С.Молор-Эрдэнэ: Монголы больше внимания уделяют тому, как выглядят, что является пережитком феодализма
Беседа с философом С.Молор-Эрдэнэ на тему общественной психологии и влияния на неё социальной среды. Разговор состоялся во время презентации его книги “Равные права, равные возможности”.
-В чём главная суть книги “Равные права, равные возможности”? Что, по-Вашему, должны узнать и осознать читатели?
-Любое человеческое общество имеет свои принципы и правила игры. И это называется Конституцией. У неё есть свой жизненный дух. Это свобода, равноправие и единство. Действующая Конституция Монголии ставит на первое место свободу, а равноправие вообще оставила без внимания. И наша задача – заново обсудить это недостающее равноправие, внести его в Конституцию, вынести на обсуждение общества и общественности. Причина в том, что свобода существует среди равноправных людей. А среди неравноправных людей даже говорить о свободе никакой возможности нет. Если между бедным и богатым, крупным и хрупким не бдует равноправия, богатый будет постоянно угнетать бедного, а крупный хрупкого. Равноправие бывает разных видов. Например, между родителями, друзьями, учителями, студентами, начальниками и служащими существует равноправие. Нельзя угнетать и оказывать давление на других с помощью своего служебного положения, происхождения или состояния.
-Вы сказали, что равноправие бывает разных видов. Какие из них больше остальных нарушаются в нашем обществе?
-Равноправие у нас нарушается везде. Можно сказать, что в нашем обществе равноправие вообще отстуствует. Высшая знать, которая существовала в феодальном обществе, должна остаться и забыться, но мы до сих пор по-прежнему говорим о ней. Это значит, что мы по-прежнему находимся в феодализме.
-Есть ли в таком случае возможность создать равноправие в монгольском обществе?
-Можно, отразив равноправие в Конституции. Равноправие надо более подробно отразить в Конституции, а тех, кто нарушил его, привлечь к ответственности. Ни на одном уровне приницип равноправия не действует. Например, в ВУЗах нарушаются права студентов. Если студенты выскажут всю правду о преподователе, их могут не допустить к экзаменам. И этот страх не дает им выразить свои мнения. В ВУЗах студенты не должны бояться преподователей. Студенты платят за свою учёбу, значит они равноправны. Если сегодня студент скажет преподавателю: “Ваша лекция прошла на низком уровне, прочтите сначала эту книгу”, то его учебе придет конец. Это является нарушением равноправия. Еще пример - человек, имеющий госнаграды, желает получить больше прав, чем остальные. Или родители требуют, чтобы их ребёнок учился в какой-нибудь определённой школе. Этим решением они делают выбор за своих детей. Между друзьями тоже часто бывают случаи нарушения равноправия. Если один из друзей не может встретиться с другими, то эти другие выражают свое недовольство и бросаются в его адрес разными словами. Человек должен иметь право сказать “нет”. Поэтому, чтобы создать условия для равноправия, важную роль будет играть не только Конституция, но и семейная, и школьная среда. Дети должны с малых лет учиться равноправию.
Вообще-то, дети в малом возрасте обладают хорошим чувством равноправия. С возрастом они становятся робкими и замкнутыми, что свидетельствует о том, что они начинают адаптироваться. В школьной среде ничьи права не должны ущемляться. Самым большим преступлением является проведение среди учащихся средних школ различных олимпиад. Это - нарушение равноправия детей. Темпы учёбы у всех детей разные, но зачастую эти особенности не учитываются. Преподователь выбирает 4-5 самых лучших учеников в классе и готовит их к олимпиаде, работает только с ними. Остальные дети остаются без внимания. Поэтому проведение одимпиад должно быть запрещено. Учеба – это не гонки. Учёба – это медленный процесс развития человеческого ума и сознания. К этому процессу нужно относиться с толерантностью.
-В последнее время люди стали смотреть на вещи больше с негативной точки зрения, нежели с позитивной. Как Вы думаете, с чем это связано? Как лично Вы исследуете общественную психологию?
-Общественная психология - именно та тема, на которую я пишу. Так как где-то нарушается равноправие, в обществе происходят конфликты и существуют недовольства. А равноправие нарушается постоянно. К примеру, кого-то не повысили в должности или кому-то не увеличили зарплату. В большинстве случаев, на том уровне, где принимаются решения, вместо образованных и профессионалов сидят люди, поднявшиеся наверх с помощью хитрых махинаций и мошенничества. Их главная цель - получить побольше прибыли. Вместо этих мошенников, наоборот, должны работать талантливые, образованные и способные люди.
-Наверное, современная общественная психология отличается от психологии предыдущего общества. Различаются ли между собой общественные психологии разных поколений?
-Общественная психология должна опираться на принципы. Во-первых, нельзя дискриминировать человека. Мы все одинаковые. В феодальном обществе одни находились выше других только потому, что одни являлись детьми богатых, господ или князей. Сегодня нет необходимости говорить об этом. Также нет необходимости в орденах и медалях.
Во-вторых, нельзя уравнивать всех людей, ведь у каждого человека имеется свой особый талант. В последнее время пытаются сделать людей одинаковыми – и на лицо, и телосложением. Почему человек не может быть таким, какой он есть, со своим лицом и телосложением? В-третьих, мысли людей нельзя подгонять под одну форму. Всякий раз окружающие удивляются, когда человек высказывает свою собственную мысль, имеет другое мнение или делает другой выбор. Это является тоже нарушением равноправия.
-В последнее время люди стали выражать свои эмоции и взгляды в социальной среде. Как социальная среда влияет на общественную психолгию?
-Так как наше общество похоже на феодальное, то влияние очень сильное. К примеру, в Монголии на тебя обратят внимание или признают только в том случае, если у тебя есть деньги и ты пользуешься дорогими вещами. Начиная с номера телефона. В других странах нет такого. Почему нельзя пользоваться телефоном с обычным номером? Хотя многие монголы имеют красивые автомобили и пользуются дорогими телефонами, в отношении психологии мы по-прежнему находимся в феодализме.
-Что бы Вы хотели сказать молодёжи, которая должна создавать цивилизованное общество, а не это мышление периода феодализма?
-Самое главное - нельзя быть фальшивым. Нужно быть самим собой. Надо много читать. Человек будет развиваться только тогда, когда будет читать много книг. Он не будет развиваться разговаривая, списывая или копируя.