От привилегии ханов до "грузинского пролетарского": чай в Монголии всегда был не просто напитком
Культура монгольского народа многогранна.
Чай: Особенность монгольской нации
Хотя монголы не выращивают чай и не славятся на весь мир своей “чайной культурой”, их все же можно отнести к “чайным” народам. Чай в Монголии символизирует “образец угощения”. Побывав в любой точке Монголии, можно сразу понять, что чай является национальной культурой монгольского народа. Если в каждом российском художественном фильме обязательно есть фрагмент, где чокаются рюмками, то в работах объединения “Монголкино” обязательно присутствуют фрагменты, связанные с чаем. Монголы являются чайным народом.
Чай: Великая Монгольская империя
В “Сокровенном сказании монголов”, историческом литературном произведении об истории Великой Монгольской империи, ни разу не упоминается слово чай. Гийом де Рубрук, который в период 1253-1255 годов находился в Великой Монгольской империи, рапортовал французкому королю, что летом монголы пьют в основном кумыс, а зимой хярам, то есть смесь молока и воды. А исследователь Бүрэнтөгс в своей работе “Монгол идээн товчоо” пишет, что монгольские хааны завараивали и пили чай и “воину, который украл чай, грозила смертная казнь”. Этот “чай” вполне мог быть каким-нибудь растением, растущим на территории Монголии. И это было подтверждено в статье Б.Ринчина от 1972 года, в которой он рассказал о почти 70 видах растений, растущих в разных местах и употребляемых монголами.
Чай: Продавец и покупатель
Одним из основных источников дохода Империи Юань (1271-1368), основанной Хубилай ханом, был чай. Но не нашлось подтверждающих документов о том, что чай был в ходу на территории нынешней Монголии. Чай продавался вдоль Шёлкового пути, проходившео через Тибет. Чтоб защититься от набегов степных монголов, в целях обеспечения своих потребностей государство Мин (1368-1644), которое образовалось после падения Империи Юань, разрешило торговлю в одном из своих приграничных районах. Как отметил Д.Гонгор и другие монгольские и зарубежные исследователи, на рынке, на котором каждые четыре дня торговали монгольским лошадьми, торговля чаем была запрещена администрацией государства Мин, контролирующей торговлю этим товаром.
Чай: Культура, которая пришла вместе с религией
Монголы стали ежедневно употреблять чай со времён Тумэдского Алтан хана, пытавшегося посредством религиозного влияния, установив связь с тибетской религией, возродить Великую Монгольскую империю. Но монголам было предрешено принять наряду с верой и тибетский чай “манз”, который подавали монахам в тибетских ламаистских монастырях, и сделать его “образцом угощения”. Алтан хан (1507-1582) не один раз совершал набеги на приграничные земли государства Мин с целью поторговать. И благодаря ему в 1577 году, при посредничестве Далай ламы 3-го, в Хаалгане была разрешена торговля, включая и торговлю чаем. После этого в нескольких местах были открыты торговые пункты, но минские правители продолжали контролировать и ограничивать торговлю чаем. В историческом произведении Лувсанданзана “Алтан тобчоо”, написанном в середине 17-го века, есть следующие строки: “Благородная правительница (Мандухай цэцэн (1448-1526)) согласилась со словами брата, а слова Сатай доголана сочла неправильными и вылила ему на голову горячий чай”. Во всяком случае, в 16-м веке монголы не только пили чай, но и во время гнева выливали его на головы другим.
Чай: Экономика
С вхождением Монголии в состав Маньчжурского государства китайские торговцы увидели в степных кочевниках неплохой рынок сбыта. Чай, наряду с шелком, мукой и рисом, был очень популярным товаром в Монголии. Благодаря договору от 1728 года, заключённому между Царской Россией и Маньчжурией, торговля стала набирать обороты и одним из основных товаров, транспортируемым через территорию Монголии, стал чай. С этого момента монголы стали не только пить чай, но и использовали его как платежное средство. Кроме того, монгольские мужчины стали перевозить это платежное средство верблюжьими караванами, благодаря чему открыли для себя новый источник доходов. “Чайная дорога” просуществовала до 1925 года и, как отмечал русский путешественник Н.Пржевальский, в 1880-х годах монголы, перевозившие грузы по этому пути, заработали около 2 миллионов рублей.
Чай: Плохой, но с выигрышем
В 1929 году, когда Советы выгнали из Монголии все иностранные компании, остро встал вопрос о поставке чая, который монголы уже стали пить ежедневно. Таким образом, в страну стали поставлять в основном стебли грузинского чая, придавая им форму, напоминающую китайский прессованный чай. Народ, который привык к качественному китайскому чаю, не очень-то хорошо воспринял чай с изображением серпа и молота. Но маркетинговые хитрости вроде золотых колец и серег в чае, сделали свое дело и монголы стали привыкать к этому чаю.
Чай: Монгольская хозяйка
В одной детской песне поётся: “С чего начинается утро? С заварки чая”. Утренняя тишина в монгольской семье прерывается звуками перемешивания чая. Хозяйка брызгает готовым чаем в сторону неба, шепча при этом пожелания успеха во всех делах. После этой процедуры, вызывающую много споров в городе, где в последнее время стало много машин, она подаёт чай главе семьи. Если мужа нет дома, то она наливает чай в его пиалу, что также является выражением пожелания всего хорошего. Также хозяйка должна знать, кому первому из находящихся в доме людей подать пиалу с чаем. Это также является свидетельством того, что монгольская хозяйка является носителем национальных традиций и обычаев.
Чай: Особенности местности и сравнения
Так как обширные территории Монголии делятся на несколько природных зон, то и методы заварки чая в различных местах отличаются друг от друга. В западных провинциях пьют более солёный чай, а в восточных - в основном без соли. Эти отличия зависят от уровня содержания натрия в местной воде. После того как чай заварится, монголы добавляют в него молоко и ещё немного кипятят, постоянно перемешивая. Этот процесс называется “сүлэх”. А процесс добавления в чай ячменной муки, жаренной пщеницы, пенки, жира, курдюка, вяленого мяса называют “хийцлэх”. Также добавляют пельмени и получают любимый каждым монголом “банштай цай”. Вообще-то чай часто заменял монголам еду. Поэтому обеденный перерыв они называют “цайны цаг” или “чайный час”, а столовую - “цайны газар” или “чайное место”. С чаем повсеместно связывают уровень жизни.
Чай: Целитель
В монгольском языке есть выражение “цай холдох” или “чай отдалился”. Это означает скорее “физическую слабость”, чем голод или жажду. И сегодня монголы считают чай целительным напитком, который всегда под рукой. Монголы больше превозносят символическую сторону воздействия чая, чем физическую. Поэтому многие верят в лечебные свойства чая с семью пельменями, а иногда, отведав его, даже “выздоравливают”. Конечно, не за один раз, а употребляя его в течение 13 дней подряд. По крайней мере, многие в это верят. Все знают, что от болей в суставах и тканях помогает заварка от густо заваренного чая, которая накладывается в виде компресса на больное место. Для монголов чай не просто напиток, а целитель.
Чай: Традиции гостеприимства
Самым почётным угощением для гостей, конечно, является чай. Если гость приходит как раз тогда, когда готовят чай, это считается удачей и гость по традиции говорит: «Пусть ваш чай будет как меласса. А место, где я остановился, богатым». Готовить чай для гостя считается делом почётным. Но если в доме отсуствует хозяйка или дочь, то глава семьи чай для гостя не готовит. Вместо чая хозяин предлагает гостю кумыс или молочную водку, а гость должен понять уважительную причину этого. Когда хозяйка находится дома, то до тех пор пока гость не отведает свежеприготовленного чая, ему не подают алкогольных напитков. Как бы ни торопился гость, он должен подождать, когда чай будет готов и отведать его. Существует такое поверие, что если уехать, не отведав готовящегося на огне чая, то путешествие не будет удачным. Если хозяйка не приготовила для гостя свежего чая, то говорят “без чая и без лица” или “не дали даже прикоснуться к каемке пиалы”.
Чай: Монгольская хозяйка
Одним из обязательных умений любой монгольской хозяйки является умение приготовить чай. Когда мать учит свою дочь готовить чай, то она не только обучает её технологии приготовления, но и даёт понять через процесс приготовления чая, какое место должна занимать хозяйка в семье, и это является традиционной тонкой философией. Ошибочно видеть в процессе приготовления чая только процесс приготовления чая. Монгольской хозяйке выпадает обязанность защищать и беречь честь своей семьи. “Семья с вкусным чаем” – это оценка, данная не главе семьи, а хозяйке.
Чай: Переносный смысл
Банкет монголы называют “цайллага”, что означает “угощение чаем”. На банкетном столе, кроме чая, находятся конечно и другие угощения, но назвали банкет именно в честь чая. Среди всех видов чая особое место занимает “чай, приготовленный матерью”. Слово «чай» монголы всегда связывают с такими словами, как мать, хозяйка, жена. Поэтому неженатым мужчинам говорят: “Возьми себе человека для чая”. Также некоторые застенчивые молодые люди, когда делают предложение, вместо “будь моей женой” говорят “будь моим человеком для чая”. Для монголов чай и женщина являются понятиями, неразрывно связанными между собой.
Чай: Другое применение
Выше уже было сказано, что монголы в процессе приготовления чая кипятят его, и этим они отличаются от других народов. Прокипячённый чай они также используют в качестве стериализующего средства. Также применяют при обмывании новорождённого ребёнка. Возможно, монголы являются единственным народом, который использует чай в неприготовленном виде. Я не говорю о том, когда дарят друг другу чай. Когда сватают или просят руки невесты, то обязателььно приходят с чаем и хадагом. С одной стороны, это может показаться символическим выкупом за невесту, но с другой стороны, здесь чай играет роль “высшего образца угощений”. В некоторых местах есть такой обычай: когда забирают себе щенка, хозяевам дают чай. Это объясняется тем, что монголы считают собаку членом семьи. Также под голову покойного кладут плитку чая. При закладывании фундамента дома закапывают чай, который символизирует собой выкуп за участок земли. В священных местах чай используют как подношение.
Чай: Запреты
У монголов, в жизни которых чай играет важную роль, есть много запретов, связанных с ним. Чайную заварку не выбрасывают вместе с остальным мусором. Ее собирают и используют как наполнитель для подушек или подносят богу огня. На дне пиалы чай не должен оставаться. За завтраком чай необходимо выпивать полностью, иначе дела в этот день могут не пойти. Гость тоже должен выпить весь чай, поданый хозяйкой. Так как чай и чайные принадлежности всегда связаны с женщинами, существуют интересные традиции, связанные с ними. Например, в некоторых местах существует обычай “выдать за домбо” или “обнять домбо” /”домбо” – сосуд для чая/. Если женщина до 49 лет одинока, этот обычай дает ей полную половую и экономическую свободу.