю жизнь уважать этого человека.
Спецслужбы таких стран, как США, Китай, ЕС, Японии, Кореи и других стран стремились уничтожить органы разведки Монголии. Но утверждать, что лишь одна страна – Россия - не имела интереса разрушить разведку Монголии, будет не совсем правильно. Интересы иностранных держав монгольские демократы реализовывали напрямую. В одно время некоторые из них даже заявляли, что Монголия будет страной без разведки...
В начале 90-х годов 20-го века органы разведки переживали период “кризиса”, когда руковордство утратило способность принимать и понимать разведданные, принимать оперативные и правильные решения, основываясь на этих данных или же просто не хотело делать это. Именно такая ситуация наблюдается и сегодня, в период распада союза МНП-ДП...
Самым лучшим способом уничтожить разведку и полицию (на этот раз я не буду касаться полиции) и вообще силовые структуры, является их раздел на два политически враждебных лагеря. И по этому образцу министерство госбезопасности разделили на “коммунистическую“ и “демократическую” разведки. К этому надо добавить способ, когда по итогам каждых политических выборов меняют начальников ведомств и руководящий состав. Этот способ прекрасно действует в Монголии до сих пор.
При старой системе министерство госбезопасности занимало “главенствующую” позицию. Полиция и другие структуры были “подведомственны” разведке и исполняли вспомомгательные функции. Многие задачи решались разведкой под прикрытием полиции. Поэтому и подняли полицию против разведки и запустили движение “за свободу” полиции. В результате этого полиция получила свою “свободу”, но в целом система госбезопасности Монголии оказалась в глубоком кризисе, от которого не оправилась до сих пор.
Из-за массовых увольнений сотрудников госбезопасности “элита” монгольской разведки почти полностью была уничтожена и начался период своеволия вышеназванных 2 и 3 групп.
К примеру, некого было отправить на международное совещание, так как почти никто не знал иностранного языка. В конце концов, назначили на какую-то высокую должность в разведке человека, окончившего 45-ти дневные курсы, сделали начальником отдела посредника в мясном бизнесе.
Разведка сегодня
После роспуска министерства госбезопасности и спешного создания разведки, начали появляться первые результаты. По итогам выборов 1996 года Демократический Союз получил большинство мест в парламенте и первым шагом только что созданного правительства М.Энхсайхана стала смена руководства органов разведки и массовое увольнение сотрудников. Многие могут подтвердить, что когда они утром пришли на работу, их встретили запертые ворота и голос из-за ворот сказал: “Вы уволены”.
Сегодня “основной функцией” разведки стала “политическая деятельность”. В конце 1997 года разразился скандал из-за прослушки тогдашнего председателя МНП Н.Энхбаяра, премьер-министра П.Жасрая и других лиц. Этот вопрос обсуждался в Руководящем совете МНП и Ц.Нямдоржу было поручено представить этот вопрос в парламент. Я сам в то время входил в Руководящий совет МНП и поэтому хорошо осведомлен об этом.
Итак, вопрос был представлен в парламент и была создана рабочая группа, куда вошли Ц.Нямдорж, О.Дашбалбар, Ш.Одонбаатар и С.Зориг. Ее целью была проверка этого вопроса. Позже Ц.Нямдорж вспоминал, что когда рабочая группа пришла в разведку, то везде в коридорах стояли вооружённые спецназовцы. В результате проверки генерал Ж.Баатар был уволен и ждал обвинительного приговора. С этого момента и начался в монгольской разведке “внутренний конфликт”.
Позже, в 2003 году вопрос Ц.Нямдоржа, связанный с разведкой, вынес член парламента Л.Гүндалай, чем ещё более обострил ситуацию. В то время монголы поняли, что если речь идёт об интересах разведки, то неприкосновенность члена парламента не значит абсолютно ничего.
Генерал Ж.Баатар, оставив дома написанное им письмо, исчез на несколько месяцев. В конце концов его нашли в доме зятя бывшего президента Монголии П.Очирбата. Была проведена шумная операция по его задержанию. В 2007 году Ж.Баатар был осуждён на 7 лет за разглашение государственной тайны. Это был период “ещё нормальной” войны между разведками МНП и ДП. Но после этого монгольские политики начали понимать, что если обзавестись “своей” разведкой и полицией, то в политике далеко пойдёшь.
Таким образом, началась беспорядочная война между “разведкой” МНП, “разведкой” оппозиции внутри МНП, “разведкой” ДП и “разведкой” оппозиции внутри ДП, о чём почти никто в Монголии не знает.
Напоследок даже появились такие “разновидности разведок”, как Н.Энхбаяра, М.Энхболда, Сү.Батболда из МНП, и Ц.Элбэгдоржа, Н.Алтанхуяга и Ч.Сайханбилэга из ДП. И в это “кооперативное движение разновидностей” втянулись все силовые структуры, включая разведку, полицию, антикоррупционное ведомство, Главное управление исполнения наказаний, суд, прокуратуру и др.
Главная суть всего этого заключалась в желании определённых политиков, используя руководство разведки, полиции и других правоохранительных органов, скрыть свои преступные деяния, уничтожить документы, связанные с ними, собрать материалы на своих соперников и шантажировать их собранным компроматом.
Органы разведки и полиции, а также другие правоохранительные органы Монголии исполняют роль посредников в установлении контакта политиков с миром бизнеса и преступности. И эта “болезнь” политиков иметь свою разведку и полицию стала распространяться как зараза. Не секрет, что многие крупные компании стали создавать свои собственные разведку, полицию и охрану. В конце концов, это привел к тому, что “разведки” крупных компаний начали объединяться с “разведками” крупных политиков.
В последнее время деятельность органов разведки и полиции мало отличается от запугивания и угроз, слежки за своими гражданами. К примеру, достоверно подтверждено, что разведка следит за Г.Уянгой, Г.Баасаном, Д.Энхбатом из “Гражданской коалиции”, за мной. Зачем нам такая разведка, которая даже не умеет проводить слежку незаметно для ее объекта?
Все видят, что в последнее время разведка и полиция “гласно” вмешиваются в политичесие выборы. Такая “глупая разведка” есть только в Монголии.
Проанализировав высшие государственные назначения за последние 10 лет, можно заметить, что на высшие партийные и государственные должности назначались, сменяя друг друга, около 20-30 человек, а на должности начальников разведки и полиции - 5-7 человек. Одним из них является Б.Хурц. Он - обычный мошенник, который служит определённому кругу политиков и умело шантажирует их соперников. С другой стороны, я считаю, что Б.Хурц не будет врать. Но Б.Хурц забыл о том, что “разглашённая” информация от “бывшего начальника” больше похожа на угрозу и со временем теряет всякое влияние и значение.
Основной и главной причиной спада и такого состояния монгольской разведки, полиции и правоохранительных органов являются политики союза МНП-ДП, то есть воры, грабители и коррупционеры.