Who is мистер Хурэлсух? В Монголии практически никому не удавалось побеждать на выборах, будучи премьер-министром и председателем партии одновременно
На площади Чингисхана образовался другой политический расклад.
У.Хүрэлсүх, которого недавно критиковали за то, что он сел в кресло премьер-министра не по правилам, на это раз стал председателем партии согласно всем правилам. С момента принятия в 1992 году новой Конституци он стал 9-м по счёту предедателем МНП, а также пятым, после Н.Энхбаяра, М.Энхболда, С.Баяра и Сү.Батболда, занимающим двойную должность – председателя партии и главы правительства. После 1992 года только С.Баяр, как председатель партии и глава исполнительной власти, смог привести свою партию к победе, но это совпало с событиями 1-го июля 2008 года.
Народ не меняет своего выбора из-за того, что председатель партии не является премьер-министром или премьер-министр не является председателем партии. Народ меняет свой выбор тогда, когда политики во время выборов обещают “вкусный пирог”, но придя к власти, дают попробовать “нечто горькое”.
Хотя У.Хүрэлсүх не выдвигал свою кандидатуру на прошедших парламентских вьборах, он, как сильный и опытный политик, смог съесть “лакомый кусок” победы МНП. В 2004 году Ц.Элбэгдорж, приехав из Америки, также съел “пирог” победы демократических сил, но с той лишь разницей, что Ц.Элбэгдорж не стал председателем партии. Сейчас остаётся только ждать, даст ли У.Хүрэлсүх народу отведать “пирога” или даст попробовать нечто “горькое”, вроде раздачи 300 тысяч, и таким образом привести к следующим выборам. Внутри МНП начался отсчёт его времени.
Но с избранием У.Хүрэлсүха председателем партии не то что политический кризис в Монголии, но и раскол внутри МНП не сможет так легко и просто завершиться. Это зависит не от У.Хүрэлсүха, как личности, а от системы.
Верно, что в странах с парламентской формой правления председатель правящей партии является главой правительства или премьер-министром. Также верно, что их премьер-министры имеют силу и власть. Но премьер-министр Монголии, будь он председателем партии или нет, по-прежнему остается “беззубым львом”. Дело в том, что в Англии и Японии, которые мы приводим в пример того, что “председатель партии является премьер-министром”, парламентской властью называют ту власть, где премьер-министр имеет право роспуска парламента. Если проще, то классическим парламентским правлением называют правление премьер-министра, имеющего право роспуска парламента. Не то что в Монголии, где под парламентским правлением подразумевают 76 членов парламента. Сильным премьер-министром называют того премьер-министра, который способен распустить парламент. Монголы заблуждаются, думая, что если сделать премьер-министра еще и председателем партии, то он обретёт силу. Заблуждаются, называя трёх высших должностных лиц страны (президента, спикера и премьер-министра) тремя высотами государства.
Главная опора сильного премьер-министра заключается в его полномочии распускать парламент, назначать и увольнять членов своего кабинета. Но премьер-министр Монголии, независимо от того, является ли он председателем партии или нет, не имеет таких полномочий.
О каком праве распускать парламент можно говорить, если даже назначенного им министра чуть не отправили в отставку из-за президентского вето и 25 голосов членов парламента – вспомним назначение министра финансов Ч.Хүрэлбаатара.
В странах с развитым парламентским правлением, которые прошли через такие ошибки, премьер-министр становится сильным, оказывая воздейстиве на парламент в период срока его полномочий. Но он не становится сильным, став председателем партии, как думают в Монголии. И свидетельством этому является опыт прошедших лет, а также то, что из всех премьер-министров, которые во главе своей партии принимали участие во всех семи парламентских выборах, лишь один смог привести свою партию к победе.
Тогда зачем вообще председатель партии становится премьер-министром? Чтобы победившая партия имела внутреннюю дисциплину и была политически ответственной, один человек одновременно несёт на себе эти два груза. Тогда где и у кого находятся дисциплина и ответственность правящей партии? Внутри парламента и правительства, то есть дело в порядке наверху. Значит, политическая дисциплина и ответственность МНП находятся не во Дворце независимости /централньое здание МНП/, а в группе 65-ти и кабинете правительства.
Но у парламента почти нет возможности быть дисициплинированным и ответственным ни по указу членов парламента и председателей партии, ни по уставу партии. Потому что монгольские парламентарии слишком мудрые. Они неприкосновенны. Они знают всё и стоят выше всех. Даже в разговоре они дают почувствовать другим свой ранг, подразделяя людей на членов парламента и обычных граждан. Они не будут соблюдать устав партии до тех пор, пока снова не попросят мандата от своей партии на очередное выдвижение своей кандидатуры. Если не дать им какой-нибудь должности, они могут пойти против. Избравшись членом парламента, уже завтра они начинают ставить себя выше своей партии.
Если начнут привлекать таких “небесных ангелов” к ответственности согласно уставу партии или нашим земным законам, то мы будем обвинены в попытке посягнуть на депутатскую неприкосновенность. И именно из-за того, что они считают себя особо привилегированными и воплощением самой власти, 99 процентов всех незаконных деяний исходят от парламента и самих парламентариев. Источники отставки правительства и министров, предательства и измены находятся именно внутри парламента. Инициатива отставки до истечения срока полномочий работавших правительств, кроме двух из пятнадцати, на протяжении последних 25 лет с момента принятия новой Конституции, исходила от парламента. Поэтому главными критериями сильного премьер-министра являются его способности сдерживать и контролировать парламент.
В сюжете: политикаполитические партииУ.ХурэлсухМНП