Д.Баярхуу: Монголия проводит многоопорную внешнюю политику
Известный исследователь-международник и эксперт-политолог о внешней политике Монголии и перспективах ее дальнейшего развития.
- Прошла международная конференция, посвященная совершенствованию механизма принятия внешнеполитических решений. Как ставится этот вопрос во внешней политике Монголии?
- Это первая, затронувшая такую тему, международная конференция, прошедшая в Монголии. В ней приняли участие делегаты из таких стран как Афганистан, Бутан, Кыргызстан, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка и др. Мы обменялись своим опытом и обсудили вопросы, касающиеся принятия внешнеполитических решений.
Что касается Монголии, то мы говорили о том, на каком уровне находится механизм принятия внешнеполитических решений, о своих ошибках и успехах.
Внешняя политика Монголии смогла найти свой собственный образ. Она остается неизменной, несмотря на смену политических партий, правительств и президентов. Можно считать, что с 1990-х годов в результате усилий со стороны властей и МИД, направленных на усовершенствование внешней политики, мы смогли достичь своих целей. Это связано с тем, что внешняя политика правового государства так легко не меняется. Политическая власть меняется после выборов, но в курсе внешней политики нельзя делать резких изменений. И примером этому в определённых рамках может стать Монголия.
С глубокими переменами в общественной, политической и экономической жизни Монголии, произошедшими в 1990-х годах, наша внешняя политика каким-то образом смогла сформироваться и была узаконена. Внутренняя и внешняя обстановка того времени, изменение внешней обстановки нашли отражение во внешней политике Монголии. В 1994 году парламент Монголии принял Концепции внешней политики и национальной безопасности. После этого вновь созданные после выборов парламенты и правительства отражали эти документы в своей прогамме деятельности и реализовывали их.
Во внешней политике обязательно должны быть отражены некоторые особые события, происходящие во внешней среде и международных отношениях. Особенно внешняя политика должна соответствовать тенденциям мирового развития, эпохе глобализации и информационной технологии, а также быстроменяющемуся миру. В этих целях, по постановлению парламента от 2011 года, в две крупные концепции были внесены изменения. Сегодня наша внешняя политика развивается по правильному руслу.
В Концепции внешней политики указано, что Монголия будет проводить мирную, открытую, самостоятельную, многоопорную внешнюю политику. Это значит, что мы проводим независимую, многоопорную, активную, прагматичную внешнюю политику, а также придерживаемся политики неприсоединения. Поэтому согласно этой формулировке до сегодняшнего дня внешняя политика не претерпела резких изменений.
- Был сделан вывод, что реализация внешнеполитических документов Монголии находится на недостаточном уровне. Ваша позиция по этому поводу?
- В Концепции чётко сказано об обеспечении единства и преемственности внешней политики. А также о том, что центральный государственный административный орган, ответственный за вопросы внешних отношений, должен исполнять функции обеспечения проведения единой внешней политики, регулирования вопросов внешних отношений центральных, исполнительных и местных административных органов власти, контроля над ними. Вопрос, который Вы задали, касается организационных сторон. Проводить внешнюю политику одного окна является обыденным делом. В газете “Өдрийн сонин” публиковалась моя статья под названием “Дисциплина внешних отношений”. В ней затронута тема последовательного проведения внешней политики одного окна.
Посмотрим на Концепцию внешней политики. Там есть такое положение: “Главные задачи внешней политики Монголии - это поддержание дружеских отношений со всеми странами мира, развитие политических и экономических связей, а также сотрудничества в других сферах, укрепление своих позиций в мировом сообществе, укрепление независимости и суверенитета страны путём ускорения развития и прогресса. Приоритетной задачей внешней политики Монголии является обеспечение политическими и дипломатическими способами в рамках международного права безопасности и коренных интересов страны”.
Курс внешней политики Монголии определяет парламент. А обязанность его реализации возложена на правительство и МИД. Внешняя политика правового монгольского государства должна быть направлена на защиту репутации страны, укрепление её внешней среды, увеличение внешних партнёров, развитие с ними правильного сотрудничества, защиту интересов граждан на международной арене. Таким образом, для развития Монголии должны сформироваться благоприятные международные отношения и внешняя среда.
Нет такого, что внешнюю политику Монголии разрушили или привели в беспорядочное состояние. Внешняя политика одного окна означает иметь один рот, не отступать от сказанного, а главное - не отпугивать инострнных партнёров, инвестирующих в Монголию. Имеется в виду, если раз внесли в Монголию инвестиции и потратили на это средства, то ради того, чтобы инвестици были последовательными и плодотворными, необходимо проводить внешнюю политику одного окна и иметь один рот. Особо хочестя отметить дисциплину в экономике, торговле и инвестициях.
В политических отношениях пока нет случаев недопонимания. Поэтому к вопросам экономики, торговли и инвестиций правильно будет относиться одним голосом, через одно окно.
- Президент Монголии имеет право представлять свою страну на международной арене. Что подразумевается под словом “представлять”?
- Нужно пересмотреть Констиутцию и закон “О Президенте”. Сегодня в свою должность вступил пятый по счёту президент. Каждый из президентов Монголии принимал активное участие во внешнеполитической деятельности своей страны. Президент является одним большим субъектом, реализующим внешнюю политику. Если интересуетесь тем, что является главным рычагом, реализующим внешнюю политику президента, то ни один из наших президентов после своего избрания не приступал к своим обязанностям и не работал со словами “Я знаю внешнюю политику”. Да и условий для этого нет. Согласно Конституции, президент является главой Совета национальной безопасности. Членами Совета являются сам президент, председатель парламента и премьер-министр. Данный совет является постоянным, имеет своего штатного секретаря СНБ. Таких случаев, когда вопрос, касающийся внешней политики, обсуждался до окончательного решения Советом национальной безопасности, мало. Вопросы обсуждались парламентом и президентом, не ввносились в СНБ, правительство отчитывалась перед парламентом и получало поддержку. Не было такого случая, чтобы президент со своей стороны взял и всё разрушил.
- Если кто-то из членов парламента во время своей зарубежной поездки скажет что-нибудь затрагивающее интересы страны, повлияет ли это на внешние отношения?
- Посчитайте, сколько людей в Монголии принимают решения. 76 членов парламента плюс президент, правительство, премьер-министр, который принимает участие во внешнеполитической деятельности правительства, министр иностранных дел. Все они являются отдельными субъектами. Ещё можно назвать секретариат СНБ. Если 76 членов по отдельности участвуют в вопросах внешней политики и высказываются на счёт внешней политики, то понять это как позицию государства можно с двух сторон.
С тех пор, как Монголия выбрала парламентское правление и за 26 лет его реализации не было ни одного члена парламента, кто бы работал против внешней политики Монголии. Не было такого случая. Думаю, что в Монголии не было такого, чтобы разрушали внешнюю политику или делали безответственные заявления.
- Во время государственных визитов затрагивается вопрос дипломатического этикета и протокола. Например, в прошлом году в адрес дочери президента было направлено много критики за несоблюдение дипломатического этикета. Уделяет ли МИД этому вопросу внимание?
- Мы являемся страной с многолетней традицией дипломатического этикета. Но с другой стороны, он не является твёрдо установленной вещью. Мир меняется и отношения между государствами становятся гибкими. Внедряются новые технологии. Вслед за этим и государственный дипломатический протокол становится гибким, меняется.
Но наше государство всегда держит государственный дипломатический протокол в центре своего внимания. В МИД есть Департамент протокола. В Госрезиденции также работает Служба государственного протокола. Они работают взаимосвязанно. Поэтому я не думаю, что в государственном дипломатическом протоколе совершаются серьёзные ошибки. Могут быть некоторые мелкие промахи. Не надо делать из этого много шума. Монголия никогда не делала ошибок в государственном дипломатическом протоколе. Я не помню такого, чтоб совершались серьёзные ошибки.
- Что Вы скажете по поводу традиции и преемственности внешней политики?
- Внешняя политика Монголии сохранила характер преемственности. МИД реализует эту политику. Можно сказать, что до сегодняшнего дня проводилась внешняя политика сохранения преемственности, восполнения друг друга, всё большего её расширения последующими правительствами. Традиция преемственности никогда не прерывалась.
- Говорят, что потенциал кадров в МИДе снизился. Повлияли ли на это политические назначения?
-Я много лет проработал в дипломатической службе. Как человек, занимавший должность посла, скажу, что нет ни одной такой истории, чтобы после парламентских или президентских выборов была нарушена нормальная деятельность МИДа. Не знаю как в других министерствах. Почти нет таких случаев, когда деятели политических партий, их помощники или работники занимали должности начальников или замначальников департаментов или отделов в МИДе. МИД – это государственная спецслужба. Профессия международника является особой профессией. Быть специалистом по международным отношениям – это значит пройти через высокие критерии и отвечать высоким требованиям. Я не знаю такого случая, чтобы МИД нарушила их и оказывалась под политическим влиянием. В этом я могу защитить позиции МИДа. Когда я был сотрудником МИДа, я работал только с профессионалами. Я не помню, чтобы работал с непрофессиональными людьми.
- В последнее время стали вызывать много споров вопросы о назначении послов, представляющих Монголию за границей. Существуют ли установленные критерии для послов?
- Кажется, президент Х.Баттулга начинает ужесточать критерии для послов. Я считаю это правильным шагом. Хотя должность посла является политической должностью, она также требует профессиональных навыков. Я согласен с тем, что должен быть “назначен такой человек, который проработал на дипломатической службе с самой низшей ступени до верхней, прошёл закалку в “кухне” МИДа, имеющий знания о той стране, о двухсторонних отношениях и сотрудничестве, и находящийся в зрелом возрасте”. Хочу сказать, что это мнение также поддерживают наши дипломаты-ветераны.
Мне кажется, что наши политики считают должность посла лёгкой и она нравится им. Не должно быть такого понятия, как лёгкая и дешёвая должность. Должность посла – это трудная и тяжёлая работа. Нет необходимости соперничать между собой за эту должность. Это государственная спецслужба.
Ветераны нашего министерства с благодарностью приняли инициативу президента Х.Батулги об установлении возрастных критериев для послов. Я сам находился на дипломатической службе в Нью-Дели и Каире, там находятся одни из самых крупных дипломатических корпусов в мире. И я заметил, что послы, которые там работают, в основном люди старшего возраста, одного поколения. Где-то я прочитал, что их средний возраст составлял 62 года. Средний возраст послов РФ, работающих в зарубежных странах, составляет 62-63 года. Неданво президент В. Путин назначил послом одного дипломата, которому исполнилось 68 лет.
- Обсуждается проект закона о внешних отношениях. Что Вы скажете о необходимости такого закона?
- Разработка данного законопроекта, вероятно, связана с необходимостью проведения внешней политики одного окна. В законе о внешних отношениях должны быть охвачены все службы внешних отношений и сотрудничества остальных госминистерств. Или узаконят и укажут, наряду с активным участием во внешней политике и международных отношениях Монголии, сферу и ограничения проведения деятельности внешних отношений для местных органов власти и администрации аймаков. Я пока не видел законопроект. Но думаю, что он разрабатывается в этих целях.
- На что нужно обратить в дальнейшем внимание во внешней политике Монголии?
- У нас есть свои направления, которых мы придерживаемся. Они отражены в Концепции внешней политики. Но как их совершенствовать, зависит от наших товарищей, которые занимаются экономикой, торговлей и бизнесом.
Монголия проводит многоопорную внешнюю политику. Кроме этого, мы должны также проводить многоопорную внешнеэкономическую политику. И это, думаю, будет правильным. Если слишком зависеть от одного государства или развивать торгово-экономические связи, опираясь только на одну сторону, то это негативно повлияет на Концепции внешней политики и национальной безопасности.
Мы много лет говорили о последовательном проведении внешнеэкономических отношений. И сейчас говорим об этом. Особенно необходимо быть последовательным в торгово-экономической и инвестиционной сферах с соседними странами, вызывать у них доверие. Нужен творческий подход к делу, нужно создавать самим, быть инициативными и активными.
В сюжете: Монголиявнешняя политикаД.Баярхуу