Влияние извне. Как США влияет на внутреннюю политику Монголии
Через транснациональные компании и различные фонды Белый Дом вмешивается в выборные процессы различных государств.
В СМИ шумят о вмешательстве России в прошлогодние выборы президента США, которое способствовало победе Дональда Трампа. Но до сих пор никто не доказал, что Россия причастна к этому. Однако для самих США вмешательство в выборы другой страны не ново. Например, они это сделали в 1990 году.
Многие знают, что администрация Билла Клинтона оказала поддержку Борису Ельцину в президентских выборах 1996 года. Но мало кто знает, что в 1991-1996 годах финасируемая властями США команда под руководством влиятельных сенаторов принимала активное участие в деле укрепления власти тогдашнего руководства Монголии. Это было выгодно властям и хозединицам США, но простым граждан Монголии это причинило огромный вред.
Одним из примеров приоритетных кампаний США в деле установления коалиции свободного рынка после периода холодной войны и вмешательства в выборы со стороны являются парламентские выборы Монголии 1996 года.
Главным призом этих событий стало то, что двери к богатствам Монголии открылись для иностранных инвесторов.
Из коммунизма в неолиберализм
В 1996 году на парламентских выборах в Монголии победу одержала молодая демократическая сила, которой было всего 6 лет. До 1990 года Монголия была страной с комммунистической формой правления, где как и в СССР, с которым страна тесно сотрудничала, всё руководство принадлежало одной единственной политической партии – МНРП. Но в результате демонстрации сопротивления, подобной тому, что произошла на площади Тянь Ань Мэн, демократия в Монголии пришла к победе мирным путём. Но наряду с этим была приостановлена финансовая помощь, оказываемая со стороны СССР, и страна оказалась в очень трудном экономическом положении.
Хотя однопартийная система правления и пала, но МНРП продолжала стабильно преобладать во власти.
На самом деле “новая” МНРП не была традиционно коммунистической. Ее члены, вместо того, чтобы попытаться установить контакты со своим историческим заклятым врагом, каким видели КНР, начали налаживать отношения с МВФ и другими международными финансовыми организациями, страна начала сталкиваться с очередными экономическими трудностями. Согласно требованиям организаций-доноров, руководство стало придерживаться программы либерализации экономики. В результате остановилось сельскохозяйственное производство, началась приватизация государственных предприятий, возросли расходы на социальные льготы и пособия. И всё это привело к снижению жизненного уровня граждан и появлению неравномерного распределения доходов и полномочий.
Визит г-на Маккейна в Монголию
То, что разработчики американской политики начали обращать внимание на Монголию, не было неожиданностью. Посол США в Монголии в 1997-2000 годах Альфонс Ла Порта говорил в парламенте: “У нас есть интерес к Монголии, обусловленный ее геополитическим положением. Монголия находится между РФ и КНР, что является важным в отношении стратегического расположения”. Для данного региона всё это стало важным вопросом, на который требовалось обратить внимание. Дело в том, что СССР распался, а КНР стала самой сильной коммунистической страной в мире. Кроме того, Монголия - страна с богатыми природными ресурсами, на ее территории находятся самые большие в мире месторождения золота и меди.
Начало работы IRI в Монголии
IRI или Международный республиканский институт США был основан в 1984 году президентом США Рональдом Рейганом с целью распространения идей демократии и оказания помощи странам, выбравшим демократический путь развития. Ещё одним человеком, принимавшим в этом деле участие, был Джордж Буш старший. А о процессе проникновения этой организации в Монголию можно узнать из статьи Нейтта Тайэра, опубликованной в газете “Дальневосточное экономическое обозрение”. Как в ней отмечено, после визита в Монголию в 1991 году Госсекретаря США Джеймса Бейкера, входящего в администрацию Джордджа Херберта Уокера Буша, началось участие IRI. Сразу после своего возвращения из Монголии он позвонил в IRI и сказал, что необходимо сделать для того, чтобы поддержать демократические события в Монголии.
Но IRI всячески старался скрыть свою роль в победе демократии. В 2000 году сотрудник подпроекта в Азии во время интервью японской газете “Daily Yomiuri” отметил, что “граждане Монголии имеют возможность выбрать парламент без нашей помощи”.
В 1992 году, после того как демократы получили в парламенте только 5 мест, они организовали обучение от IRI по организационным и коммуникационным вопросам политических партий среди 8 партий и движений с демократической ориентацией, о чём упомянуто в отчёте за 1996 год. И эти партии и движения, позже объединившись, основали нынешнюю ДП.
По совету IRI, Демократический союз заключил так называемый “Договор с монгольскими избирателями”. Хотя в договоре было уделено внимание свободной прессе и независимой судебной системе, но особе внимание было уделено рыночным реформам. Согласно данному договору, к 2000 году должны быть приватизированы 65 процентов госимущества, уменьшены правительственные затраты, снижена инфляция, страна должна вступить в ВТО и др. Этот договор был напечатан в 350 тыс. экземплярах и разослан во все уголки Монголии. Название и содержание данного договора напоминало представленный в 1994 году в Конгресс “Договор с Америкой” от Республиканской партии США. Копия этого документа была отправлена в Улан-Батор, где помогла разработать монгольский вариант договора.
Выбранная стратегия была успешно реализована, что привело к завершению 75-летней диктатуры коммунистической МНРП и её преемников. Новая коалиция смогла получить 50 мест в парламенте из 76. Конечно, многие признают, что в этом тоже была заслуга IRI.
Лидер коалиции Демократического союза Ц.Элбэгдорж говорил об этом: “Демократический союз должен продолжить поддержку IRI, который сделал возможным демократическую революцию”. МакКейн во время своей речи в парламенте говорил, что “рад заявить, что в этой победе главную роль сыграл Международный республиканский институт”. А новый премьер-министр Монголии послал благодарственное письмо в IRI, где он признавался, что без их помощи не было бы возможности победить и получить на выборах большинство мест в парламенте.
Наряду с советами, IRI также оказывал и финансовую поддержку. Во время парламентских выборов 2000 года они потратили 333 тыс. долларов США, а во время выборов 1996 года оказали финансовую помощь в размере 158,3 тыс. долларов.
Экономический кризис достиг своего пика
Наряду с этим, согласно их требованию соблюдать положения “договора”, коалиция «Демократический союз» начала реализацию реформ свободного рынка. В рамках реформ было предложено ослабить контороль над ценами, снизить размер пенсии, вдвое сократить количество министерств, убрать из отечественной продукции тарифную защиту, снизить налоги, продолжить процесс приватизации. В 1997 году Демократический союз в целях притянуть иностранные компании, особенно те, которые проводили свою деятельность в горнорудной и добывающей отраслях, принял новый закон “Об иностранных инвестициях”.
Но они оставили без внимания одно важное обещание – закон о борьбе с коррупцией. Вследствие непринятия данного закона, политики окунулись в жизнь, полную развлечений, с дорогими автомобилями, лимузинами, ночными клубами и ресторанами, начали создавать новую элиту, в то время как простой народ тонул в море бедности и страданий.
Но работавший в качестве советника в парламенте Монголии в 1997-2000 годах Брэдли Броадвэлл в интервью газете “Globe and Mail” издания 1999 года отметил, что IRI не был участником реформ свободного рынка, проводимых коалицией.
С 1991 года администрация США и их транснациональные компании с целью создания свободного рынка начали отправлять в разные страны политическую команду, потом транснациональные инвесторы делали рынки этих стран открытыми и во время экономического кризиса забирали всю деятельность в свои руки.
Во время выборов 1996 года одержали победу и Монголия, и США. Но успехи коалиции были непродолжительными. Всего за несколько лет МНРП обратно получила и возродила позиции президента, смогла вновь установить свою власть в большинстве администраций. С 2000 года снова ставшая сильной МНРП до сегодняшнего дня преобладает во власти. Но проблемы страны уже давно вышли за свои пределы. После победы коалиции «Демократический союз» цены на медь на мировом рынке упали, обострилось экономическое положение. Отечественное производство рухнуло, безработица достигла 20 процентов, на улицах возросло число детей-попрошаек. По данным исследования Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН, одна треть населения Монголии испытывала дефицит питания и жила за чертой бедности.
Вопрос о вмещательстве России в ход выборов в США, конечно, является важным вопросом. Но и сами США вмешивались в выборы в другой стране 20 лет назад.