"От панмонголизма до воссоединения с Китаем". Как Монголия могла стать частью СССР или Китая
Со дня образования государства, в начале 20-го века, монгольские государственные деятели и мыслители несколько раз пытались "подарить" суверенитет.
В 20-м веке было немало случаев, когда Монголия оказывалась в шаге от потери своей независимости. Попытки уничтожить ее независимоть исходили как извне, так и изнутри. Но так как молодое поколение не знает об этом, то хочу вернуться к истории.
Нынешняя МНП или революционное организация, созданная в 1921 году в Кяхте, в 1924 году решила переименовать своё первое собрание в “Первый съезд партии”. Дело в том, что на том первом Кяхтинском собрании был принят главный политический документ, указывающий пути развития народной революции – “Обращение МНП к народу”, состоящий из 10 пунктов. 3-й пункт содержит следующие строки: Южный Китай, Северный Китай, Сычуаньский край, Тибет, Хотон, Маньчжурия и Монголия должны создать у себя справедливую власть, обрести независимость и, объединившись, создать Союзное государство, чтобы не угнетатть друг друга и защититься от опасности иноземной агрессии”.
За этими строками скрывается тайный замысел и призыв объединиться с субъектами Китая и создать Союзное государство. Как бы в подтверждение этого представителям Наркома иностранных дел РСФСР, назначенных в районы дислокации частей Красной Армии в Монголии, были розданы документы представителей “Китмонгольской демократической республики”. Нет сомнений, что о смысле приставки “Кит...” хорошо был осведомлён Народный комиссар Г.В.Чичерин.
В 1923 году на 2-ом съезде МНП “Обрщение к народу” было переименовано в “10 заповедей” и стало первой программой партии. Во 2-м пунке Программы написано: «Целью нашей Народной партии является объединение в будущем всех монгольских народов и создание единого государства». 3-й пункт остался без изменений, призывая к созданию Союзного государства.
Пункт программы “Об объеденении в будущем всех монгольских народов и создании единого государства” на протяжении 10 лет развивался как идея Панмонголизма, которая на время стихла с 1937 года. Но, вновь возродившись во время 2-й Мировой войны, она окончательно исчезла в результате трёхсторонних договорённостей во время Ялтинской конференции 1945 года.
Тот 3-й пункт “10 заповедей” МНП дал китайским властям хороший повод для шантажа монголов их независимостью и способствовал введению мирового сообщества в заблуждение относительно этого вопроса. Нежелание Чан Кайши признать независимость Монголии, убеждённость Мао Цзэдуна в том, что со временем МНР войдёт в состав КНР /эту идею он впервые выдвинул в 1936 году во время беседы с американским журналистом Эдгаром Сноу, а также говорил об этом американским официальным лицам, когда в 1945 году компартия Китая устнавливала отношения США, в рамках политики партии и правительства он требовал от Москвы отдать Монголию в 1949, 1954, 1956 годах, а также в 1964 году во время встречи с представителями социалистической партии Японии говорил якобы о колонизации Советским Союзом Монголии/ - всё это появилось не на пустом месте.
Во многих работах Ю.Цэдэнбала отмечено, что в учебниках, на некоторых географических картах, в книгах и произведениях, изданных в Китае, Монголия показана как независимое государство и как часть Китая.
Возможно, Мао хотел сыграть на философии малых народов о развитии под патронтажем какой-нибудь крупной державы. Когда стало понятно, что СССР обеспечит победу во 2-й Мировой войне, независимая Тува в 1944 году вошла в состав СССР. Некоторые лидеры МНРП, позавидовав братьям-тувинцам, выдвинули вопрос о вхождении в состав СССР, но эта инициатива как-то сама по себе затихла.
В 1950 году, когда только начинался конфликт между Сталиным и Мао по вопросу о Монголии, сами монголы выдвинули инициативу войти в состав СССР, видя в этом самый лучший способ устранения отсталости своей страны.
Известный советский и российксий журналист Л.Шинкарёв в своей книге “Цэдэнбал и Филатова: любовь, власть и трагедия” писал, что в то время председатель Малого государственного хурала Цэдэв говорил Советскому послу в Улан-Баторе Приходову, что “единственным человеком, который мешает сделать страну одной из республик Советского Союзя является Чойбалсан”, а также о том, что Генеральный прокурор МНР Жабалдорж чуть не плача говорил, что ”нет смысла быть независимой для такой маленькой страны, как наша”, и слова которого соответствующие люди передали в Москву.
С подобной просьбой обращались к Москве не один раз. Появлялись идеи войти в состав СССР к 70-ти летию Сталина и после его смерти, как память о нём, но эти шаги поддержки в Москве не нашли.
Есть даже определённый пример этому. В не ставшей членом братской семьи СССР Монголии невозможно постороить социализм, поэтому группа таких людей, как С.Авирмэд, Б.Бадарч, Г.Галбадрах, Ц.Дүгэрсүрэн, Д.Төмөр-Очир, Л.Цэнд /два последних являются демократами и реформаторами/ под руководством Ю.Цэдэнбала разработали совместное послание, целью которого было оказать по этому вопросу давление на Москву, что стало сенсацией в то время. Это было усовершенствованной версией 3-го пупнкта “10 заповедей” МНРП, только направленной на север. И эта попытка добровольно отречься от своей независимости со временем стихла во второй половине 1950-х годов. Дело в том, что Москва отказала, сославшись на изменение ситуации в мире и укрепление социалистического лагеря.
Но нужно отдать должное одной инициативе Ю.Цэдэнбала, выдвинутой им в конце 1950-х годов, когда социалистический лагерь ещё стоял крепко, а отношения между МНР, СССР и КНР были по-братски дружественными. Наверное, на это его подтолкнул 2-й пункт “10 заповедей”, выдвинутых ещё в 1920-х годах, где сказано, что “стремлением нашей Народной партии является объединение в будущем всех монгольских народов и создание единого государства”. Он адресовал лидерам двух сосоедних держав – Никите Хрущеву и Мао Цзэдуну – письмо, в котором содержалась мысль о переселении монгольских народов, живущих в двух соседних странах, в Монголию и тем самым увеличить численность населения и призвать их к участию социалистического созидания в МНР.
Оригинал этого письма должен где-то храниться. Если оно найдётся, то может пригодиться нам сегодня. Разработать проект данного письма было поручено заведующему отделом внешних отношений ЦК МНРП Б.Жаргалсайхану, о чём позже говорил мне известный дипломат, а в то время помощник Цэдэнбала Д.Ёндон. По словам Д.Ёндона, Мао прислал ответ. В нем было сказано, что өвөр монголы, которые являются одними из немногих национальных меньшинств Китая, нужны для созидания в КНР. Они с давних времён живут и занимаются скотоводством на степях Вунтренней Монголии, и если переселить их в МНР, то их земли окажутся без хозяев. Кроме того, Китай, который тоже строит социализм, придерживается последовательной политики увеличения численности населения. А Хрущёв не ответил. Пользуясь случаем, хочу призвать наших историков поработать по следам этого письма.
Ещё один документ. Но надо сделать вывод с другой точки зрения. В 1976 году во время 17-го съезда МНРП выдвинули другую версию, согласно которой “тесное сближение МНР по всем направлениям с СССР и другими социалистическими странами положительно повлияет на развитие нашей страны”. 4-я глава отчётного доклада Ю.Цэдэнбала, сделанного им на 17-м съезде МНРП, имеет точно такой же заголовок. Это означает, что от варианта создания Союзного государства, перешагнув через несколько ступеней, подошли вплотную к мысли об одном едином лагере, и как предсказывал Ленин, к единому мировому полноценному хозяйству, которое руководствуется генеральным планом, или путём тесной интернационализации будущего интернационального хозяйства, каким является мировое коммунистическое сообщество. По предположению 1976 года, относительно отсталая МНР стремилась идти в ногу с другими братскими социалистическими странами, встать на путь пострения коммунистического общества.
Все эти инициативы разрушились в ходе истории в 1990 году, о чём нет нужды здесь говорить. С 1990 года Монголия стала по-настоящему хозяином своей страны и стала самостоятельно распоряжаться своей независимостью. Но со стороны наших соседей, по неофициальным каналам, нам снова напоминают о тех “10 заповедях” и заставляют вывялять различные геополитические варианты. Приведу в пример идею российского учёного В.Цымбурского о растворении в “Великом Лимитрофе”. Данное ограниченное пространство будет существовать в следующих рамках:
Тюркская Монголия является перекрёстком русско-китайской цивилизации и культуры |
Граница Лимитрофа на юге доходит до Тибета |
На востоке доходит до Кореи и заканчивается там |
Идея создания “Союзного государства 7 сестёр Великого Китая” и улучшение отношений между двумя побережьями Тайваня от бывшего президента Тайваня Ли Дэнхуя можно назвать почти копией “10 заповедей”:
Китай |
Тайвань |
Монголия |
Тибет |
Маньчжурия |
Синьцзян |
Южный Китай |
Даже существует идея прямого присоединения Монголии к Китаю. Суть идеи заключается в том, что Внешней Монголии не нужны земли, там достаточно пространства для жизни и это может быть предметом спекуляции с Китаем, который активно продвигается с юга. Главными представителями таких взглядов являются российские политики и учёные Г.Каспаров, А.Венгеровский, Н.Нартов, В.Жириновский, А.Митрофанов. Невозможно предсказать, сколько людей с такими же взглядами появятся вслед за ними. В обществе, где можно свободно выражать свои мысли, можно говориь всё, что угодно.
В сюжете: МонголияКитайСССРнезависимость Монголии