Продукт времени. Кем на самом деле был Юмжаагийн Цэдэнбал
Публицист Баабар посвятил свою книгу одному из самых неоднозначных лидеров Монголии.
Закончена книга “Юмжаагийн Цэдэнбал” из серии “Биографии исторических личностей”. До неё была издана книга “Хорлоогийн Чойбалсан”, где я попытался представить историю Монголии первой половины 20-го века, описав жизнь и деятельность Чойбалсана. Вторую половину 20-го века представляю через жизнь и деятельность Цэдэнбала. В этой статье я хочу познакомить читателей с аннотацией к данной книге.
В 1988 году Ю.Цэдэнбал со своей женой приехал в Улан-Батор, где пробыл около месяца. В 1984 году Советы отстранили его от должности и держали под домашним арестом в Москве. Верятно, такие меры были предприняты из опасений, что если Цэдэнбал окажется снова в Монголии, то сможет вновь встать во главе государства и тогда планы Советов окажутся под угрозой срыва. Прошло более года и угроза миновала, КГБ оставил Цэдэнбала в покое. Он теперь мог свободно приехать в Монголию, мог остаться, когда приезжал в 1988 году. Но решение вернуться было, вероятно, выбором его жены.
Со стороны нового монгольского государства и правительства не было негативнгых высказываний, давления или дискриминации в адрес Цэдэнбала. По требованию его жены, сбережения Цэдэнбала - 1 миллион 300 тысяч тугриков, которые хранились в банке, были выданы ему. Когда они приехали в Улан-Батор, их дом был опечатан, все вещи были в полной сохранности. Они взяли всё, что им было нужно и отправили в Москву. Дом, строительство которого велось в Москве, был почти завершён. Его не конфисковали у них, ведь он и так был собственностью государства.
В 1991 году, когда Цэдэнбал умер, его тело было привезено в Улан-Батор. Он был погребен на кладбище Алтан-Өлгий со всеми почестями, как и подобает крупному военному деятелю Монголии. Как человек, который на протяжении многих лет стоял во главе государства, Цэдэнбал был очень популярен среди народа и имел очень большое влияние. На его похороны пришло очень много народу, все искренне скорбели и плакали, что лишь подтверждает его популярность.
С 1986 года под влиянием советской перестройки народ Монголии начал просыпаться. Начали понемногу критиковать свои прошлые ошибки, говорить о совершенствовании социализма. Интеллигенция начала критиковать репрессии 1930-х годов, говорить о заблуждениях в истории и запрете некоторых национальных традиций и обычаев. Люди стали не только желать, но и требовать, чтобы раскрыли всю правду о тех событиях, которую на протяжении многих лет держали в тайне. Конечно, когда пришлось вновь пересмотреть историю, в первую очередь всплыло имя Цэдэнбала. Но об этом говорили только в определённом кругу, говорить открыто было запрещено режимом того времени.
И вот настал 1988 год, когда общественное сознание, которое постепенно готовилось к предстоящим событиям, вылилось наружу. К 1989 году уже стало ясно, что произойдёт раскол коммунистической системы, просуществовавшей более 70 лет. Это было подтверждением невозможности дальнейшего существования данной общественной системы в результате исторического отбора. Моноглия одной из первых вошла в ряды такой общественной системы. С одной стороны, кочевой монгольский народ достиг больших успехов в своем развитии, но с другой стороны Монголия заплатила за это очень большую цену и прошла через огромные трудности.
Революция 1990 года победила благодаря поддержке всего монгольского народа. Это было делом не только вновь созданных политических партий и движений. Эти события происходили с участием и при поддержке госруководства и руководства МНРП, в руках которой и была тогда сосредоточена власть. Ни у кого не возникало мыслей о подавлении новых партий и движений, хотя позже появились разговоры и слухи, опровергающие это. Наоборот, в то время все сотрудничали и понимали друг друга.
Среди руководства страны и партии того времени можно назвать таких людей, как Ж.Батмөнх, П.Очирбат, Ц.Намсрай, А.Жамсранжав, Д.Бямбасүрэн, Б.Чимэд, К.Зардыхан, П.Жасрай, Б.Даш-Ёндон, Л.Моломжамц, Ц.Гомбосүрэн. Демократическая революция была творением всего монгольского народа, реформой общества, проведённой с участием всех политических сил, как старых, так и новых. Поэтому и Политбюро полностью ушло в отставку, срочно были внесены изменения в старую Конституцию, без особого труда было достигнуто соглашение между всеми политическими партиями и движениями, впервые в истории Монголии были проведены демократические выборы и впервые в своей истории монгольский народ смог выбрать руководство в ходе свободных выборов. Впервые за последние 300 с лишним лет монголы смогли сами создать своё государство и стали проводить свою политику по своему усмотрению.
Когда начался переход от старого общества к новому, с совершенно другими убеждениями и взглядами, социально-экономической системой, время от времени раздавалась критика в адрес старого руководста страны, иногда она выходила за рамки дозволенного и принимала форму угрозы. И мишенью были не только Цэдэнбал и его окружение, но и Чойбалсан. Но революция 1990 года, совершённая монголами, прошла без единой капли крови, не было даже разбито ни одного окна, в то время как Чаушеску был казнён, Хоннекер сбежал за границу, Живкова арестовали, а путчисты, последнее руководство СССР, оказались за решёткой, некоторые даже совершили самоубийство. Когда бывший Генеральный секретарь ЦК МНРП, председатель президиума Великого Народного Хурала маршал МНР Юмжаагийн Цэдэнбал в 1991 году умер в чужой стране, родина его встретила и похоронила на высшем уровне.
Во время революции 1990 года МНРП приняла обвинительное постановление в отношении Цэдэнбала, согласно которому он был исключён из рядов партии и все его награды и ордена были объявлены недействительными. Кроме этого, было возбуждено “дело против лиц из близкого окружения” и передано прокуратуре. Но это можно понять с точки зрения того времени. Когда во всём мире происходили перемены и менялась господствовавшая на протяжении 70 лет общественная система, у политической партии, которая единолично стояла у власти, появилась необходимость срочно изменить принципы и линию своей политики. В то время происходила революция и менялась общественная ориентация, но МНРП по-прежнему сохраняла свое влияние и была ответственна перед обществом. Подтверждением этому является получение партией 80% мест в Великом Народном Хурале и 60% мест в Малом Народном Хурале в результате первых свободных выборов. В такой ситуации было правильным и необходимым возложить ответственность не только на старую систему, но и на политические силы и личности, руководившие ею.
Цэдэнбала можно обвинять во многих грехах: иностранный агент, виновен в репрессиях, в результате которых пострадало много невинных людей, виновен в незаконной растрате государственных средств, игнорировании национальных традиций и национальной гордости т.д. Но он был лишь продуктом общества того времени. Если бы не было Чойбалсана, то вместо него был бы кто-то другой. У Цэдэнбала такая же судьба. Конечно, он не был “выдающимся лидером” или “гением”, как воспевали его тогда лица из близкого окружения. Он был таким же простым монголом, печальная, грустная судьба которого сыграла с ним злую шутку. Во всяком случае, он не был подлецом и негодяем.
15-16-летний юноша, приехавший на учёбу из далёкой глуши, попал в поле зрения НКВД. В то время из-за коллективизации миллионы людей умирали с голоду. Монгольские учащиеся, которым кроме варёной капусты нечего было есть, с голоду кричали “мясо, мясо”, о чём позже Цэдэнбал вспоминал много раз. Впрочем, большинство из уехавших на учёбу детей вернулось обратно домой из-за “мяса”. Но Цэдэнбал смог преодолеть эти трудности. Это была такая общественная система, что если кого-то заарканить, то на всю жизнь. Поэтому на всю оставшуюся жизнь Цэдэнбал стал послушным исполнителем воли других. Это и вправду очень трагичная судьба. У него даже не было права выбрать свою спутницу жизни. Представители НКВД каждый раз отвергали его избранниц, и в конце концов женой Цэдэнбала стала подготовленная ими женщина. Он не знал семейного счастья. Он боялся своей жены, видел в ней спутницу, которая следит за ним, и если вокзникали кое-какие разногласия, он боялся, что за её спиной стоит её хозяин. Поэтому старался как можно меньше бывать у себя дома и часто задерживался на работе.
Представители НКВД Иванов и Важнов пристрастили его к алкоголю. Есть немало достоверных фактов, свидетельствующих об этом. Чем больше Цэдэнбал привыкал к алкоголю, тем сильнее зависел от своей жены, которая боролась с этой его привычкой. Плюс ко всему, у него появился склероз, он не понимал происходящего вокруг. Когда его жена, родившаяся в российской сельской глубинке, необразованная, начала проявлять характер, подобно старухе из сказки “О золотой рыбке”, когда она начала устанавливать своё господство в маленькой отсталой стране, остановить её не смогли даже люди из его окружения.
Согласно воспоминаниям кремлёвских поваров, они по заказу готовили для почётных зарубежных гостей. Когда приезжал Цэдэнбал, то он заказывал блюда из баранины, в основном мясо на косточках и ребрышки. Он любил есть мясо, держа его в руках и разрывая зубами. Ведь он же монгол, который вырос на мясных блюдах. Но его жена, не имеющая никого специального образования, откуда-то узнав про “холестерин”, запретила ему есть мясо и давала в основном капусту, сказав, что она понижает уровень холестерина. Мог ли человек быть счастливым, если ему всю жизнь запрещали есть то, что ему нравится? По словам шофёра, который работал у них, когда Цэдэнбал находился под домашним арестом в Москве, его жена даже не пускала его гулять, прятала его одежду. Ведь он был монголом, родившимся и выросшим в степях. Из-за отстуствия со стороны жены, которая никогда в жизни не работала, надлежащих заботы и ухода, некому было даже купать его. Иногда втайне от жены Цэдэнбала купал стриг ему ногти его шофер. Болезнь прогрессировала, Цэдэнбал не мог ориентироваться даже в собственной квартире. Двое детей и жена бросили его на произвол судьбы.
В 1984 году Советы отстранили Цэдэнбала от власти. В этом не принимал участия ни один монгол. Когда операция по отстранению была на стадии завершения, об этом известили Батмөнха, занимавшего вторую после Цэдэнбала должность в государстве, и Моломжамца. Не только известили, но оказывали давление и требовали. Те двое, в свою очередь, до смерти перепугались. Никто из монгольского руководства даже и думать не мог об отстранении Цэдэнбала. Дело не в том, что они хорошо относились к нему, а просто боялись иметь в голове подобные мысли. Все боялись той системы, которая все знала и следила даже за мыслями. Все мы были такими. В душе каждого глубоко хранились страшные события 1937-1938 годов. Быть начальником, с одной стороны, было очень хорошо, а с другой стороны, очень рискованно, ведь на кону могла оказаться вся жизнь. Вот такая была система.
Но на самом деле, Советы отстранили Цэдэнбала не из-за того, что он не мог дальше руководить страной, не из-за того, что у него был острый склероз и не из-за того. что его жена сходила с ума. Эти причины были второстепенными. В это время происходило сразу несколько крупных событий, среди которых война в Афганистане, польская “Солидарность”, сближение Китая и США, новая политика Рейгана, одна за другой смерти старых советских руководитиелей, китайское вторжение во Вьетнам, размещение в Восточной Европе американских ракет “Першинг”, программа “Звёздных войн”, политика “открытых дверей” Дэн Сяопина, новая идеология “Еврокоммунизма” европейксих компартий, отказавшихся от советской коммунистической идеологии, “предательство” президента Египта Садата, считавшегося главной опорой СССР в арабском мире, полное подавление резко активизировавшихся леворадикальных террористических организаций в странах Европы. В такой ситуации сильный Советский Союз оказался в одиночестве. После смерти Брежнева стало ясно, что, если СССР не изменит свою геополитику, то дальше держаться станет ещё труднее.
У СССР возникла необходимость немедленно помириться с Китаем и изменить “холодные” отношения, ухудшение которых привело к вооружённым столкновениям. Вторая по мощности держава в мире решила провести глубокие геополитические изменения. Первым делом они решили наладить отношения с Китаем. Вокруг Китая было размещено намного больше советских войск, чем дислоцирвано в Европе против сил НАТО. Главными барометрами советско-китайских отношений являлись Афганистан, Вьетнам и Монголия. Из них самым высоким показателем была Монголия, на территории которой были размещены советские войска численностью в 100 тысяч человек. В каждом движении Монголии, направленном против Китая, Пекин видел руку Кремля, и в этом тоже была доля правды. Цэдэнбал, с глубоким склерозом, любивший выпить, со старческим маразмом, не мог понять новую геополитику СССР, а если бы и понял, то сразу забыл бы. Его жена называла каждого, кто не понравился ей, “китайским агентом”. Именно в это период активизировались провокационные действия, направленные против Китая. Именно по этой причине Советы решили убрать Цэдэнбала. В свое время его выдвинул НКВД, а убрал КГБ.
В 1997 году по указу президента Монголии Цэдэнбал был реабилитирован, ему вернули все ордена, награды и звания. С этого момента Цэдэнбал начал превращаться в игрушку в руках людей, жаждущих политических и финансовых выгод.
Подобный печальный опыт в Монголии уже был: спустя много лет после смерти известного военного деятеля и полководца Монголии Д.Сүхбаатара, вдруг его стали “превозносить”, сделав политической картой в руках искателей выгоды.
Стали появляться фонды, школы, академии, общества, носящие имя Цэдэнбала, которые начали конкурировать и конфликтовать между собой. По примеру “Детского фонда” Филатовой, они стали ради денег выпускать множество фильмов, брошюр, газет и журналов, снимать разные передачи, полные фальшивой информации. Но среди определённого круга людей, особенно среди своих земляков, Цэдэнбал по-прежнему остается яркой и уважаемой личностью. Это обычное явление в свободном обществе. Но наряду с этим, всё чаще стали наблюдаться попытки использовать его имя как оружие против конкурирующей партии, он стал мишенью разных споров и конфликтов. В Монглию для участия в выборах даже привезли в качестве одного из кандидатов его сына, который не говорил по-монгольски. Он, стоя перед скотоводами, обращался к ним “дорогие араты”. Это является подтверждением того, что всё давно вышло за определенные рамки и превратилось в трагедию.
В центре Улан-Батора установили памятник Цэдэнбалу. В 1990 году здесь демонтировали памятник Сталину, который на протяжении многих лет стоял тут благодаря инициативе и желанию Цэдэнбала. Вместо него появился памятник великому учёному Б.Ринчину, известному своими националистическими взлядами, человеку, который больше всех конфликтовал с Цэдэнбалом. На стоящего почти по стойке смирно с книгой под мышкой Ринчина теперь смотрит сидящий в кресле Цэдэнбал.
Историю нельзя возвратить. Историю нельзя комментировать “если бы сделали так, то…” или «так вышло, потому что не так сделали». История остаётся историей. История является уроком, гордостью, трагедией для будущего. Эти уроки должны способствовать избранию правильного пути для дальнейшего развития, открыть глаза следующему поколению. Двя тысячелетия назад Цицерон сказал: “Если не знаешь свою историю, то найдётся тот, кто сочинит её для тебя”. Человек, выучивший искажённую историю, не может правильно представить себе своё будущее. Вот в этом и заключается вся значимость истории.
Самой большой заслугой Цэдэнбала перед своим народом является инициированная и организованная им Великая культурная революция.
До Цэдэнбала в жизни монголов-кочевников, прискакавших на своих конях из отсталого средневековья в 20-й век, не наблюдалось особых изменений. То, что они стали грамотными, у них появились элементтарные средства гигиены, то, что монголы стали здоровыми, стали понимать иностранные языки и говорить на них, стали цивилизованными и культурными - заслуга Цэдэнбала. Мальчик из глухой монгольской глубинки, приехав в СССР, не только получил образование, стал культурныи и цивилизованным человеком, но и, став образцом и примером для сотен тысяч молодых соотечественников, смог повести из за собой.
В сюжете: Ю.ЦэдэнбалМонголияСССРполитика