Непонятная страна. Как в Монголии применяется «теория заговора»
В Степной стране многие политические и экономические решения не поддаются элементарной логике.
Монголия не является уникальной ни с точки зрения наличия теорий заговора, ни с точки зрения наличия событий или факторов в тех событиях, которые могут поддаваться теориям заговора. Тем не менее, по моему опыту, теории заговора стали доминирующей формой межличностного (хотя и не публичного) политического дискурса в Монголии. Я не буду докапываться до истинных причин этого, но, по крайней мере, хочу поразмышлять об этом.
Обратите внимание, что на эти размышления меня вдохновил давний разговор в самолете с Лорен Бонилла, которая продолжает изучать Монголию как географ, причем ее больше интересует западная Монголия, а также горнодобывающя промышленности, и те, кто был вовлечен в проект Ребекки Эмпсон “новые темы”.
Теории заговора и другие политические объяснения
Теория заговора - это объяснения общественно значимых событий, определенные исторические явления, или хода истории в целом как результата заговора со стороны некоторой группы людей, управляющих этим процессом из корысти, амбиций или иных групповых, клановых и др. интересов. Термин всегда используется в отрицательном смысле и часто используется в политике для дискредитации «неудобной».
Теории заговора, как правило, видятся за всеми политическими событиями. Любые объяснения, в том числе и те, которые озвучивают непосредственно вовлеченные стороны, никогда не соответствуют действительности. Доказательства - это возможность доказать заговор через более надуманное теоретизирование, а не возможность опровергнуть любое предлагаемое объяснение.
Генеалогия заговоров
Близким конкурентом инстинкту заговора является объяснение жизни фразой "мы кочевники", хотя я понимаю, что доминирование этого образа жизни ослабевает. В любом случае, если вы думаете, что тяга подозревать заговоры исходит от кочевого образа жизни, то продолжайте читать эту статью.
Я склонен видеть современную Монголию далекой от государственного социализма, не в последнюю очередь потому, что половина ее населения родилась после Демократической революции. Тем не менее, я полностью готов признать, что некоторые государственно-социалистические наследства в дискурсе, а также, возможно, в понимании мира, сохраняются, передаются из поколения в поколение, в том числе и через институционализацию в школах. Учитывая, насколько распространенной стала теория заговора, неразумно искать ее государственно-социалистические корни. Кстати, я думаю, что эти корни неглубокие.
Да, Монгольская Народная Республика управлялась согласно заговору. Это был самопровозглашенный заговор Ленинской партии, которая увидела, что государство осаждают враги (важный элемент в мотивации более или менее насильственных чисток), и начала преследовать большую, долгосрочную цель. Большая часть знаний о государственной деятельности была признана тайной (как и в некоторых остальных государственно-социалистических странах и в других авторитарных контекстах), как и дискуссии между партийной элитой и лицами, принимающими решения. Так что если бы монголы, скажем, в 1980-х годах искали объяснение действиям государства, то соответствующее объяснение было бы, да, теорией заговора. Они были бы правы, указывая на этот заговор, и были бы оправданы.
Тем не менее, я не думаю, что эта правдивость теорий заговора государственно-социалистических политических событий является основанием для конспирации. Причина? Ну, если это самопровозглашенный заговор, что за забава в его раскрытии? "Оооо, вы слышали, что на самом деле стоит за решением о выдаче дополнительных 5000 видов на жительство в Улан-Баторе?.. это MAXH!" «Да что Вы говорите!».
Но может быть, это было актуально для решений, в том числе решений, имеющих большое значение для всего населения, принятых в тайне и перенесенных на определенный срок?
Демократические заговоры
Я не помню, чтобы я слышал разговоры о теории заговора в связи с политическими событиями, когда начал регулярно приезжать в Монголию в 2005 году (обратите внимание, что я уже второе десятилетие как изучаю Монголию!).
К сожалению, я не делал тогда заметки и не вел блог о таких мелочах, как один из способов, которым большинство монголов объясняют политические события. До недавнего времени. Но, когда я узнал больше о монгольской демократии, меня удивило отсутствие теории заговора относительно революции 1990 года. Казалось бы, неизбежные иностранные агитаторы или проныры должны были принимать участие в событиях с осени 1989 года до провозглашения новой Конституции в 1992 году, но упоминания о них отсутствовали.
Если и должно было быть историческое событие, которое бы соответствовало теориям заговора и стало их следствием, то это должна была быть революция, которая значительным образом изменила страну. И в некотором смысле, недавно мы стали свидетелями появления некоторых теорий заговора.
Кроме того, большинство объяснений беспорядков, произошедших 1 июля 2008 года после выборов, также относительно ограничены в глубине, в которой они обнаруживают заговор. То, что демонстрации были преднамеренными и подстрекали к сомнениям в результатах выборов, кажется довольно ясным, как и тот факт, что в основном именно должностные лица ДП должны рассматриваться как вероятные подстрекатели.
Итак, опираясь на мой первый многолетний опыт в Монголии, я знаю, что теории заговора здесь предлагаются довольно редко. Но исключением было бы убийство С.Зорига, борьба политических партий, темные мафиозные силы или элементы в МНРП. Совсем не удивительно, что расследование убийства застряло в очередном заговоре, обратите внимание на недавний допрос вдовы Зорига в качестве примера.
Откуда заговоры и есть ли заговор виновных?
Ниже я поаытаюсь перечислить некоторые факторы, которые могут влиять на распространенность теорий заговора.
Итак, почему теории заговора так часто обсуждаются сегодня в Монголии? Ну, как параноики имеют врагов, так и теоретики заговора иногда могут быть правы. Может быть, монгольские лица, принимающие решения, стали более склонны к заговорам, стремясь спровоцировать создание тех или иных ситуаций, ведь иначе их действия были бы признаны незаконными. Существует ощущение, что коррупция действительно укоренилась в политическом классе, и многие монголы, когда их просят перечислить политиков, которых они считают не коррумпированными, похоже, не могут назвать ни одного имени. Это привело к противостоянию и взаимным обвинениям, которые никогда не исследовали. Для меня события 2017 года усилили это чувство эндемической коррупции. Когда всех обвиняют, но никто не находит виноватых, это выглядит как заговор преступников, поклявшихся хранить тайну.
Пресса
Однако быстрое развитие социальных сетей и различных форм печати привело к распространению различных мнений в средствах массовой информации, которые не соответствуют этике и стандартам.
Многие наблюдатели сетовали на тесные связи между политическими деятелями и средствами массовой информации. В частности, и эти связи, которые часто не публикуются и не признаются, вызывают подозрения относительно достоверности сообщений. Хотя в настоящее время предпринимаются некоторые усилия против них, например институт печати, а подготовка отчетов о расследованиях все еще продолжается и, вероятно, не внушает уверенности в эффективной борьбе с подозрениями в заговоре.
Наряду с недостаточно развитыми стандартами отчетности, возможно, существуют и недостаточно развитые привычки потребления информации. Это приводит к тому, что диковинные суммы озвучиваются в утверждениях о заговорах, причем размеры этих сумм не ставятся под сомнение большинством населения. В контексте президентских выборов 2017 года я написал о правдоподобности обвинений в отношении кандидатов в президенты (или отсутствии таковой). Утверждения об иностранных заговорах (чаще всего российских или китайских) часто основаны на чрезмерном интересе к Монголии, который в действительности немного не соответствует той важности, которую монгольская сторона может иметь в иностранных решениях.
Властная элита
Есть также широко распространенное и растущее представление о том, что в Монголии эффективно “работает” некая группа людей. Осенью 2017 года речь шла только о "30 семьях". В то время как уже звучат аргументы о том, насколько большой должна быть эта группа и кто является ее частью. Складывается определенное ощущение, что существует властная элита, которая влияет на принятие политических и деловых решений. Поскольку многие из этих связей также не признаются открыто, появляется больше возможностей для размышлений о таких связях.
Тем не менее, население Монголии, хоть его численность и небольшая, должно уделить внимание принципам, работающим против теорий заговора. Один из аспектов теории заговора, который я считаю наименее правдоподобным, заключается в том, что любые заговоры могут оставаться секретными. В монгольском контексте может существовать небольшая властная элита, но вокруг этого “узкого круга” существует более широкий круг монголов, многие из которых хорошо знают друг друга. Действительно ли правдоподобно, что заговоры могут быть скрыты от этой более широкой группы? Не думаю.
Рост ставок
Конечно, по мере роста экономики Монголии за последние 10 лет ставки возросли. Экономический пирог, который нужно поделить, теперь стал намного больше, но это также вызывает подозрения относительно размера частей, на которые претендуют отдельные лица и различные группы.
По мере роста ставок были созданы все более и более прозрачные механизмы (формируют инициативу прозрачности добывающих отраслей в соответствии с требованиями парламентской отчетности и законами о прозрачных счетах). Эти механизмы наряду с такими откровениями, как Панамские документы, повысили осведомленность о коррупции независимо от того, растет она или нет.
Специальные политические решения
Политические решения в Монголии трудно предсказать, и поэтому их интерпретация открыта для спекуляций и подозрений. Стороны не имеют последовательных идеологических позиций или перспектив для того, чтобы каждое более крупное решение, как представляется, обсуждалось прагматично. Например, при выборе между тремя кандидатами в президенты в 2017 году у избирателей было очень мало возможностей подумать о тех решениях, которые кандидат может принять, если столкнется с какой-то конкретной ситуацией. Например, если бы появился новый мега-проект, связанный с полезными ископаемыми, могли бы вы предсказать, какая будет позиция президента Баттулги и кто возьмет на себя разработку такого проекта, чем его позиция будет отличаться от позиции, которую мог бы занять М Энхболд или С.Ганбаатар? Могли бы вы предсказать, как MНП отреагирует на новый проект в отличие от ДП? Думаю, нет. Это означает, что, когда решения принимаются, они не объяснимы с точки зрения партийной платформы, в корне связаны с конфигурацией или политическими субъектами, а отсутствие прозрачности в политических и деловых связях между субъектами означает, что все решения становятся предметом спекуляции.
Будущее заговоров. Я все-таки склонен к заговорам?
На данный момент я боюсь, что теории заговора скорее станут более заметными в политическом дискурсе. Основной контрмерой для таких теорий было бы предоставление дополнительной информации и желание иметь и использовать больше информации для толкования или объяснения решений. Но нынешнее взаимное обвинение-коррупция-противостояние не сулит ничего хорошего и вряд ли увеличится количество доступной информации. Большая часть информации, вероятно, будет получена в результате народного антикоррупционного движения, но рост такого движения вполне может зависеть не только от наличия дополнительной информации, но и от заинтересованности общественности в том, чтобы основывать политические решения на достоверной информации, а не на слухах и спекуляциях.
Источник: blogs.ubc.ca
В сюжете: теория заговораМонголияполитика. коррупцияполитические партии