По-настоящему храбрый человек - это тот, кто не меняет убеждения из-за страха
Интервью с экс-секретарём Совета национальной безопасности Монголии Цагаандарийн Энхтүвшином.
Продовольственная и национальная безопасность
-Позвольте познакомить с Вами наших читателей. Насколько мне известно, Вы являетесь одним из ветеранов демократической революции, моим коллегой –журналистом, коллекционером художественных картин, у Вас есть частная галерея изобразительного искусства “Цагаандариум арт галерея”. Бывший секретарь Совета Национальной безопасности /СНБ/. Как я помню, СНБ был создан после демократической революции. Это тот же Совет обороны МНР?
-Прошло 25 лет с тех пор, как, согласно новой Конституции 1992 года, был создан СНБ Монголии. За это время СНБ успешно выполнял свои обязанности, предписанные законом, направленные на политику обеспечения национальной безопасности и координации её с единой государственной политикой, вынес решения по многим актуальным вопросам, стоящим перед страной.
А Совет обороны – это совсем другое. Он был создан в результате Народной революции 1921 года и стал продолжением Военного Совета, председателем которого был Элбэгдорж Ринчино.
-Интересно, что секретарем того Военного Совета...
-Да, им был наш великий писатель Д.Нацагдорж. Есть фотография, на которой писатель снят с членами Военного Совета.
- В Монголии существует один странный феномен. Почти любой вопрос сегодня определяют как “непременную угрозу национальной безопаснсоти”. Такое встречается везде, и в прессе, и в социальных сетях. Но многим стало трудно различать, что подразумевают под “национальной угрозой и национальной безопасностью”. Смог, гололёд, маршрутные микроавтобусы, даже противная кондукторша стали иметь отношение к национальной безопасности... Уточните, пожайлуста, те сферы, которые связаны с национальной безопасностью.
-Да, верно. В последние годы всё больше наблюдаются такие тенденции, когда через СМИ любые трудности связывают с национальной безопасностью. За 8 лет службы в качестве секреаря СНБ я понял, что нет возможности и необходимости связывать каждую возникшую проблему с национальной безопасностью.
Таим образом, говоря о национальной безопасности, мы должны говорить о независимости, территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ, непрерывности госдеятельности, гарантиях для жизни и здоровья граждан.
Независимостью называют саму политику страны и государства решать свои вопросы независимо от других.
Например, если возникнет продовольственный дефицит и угроза всеобщего голода, то это является угрозой для национальной безопасности. Но если в каком-нибудь магазине продаются вредные и опасные для здоровья человека продукты, то это вопрос, связанный с продовольственной безопасностью. Многие не могут различить эти два вопроса.
Непрерывность деятельности государственных институтов является одной из самых важных составляющих национальной безопасности страны. Механизм деятельности государства определён Конституцией и другими законами. Но многие статьи не соответствуют и отрицают друг друга, а механизм многих действий находится в положении неопределённости, из-за чего государственный механизм часто «застревает».
По-моему, надо чаще пропагандировать понятие непрерывности госдеятельности. Как человеческое сердце непрерывно бьётся и благодаря этому мы живём, также и государство должно выполнять свои обязанности самостоятельно, ведя беспрерывную деятельность, а уже в беспрерывно действующем государстве держится и существует национальная безопасность.
Вы знаете, что некоторые должностные лица после своего отстранения не отдают печать и скрываются. Это все равно, что препятствовать беспрерывности госдеятельности.
Хочу отметить, что внутренняя и внешняя безопасность, а также вопросы, связанные со стабильной деятельностью государства, являются теми вопросами, которые должны постоянно находиться в центре внимания государства и СНБ.
Кроме этого, появляются всё новые и новые испытания, зависящие от человеческих факторов, изменения климата и международных отношений: землетрясения, загрязнение окружающей среды и информационная безопасность.
-Парламент утверждает законы, Президент издаёт указы, Правительство принимает постановления. А СНБ? Какие решения принимает СНБ?
-Любой вопрос, который не могут решить самостоятельно высшие государственные органы, например парламент, президент и правительство, рассматривается и обсуждается на СНБ и решения по этому вопросу выносятся в виде рекомендаций и примечаний. Согласно действующему закону, все государственные административные организации, включая парламент, должны выполнять принятые решения. Другими словами, СНБ является высшим органом политических согласований. В СНБ входят президент, спикер парламента, премьер-министр и СНБ принимает только те решения, которые были приняты единогласно. Если принять чёткий закон, то СНБ может стать главным фактором обеспечения государства единым руководством.
Секретарь не в приёмной начальника, а в приёмной государства...
-Тогда секретарь СНБ - это не тот, кто сидит в приёмной большого начальника. Можно сказать, что если “секретарша” сидит в приёмной своего начальника, то секретарь СНБ сидит в приёмной государства. Какова сфера ответственной деятельности?
-Официально должность называется секретарь СНБ. Всё понятно из официального названия. Но с чем и как сравнить официальное название – это ваше дело.
В сферу ответственной деятельности секретаря СНБ входят организация заседания СНБ, подготовка проекта решения, формализация принятых решений, обеспечение и контроль их выполнения. В случае, если СНБ принял решение или президент дал указания, приглашают вице-спикеров парламента, вице-премьера правительства, министров, глав агентств и знакомят их с текущим вопросом. Ставят контроль над решением самых трудных вопросов. “Работать” с уважаемыми депутатами не такое уж простое дело.
А за подготовку к заседанию СНБ, обеспечение Главы Совета и его членов информацией, аналитические работы, контроль за реализацией принятых решений отвечают руководитель службы секретариата и её состав. За прошедшие 8 лет я работал с четырьмя руководителями службы секретариата. Первым был Б.Хурц. По-настоящему проницательный человек в государстве /хурц – проницательный , острый/. По-моему мнению, в будущем он может сделать многое для защиты национальной безопасности. Следующим был Ч.Өнөрбаяр. Этого молодого человека я взял к себе референтом, когда он преподавал право в МонГУ. Очень талантливый юрист. Поэтому он стал советником президента по правовой политике. Третьим был Б.Билигт. Зимой 1989 года мы вместе боролись за демократию. Он является одним из основателей Монгольского Демократического Союза. Работал начальником Главного управления разведки, Главного управления полиции и Главного управления исполнения наказаний. После него был О.Очиржав. Профессиональный дипломат, юрист-международник. Работал госсекретарём МИД, послом в Индии и Турции. Президент очень доверяет ему, любит, когда рядом с ним бывает Очир.
-Вы занимаете этот пост уже 8 лет. Скажите, почему в 2009 году была принята новая Концепция национальной безопасности? Я спрашиваю это, так как считаю, что это не та вещь, которую можно поменять с приходом нового человека.
-Опираясь на политические, социальные и экономические изменения, происходящие у нас, а также на тенденции мирового сообщества, в 2009 году мы разработали новый проект Концепции национальной безопасности, который был принят парламентом. Мы считаем, что данный документ по важности стоит на втором месте после Конституции. Любая политика меняется в зависимости от роста или снижения дохода, и содержание политики национальной безопасности тоже обогащается в зависимости от особенностей времени, если созрели внешние и внутренние условия для таких изменений. Вообще-то Концепцию национальной безопасности не изменили, а обновили.
Также бывший центр Центр оперативной информации переименовали в Службу информации и анализа, с целью обеспечивать СНБ не только информацией о чрезвычайных ситуациях, но и проанализированной с профессиональной точки зрения информацией о внутренних и внешних условиях, связанных с безопасностью страны. От Службы информации и анализа мы ежедневно получаем оперативную информацию, выпускаем брошюры о географиической информации, касающейся Центральной Азии, об информации, находящейся в центре внимания мирового сообщества, экономические новости. Большой вклад в это дело внёс бывший руководитель Службы информации и анализа доктор Ц.Даваадорж, ныне директор Академии разведки.
Отвечая на вопрос о преемственности госдеятельности, скажу, что при институте стратегических исследований был создан и работает Политический совет, в который входят люди, ранее занимавшие должности президента Монголии, премьер-министра, министра иностранных дел. Всегда нужен опыт тех людей, которые стояли у руля государства и строили госполитику.
Национальная безопасность нашей страны во многом зависит от внешней среды, особенно неразрывно связана она с политикой безопасности двух наших соседей.
Поэтому мы уделяем больше внимания вопросам развития внешних связей. С целью обмена информацией мы установили служебные связи с органами безопасности РФ, КНР, Израиля, Франции, Польши, Турции, Вьетнама, Индии, Японии, Республики Корея и работаем, оказывая поддержку друг другу.
В деле защиты национальной безопасности Монголии особо важной является деятельность спецорганов безопасности, обязанности и ответственность их руководства. За прошедший период постоянно организовывались встречи и проводилась совместная деятельность с руководством Генштаба ВС, пограничных войск, полиции, разведки, управления исполнения наказаний. Каждый год проводили командно-штабные учения с участием вышеназванных организаций. Если в стране создастся чрезвычайная ситуация, они смогут быть как один сжатый кулак, работать оперативно и дружно.
Таким образом, когда принимали основной документ политики в сфере обороны и связанный с ним пакет законов, Служба секретариата СНБ сыграла важную роль.
Чтобы на месте познакомиться с работой и бытом пограничников, в 2013 году из членов Службы секретариата СНБ была создана команда, которая прошла 8300 км вдоль государственной границы - от местности Дэлүүн Болдог и дальше через степи Дорнода, горы Шилийн Богд, пустыню Өмнийн шаргал говь, Алтайские горы, западные окраины, озера Увс и Хөвсгөл, по течению реки Сэлэнгэ, посетила все погранотряды и заставы. Это было для меня незабываемым путешествием.
Секретарь и сотрудники СНБ должны иметь представление о возможных новых испытаниях и угрозах, с которыми страна может столкнуться в будущем. Поэтому мы провели несколько исследований, направленных на профилактику землетрясений, загрязнения воздуха, водных ресурсов, почвы, а также на создание новых населённых пунктов, городов-спутников с целью снижения плотности населения столицы.
В отчёте экспертов ООН и других международных организаций говорится о том, что к 2040 году ожидается резкое сокращение запасов пресной воды, прогноз относительно Монголии также вызывает тревогу. Поэтому в целях защиты истоков и водных бассейнов регионов Хангая, Хэнтия и Хөвсгөла было разработано и представлено указание СНБ о создании “Национального парка природных ресурсов”. Но. к сожалению, реализация данного проекта не продвигается. Также мы забываем о смоге с наступлением весны. Оставить без внимания этот вопрос - тоже самое, что оставить наше следующее поколение без воды.
Безопасность Монголии является частью мировой безопасности
-Вернемся к политике. Глобализация означает, что человечество становится всё более зависимым друг от друга. Одно дело, когда монголы хорошо живут у себя дома, а другое - иметь хорошие отношения с другими странами. Верно?
-Да, это так. Тем более, что наша независимость и безопасность во многом зависят от внешних факторов. За прошедшие 8 лет я работал с одним президентом, тремя спикерами парламента и пятью премьер-министрами. Президент отвечает за независимость и суверенитет своей страны. Поэтому деятельность организаций сферы внешних сношений и обеспечения национальной безопасности неразрывно были связаны с политикой и усилиями президента Ц.Элбэгдоржа.
В сегодняшней ситуации, когда национальная безопасность Монголии во многом зависит от внешней среды, ее председательство в Сообществе демократических государств, организация и проведение у себя встреч на высшем уровне лидеров стран Азии и Европы, организация и проведение ежегодных трёхсторонних встреч с президентами РФ и КНР являются первыми крупными успехами монгольского государства со времён Хубилай хаана.
-Вы являетесь одним из ветеранов демократической революции. Как Вы оцениваете свою заслугу? Революцию совершают волевые и храбрые люди. Являетесь ли Вы храбрым человеком?
-Вы задали три разных вопроса в одном, поэтому буду отвечать по очереди. Это правда, что я принимал участие в демократической революции. Но демократическая революция 1990 года был выражением национальной воли и убеждений монголов. И сделав из этих убеждений знамя революции, я в числе первых вышел на плошадь борьбы.
Кто-нибудь должен начать, ведь революция сама не начнётся, поэтому я горжусь своими сподвижниками, боровшимися за демократию. Если никто не поддержит революцию, то ее пламя погаснет. Я благодарен всем монголам, которые поддержали демократическую революцию, считая ее общенациональным делом. В то время члены МНРП, начиная с руководства, все поддерживали революцию.
Если революция побеждает, то ее участники становятся героями, а если нет, то обвиняемыми. Но во время революции никто об этом не думал, хотя все знали, что рискуют жизнью, здоровьем, семьей и всем ценным, что у них есть. Просто все понимали и осознавали, что дальше так жить нельзя, нет иного пути, нужно выбирать новую жизнь, и это прибавляло всем храбрости.
Тогда я не планировал. что буду делать именно то или это, если победит демократическая революция, и сегодня не планирую. У меня была тогда только одна мысль: “Если я не осмелюсь, если мы не осмелимся, то ничего не изменится”. И сейчас эта мысль тоже есть.
Герои не отчаиваются, пусть у них и не осталось сил
- Хотел спросить про храбрость и смелость, и затронул тему революции.
-По-моему, храбрость или смелость бывает разных видов и люди это слово объясняют по-разному. Некоторые видят храбрость в том, что человек идёт на конфликт с кем угодно, никого не боясь, или считают смелым того, кто не боится вступить в драку с любым противником.
Но человек, живущий во имя определённых целей и убеждений, который готов отдать за них свою жизнь, является по-настоящему храбрым человеком. Именно на таких людях держится страна. Такой человек не обязательно должен быть физически сильным. Наоборот, есть много людей, которые с виду кажутся слабыми, но никогда не отчаиваются. Вот с такими людьми я и был вместе.
Одно дело быть готовым принести себя в жертву ради правого дела. Это является храбростью. Другое дело - пойти на всё что угодно для себя и своих собственных интересов. Это совсем другое.
-Общество и экономика находятся в кризисном состоянии. Многие стали чаще вспоминать прошлое, у людей возникают сомнения в сегодняшней системе...
-Из прошлого мы должны извлекать уроки, что сделали правильно или нет. Но мы также знаем, что у нас нет возможности сомневаться в сделанном и строить предположения о том, что было бы, поступи мы иначе. Время нельзя возвратить. Одно дело ошибаться, не зная правды и другое дело - говорить и ошибаться, зная правду. Так что не будем говорить о втором.
-Простите, но в последнее время все чаще слышится упрек “говорили, что при демократии будем жить счастливо”.
- Демократия – это путь развития, а не этап развития, каким мы представляли коммунизм. Можно сказать, что демократия – это возможность достичь счастья, но не само счастье.
Демократия дала нам возможность быть самими собой, хозяевами своей судьбы. Недаром говорят, что под властью других счастлив не будешь. Мы не для того совершали революцию, чтобы жить под властью других. Счастье последниих 30 лет является нашим творением, никто нам не дарил его. Также все трудности последних 30 лет были созданы нашими же руками. Никто не создавал для нас трудности. Поэтому свои трудности мы должны решать сами и идти дальше, другого пути нет.
Демократия – это возможность. Надо использовать эту возможность. Если не наступит весна, то это настояще бедствие. Но когда весна приходит как обычно, но мы из-за своей лени ничего не посеяли, то нельзя в конце всего случившегося винить весну...
На твой вопрос отвечу так: есть люди, которым нравится “быть счастливыми под властью других”. Также есть люди, которые не хотят быть “счастливыми под властью дргуих”. Но за то, что теперь мы можем говорить об этом, спасибо демократии.
В сюжете: национальная безопасностьСНБМонголия