Газовый вопрос. Как здравый смысл России и экономическая выгода Китая могут решить проблему смога в Улан-Баторе
АРД представляет статью крупного специалиста по монголо-российским отношениям, экс-посла Монголии в России Л.Хангая.
Газ, несомненно, является самым экологически чистым видом топлива. Именно поэтому в развитых странах он играет очень важную роль в теплоснабжении и в обеспечении электроэнергией. Уделяют большое внимание увеличению потребления газа и соседи Монголии – Россия и Китай.
В России, в рамках программ развития регионов, в том числе Сибири и Дальнего Востока, в ближайшее время планируют обеспечить газом город Иркутск и Иркутскую область. Из интернет-источников можно узнать, что от Ковыктинского месторождения природного газа (запасы около 2 трлн куб.метров) в скором времени начнут строить газопровод до Иркутска, Ангарска и Саянска. Пишут также, что в строительстве данного газопровода, длина которого составит 600 километров, заинтересована принять участие и китайская компания CNPS.
В связи с этим хочется отметить, что в свое время серьезно обсуждался проект строительства газопровода от Ковыкты до Пекина через территорию Монголии. Данный проект разрабатывался еще в 2000 году компанией “Русиа Петролеум”, которая в то время владела лицензией на освоение Ковыктинского месторождения природного газа. Считалось, что в виду того, что газопровод по территории Монголии будут прокладывать вдоль трансмонгольской железной и автомобильной дороги и он большей частью пройдет по равнинным местам, его можно будет построить сравнительно дешево и в относительно короткие сроки.
Согласно этому проекту, часть газопровода длиной в 1050 километров, которая пройдет по территории Монголии, планировали построить за 3 года, а необходимые 8 компрессорных станций - в течение четырех лет. Проектная мощность газопровода должна была составлять 25 млрд куб. метров в год. Было подсчитано, что во время пика строительно- монтажных работ будут работать 3700 человек, а после ввода в строй должны постоянно работать 1354 человека. Согласно данным научно-технического центра ОАО “Газпром”, создание одного рабочего места в объектах сугубо газового назначения обуславливает появление 4-6 рабочих мест в смежных отраслях. Так что, если будет построен газопровод, то он окажет существенное влияние и на экономику Монголии в целом.
Немаловажен и тот факт, что если от Ковыкты по территории Монголии проложат газопровод до Пекина, то попутно будет решен вопрос обеспечения газом Бурятии (Россия) и Внутренной Монголии (Китай).
Известно, что Китай большое внимание уделяет борьбе со смогом. Для уменьшения смога в Пекине и на близлежащей территории в последнее время проделали очень большую работу. Так, например, совсем недавно 4 крупных ТЭЦ, употреблявших 9,2 млн тонн угля в год, перевели на газ. На это было потрачено 7,25 млн долларов США. В дальнейшем планируют все ТЭЦ, которые находятся в пригороде Пекина и работают на угле, перевести на газ. Для этого важно решить вопрос о надежном источнике газа. Наверное, рассматривают самые разные варианты, например, такие как добыча природного газа у себя, прокладка газопровода из соседних стран, покупка сжиженного газа в США и других странах и т.д.. Строительство же газопровода от Ковыктинского месторождения через Монголию, возможно, один из самых привлекательных вариантов.
Для осуществления проекта поставки сжиженного газа из Аляски в Китай, который был озвучен во время визита Президента США Д. Трампа в КНР в прошлом году, нужно будет построить трубопровод длиною в 800 километров от месторождения газа до порта, завод по производству сжиженного газа, приобрести морские суда для перевозки сжиженного газа и т.д.. Строительство газопровода “Россия-Турция” по дну Черного моря (так называемый “Турецкий поток”) обойдется в 6-7 млрд долларов США. Хочется отметить, что длина данного подводного газопровода приблизительно одинакова с длиной той части газопровода, которая пройдет по территории Монголии.
Исходя из вышесказанного, очень высока вероятность того, что строительство газопровода из Ковыкты в Пекин через территорию Монголии обойдется намного дешевле и будет завершено в относительно короткие сроки. Следует также учитывать тот факт, что из-за санкций в отношении России возникают определенные трудности в поставке газа на европейский рынок, а Китай стремится как можно быстрее расправиться со смогом Пекина и близлежащих районов. Строящийся газопровод “Сила Сибири” призван поставлять газ в страны тихоокеанского региона и северо-восточные провинции Китая. Значит, можно сделать вывод о том, что проект строительства газопровода через территорию Монголии интересен и России, и Китаю.
Банковско-финансовые структуры, такие как Азиатский банк инфраструктурного развития (уставный фонд 100 млрд долларов США), Азиатский банк развития (уставный фонд 55 млрд долларов США), китайский “Фонд Шелкового пути” (уставный фонд 40 млрд долларов США) призваны финансировать в первую очередь именно такие проекты.
Понятно, что строительство газопровода через территорию Монголии прежде всего зависит от двух соседей – России и Китая. Надо также иметь в виду и то, что поставщики и покупатели газа, мягко говоря, не очень стремятся прокладывать газопровод через территории третьих стран (например, транзит газа через территорию Украины постоянно порождает разные споры). Но, несмотря на это, руководство Монголии должно постояно ставить вопрос о строительстве такого газопровода перед своими соседями. Надеюсь, что монгольский президент во время поездки в Москву весной на инаугурацию президента РФ, совещания руководителей стран-членов ШОС и визитов в эти соседние страны, затронет вопрос о строительстве газопровода через территорию своей страны и обсудит его с руководителями России и Китая. Естественно, необходимо проводить обсуждения на уровне соответствующих органов, экспертов и аналитиков. Что касается меня, то я несколько раз встречался и обменивался мнениями по данному вопросу с представителями “Газпрома” и в Улан-Баторе, и в Москве. Встречался также и с представителями Государственного комитета КНР по делам развития и реформ. Выступал с докладами на международных форумах и научно-практических конференциях, поэтому имею определенные представления о данном вопросе.
Специалисты пишут, что для обеспечения потребностей только Иркутской области нужен газопровод диаметром в 700 мм, а если будут прокладывать газопровод далее через Монголию в Китай, то его диаметр должен быть минимум в 2 раза больше. Именно поэтому вопрос о строительстве газопровода через Монголию в Китай должен быть решен до начала строительства газопровода в Иркутск.
Если газопровод проложат по территории Монголии и мимо Улан-Батора, то, естественно, будут созданы предпосылки для комплексного решения вопроса ликвидации смога нашей столицы. Только, переводя на газ все ТЭЦ, котельные, юрты и жилые дома, а также городской транспорт, можно справиться со смогом монгольской столицы. Конечно, нужно будет создать соответствующую инфраструктуру распределения газа. Уверен, что с этим легко справится частный сектор.
Если газопровод пройдет по территории Монголии, то будет не только устранена проблема смога в Улан-Баторе, государство будет иметь постоянный (и немалый) доход от транзита газа. Надо также отметить, что проект строительства такого газопровода является неотъемлемой частью Программы создания экономического коридора Монголия-Россия-Китай, подписанной в июне 2016 года во время встречи руководителей трех стран в Ташкенте.