Один шаг до бешенства. Почему Монголия не доросла до геополитических игр
Известный публицист Баабар считает, что инициативы монгольской власти по вхождению в ШОС напоминают советские времена, когда Монголия пыталась стать одной из республик СССР.
Недавно в Монголии с рабочим визитом побывал заместитель директора Федеральной службы военно-технического сотрудничества РФ Владимир Дрожжов. Он и госсекретарь министерства обороны Монголии полковник Х.Батбилэг подписали межправительственный протокол. Монголия получит российские танки Т-90А, бронемашины БТР-80 и БМП-2, зенитно-ракетный комплекс С-300 “Фаворит”, военный вертолёт РЛС и 12 многоцелевых исторебителей четвёртого поколения Су-27. Об этом было сказано в официальном заявлении российской стороны.
Зенитно-ракетный комплекс “Фаворит” может уничтожить любой вражеский летающий объект на высоте 75-200 км, при этом не сразу прямым попаданием, а следуя за ним. Истребитель четвёртого поколения Су-27, по оценке НАТО, является одним из немногих в мире, которые могут господствовать в небе во время воздушного боя. Танк Т-90А поступил на вооружение российской армии в 2004 году и является полностью автоматизированной современной техникой.
Ознакомившись с военными учениями монгольской армии, маршал Д.Устинов счёл, что она не соответствует требованиям, предъявляемым к умениям личного состава, технике и вооружению и военно-полевым учениям, что стало причиной начала переговоров об улучшении боеспособности монгольской армии. Это было 40 лет назад, в разгар холодной войны. По итогам переговоров, состоявшихся 6-го марта 1979 года в Улан-Баторе, Советский Союз решил поставить в Монголию технику и вооружение на общую сумму в 1 миллиард рублей. Таким образом, к сентябрю 1983 года было поставлено техники и вооружения на 731 миллион рублей. Только танков Т-54 было поставлено 400 единиц, их стоимость оценивалась в 237 миллионов рублей. Кроме этого, для стротиельства военных объектов и проведения учений дополнительно было израсходовано 343 млн рублей. Вся сумма превышала расходы, выделенные на строительство ГОК “Эрдэнэт” и целого города при комбинате с инфраструктурой. В те годы почти одна треть бюджета шла на военные расходы, что было сопоставимо с периодом 2-й Мировой войны. Монголия превратилась в одну из самых милитаризованных стран мира.
В рамках этих громких событий в СССР было обучено и подготовлено много военных специалистов. Но, несмотря на это, техники и вооружения, полученных из СССР, всё-таки было многовато для монголов. У монголов, у которых в общей сложности оказалось 800 танков, не хватало для них офицеров и специалистов. Маршал Д.Устинов, который в 1981 году ещё раз приехал в Монголию, узнав об этой ситуации, посоветовал: “Если не хватает людей, то можно призывать в армию женщин”. С окончанием холодной войны, когда Монголия выбрала путь политики нейтралитета, эти танки были законсервированы. Такая же участь постигла и находящиеся на вооружении истребители Миг-21.
Что будет сегодня делать миротворческая армия Монголии с этими прибывающими современными техникой и вооружением? Как объяснили, их будут использовать для защиты стратегических месторождений. Не знаю, есть ли ещё в мире такие государства, которые защищают свои рудники и шахты с помощью истребителей, танков и зенитно-ракетных комплексов.
Возможно, во время войны такое может быть. Если с таким вооружением Монголия хочет вступить в военные действия, то кроме территорий России, Китая и Казахстана нет других мест для нанесения удара. Это можно понять, просто взглянув на географическую карту. Возможно, мне возразят и скажут, что военную технику дают бесплатно. Тогда зачем? В каких целях? Сегодня мы не можем ничего сделать с теми законсервированными 800 танками.
Чтобы обслужить один современный самолёт, нужно несколько сотен человек и рабочие места для них. Военные специалисты говорят, что расходы на запчасти, техническое обслуживание и обороудование контроля над полётами превышают стоимость самого самолёта. Например, на сайте министертсва обороны РФ написано, что для обучения и подготовки экипажа для одного Су-27 в самой России расходуется от 4 до 7 миллионов долларов. На одну заправку такого тяжёлого бомбардировщика нужно 9 тонн топлива, а чтобы держать пилотов в нужной форме, необходимо в год проводить 100-120 вылетов. С НАТО что ли будем воевать в будущем? Если в целях защиты, то сегодня ни у одной страны мира нет технической возможности бомбардировать наши рудники и шахты, перелетев через обширные территории России и Китая. Если взять у одной стороны мощную военную технику, то другая сторона начинает ревновать. Это установленная традиция в сегодняшней военно-политической практике. Но, вероятно, у каждого есть свои мысли.
Приведу ещё один пример. Генеральный секретарь МНРП Ю.Цэдэнбал посчитал, что Монголия одна не сможет построить социализм, поэтому он решил, что страна должна войти в состав СССР. Заявление, написанное руками человека по имнеи Жамбалдорж, он передал маршалу Х.Чойбалсану и уговорил его получить разрешение у Сталина. Возможно, за этой инициативой стоял тот факт, что тогда руководитель Тувы Салчиг Тогоо был награждён орденом Ленина и получил звание генерала за заслуги в присоединении в 1944 году Тувы к СССР. Свидетель этих событий Ширэндэв позже говорил, что Сталин, ознакомившись с этой инициативой, ответил, что “Монголия - не Тыва, это историческая великая страна”.
В 1950 году, составив через своих близких лиц такое же прошение, он показал его Чойбалсану с целью надавить на него. Но тот возмутился, сказав: “Если такое случится, то больше не будет монгольской нации”. В 1953 году по случаю смерти Сталина вновь было составлено прошение и передано членам Политбюро на подпись. В это время защитника независимости страны Чойбалсана уже не было в живых. Поэтому они предположили, что никто им теперь мешать не будет. Из членов Политбюро только старый Бумцэнд не только не подписался под этим прошением, но и начал ругать других. Когда Цэдэнбал сам лично приехал в Москву и передал прошение, то услышал упреки из уст министра иностранных дел СССР В. Молотова. Тот сказал: “Вы слишком безответственны. Если Монголия присоединится к нам, то по всему миру начнут кричать о Советском империализме. Заберите обратно своё прошение”. На самом деле мировые державы-победители, согласно договорам, заключёнными в Каире, Тегеране, Ялте и Потсдаме, уже поделили мир на свои сферы влияния. Потомки Чингисхана не понимали, что, как бы этого ни желал СССР, он не мог присоединить к себе Монголию.
Позже, когда В. Молотов был уволен со всех своих высших должностей и даже исключён из партии и работал послом в Монголии, он говорил Ю.Цэдэнбалу: “Пока рано говорить о присоединении Монголии к СССР. Мы присоединили к себе Казахстан, но до сих пор не смогли полностью овладеть им. Хотя с вашей стороны не один раз выдвигали такое предложение, но время и условия для этого пока ещё не наступили”. Об этом говорил тогда и замминистра иностранных дел Ёндон, который пристутствовал во время этого разговора. Но во время работы послом Молотов требовал отдать огромные территории вдоль северных границ Монголии. Он даже набросился на министра иностранных дел Монголии С.Аварзэда, который был категорически против этого, со словами: “Вы раньше просили нас взять всю страну целиком. Почему вы отказываетесь отдать немного территории для дела укрепления социалистической системы?”
О вступлении Монголии в ШОС мир впервые узнал из уст министра иностранных дел КНР Ван И. Монголия в 1990 году объявила о своём новом внешенеполитическом курсе – это было объявление о том, какой внешней политики будет придерживаться в дальнейшем наша страна в утомлённом холодной войной мире.
Кроме того, что Монголия не будет вступать в военно-политические споры, будет развивать дружеские отношения со всеми странами мира, а также с двумя своими соседями, было объявлено и о развитии дружеских отношений с так называемыми третьими странами, с которыми не имеем общих границ. До сегодняшнего дня этот принцип не был нарушен ни одним из правительств и мы твёрдо следовали этой политике.
Но в чём тогда причина того, что в период, когда мир столкнулся с геополитическим кризисом, монголы вдруг решили присоединиться к одной из крупных группировок? На недавно прошедшем Экономическом форуме президент сказал, что будем активно сотрудничать с ШОС и поднимемся в этом деле на ступень выше сегодняшнего уровня. Отсюда распространилось такое мнение, будто президент сам лично толкает Монголию в ШОС. С другой стороны, у него нет таких прав и юридических возможностей, пусть он даже и стремится к этому. Как говорят, чукча не дурак, я знаю, что Х.Баттулга не может пойти на такой безрассудный шаг.
Столь внезапная инициатива берёт своё начала с визита главы правительства Монголии в Китай. Вероятно, на такой шаг подтолкнули слухи о льготных кредитах в миллиард долларов. Это около 8 процентов ВВП Монголии. Около месяца назад я написал статью “ШОС и Монголия”, где изложил возможные препятствия для вступления в эту организацю. Поэтому здесь я не буду повторяться. Также такие люди, как Ц.Гомбосүрэн, Ж.Чойнхор и Ц.Мөнх-Оргил, которые стояли у руля нашей внешней политики, чётко и понятно для каждого объяснили, почему они занимают противоположную позицию в этом вопросе.
Но, вероятно, есть немало таких “специалистов”, которые считают, что если не вступить в ШОС, то Монголии скоро придёт конец. Бывший министр иностранных дел Монголии Л.Эрдэнэчулуун говорил на одном из совещаний в МИД: “Понятно, что вступление в ШОС не принесёт нам никакой экономической выгоды. Но из-за демократии мы на протяжении многих лет подводили и теряли оказываемое нам доверие нашего близкого партнёра и великого соседа - России. Сегодня мы должны вступить в ШОС и возродить её доверие. Это является нашей геополитикой”. Со стороны МИДа через “специализированные” государственные организации, разные университеты, академии и институты проводятся “исследования” и их результаты распространяются в виде брошюр.
Специалисты хотя и признают, что со вступлением в ШОС экономической пользы будет не очень-то много, но все-таки поддерживают и превозносят такие стороны, как возможности расширения исследований в этом направлении, создание разных институтов и организаций, где будут проводиться эти исследования, командирование представителя в штаб-квартиру ШОС. Наверное, для них самих будут открыты новые должности.
Один из первых членов ШОС – Казахстан - дал разрешение США использовать два своих порта на берегу Каспийского моря в военных целях, из-за чего он начал кофликтовать с Россией. Если эти два государста начнут конфликтовать между собой внутри ШОС, то на чью сторону должны встать мы как страна-член этой организации? Под давлением со стороны России были распущены две американские военные базы в Узбекистане. Но новый президент Узбекистана, приехав в Вашингтон, заключил договор о возрождении американской военной байзы на своей родине. Кого мы будем поддерживать в этом случае? Если Индия и Пакистан начнут воевать между собой /они до сих пор обстреливают друг друга в Кашмире/, на чью сторону мы встанем? Станем миротворацами? Иран выразил желание вступить в ШОС. Если он начнёт воевать с Израилем или Саудовской Аравией, кому из них мы будем поставлять мясо?
Перечень международных договоров в рамках ШОС состоит из 51 пункта. Это является ответственностью и обязанностью стран-членов. Если хотите посмотреть в интернете, то все эти договоры можно найти, написав “Перечень международных договоров, подписанных в рамках Шанхайской организации сотрудничества”. Если мы признаем положения этих договоров, то нам следует внести немалые изменения в ныне действуюущую Конституцию страны. Знают ли монголы, что международные договора имеют большую силу, чем внутренние законы? Во всяком случае, этот вопрос находится в компетенции парламента.
В 1958 году, когда под нажимом В. Молотова Монголия была вынуждена подписать договор, по которому она отказывалась от своих северных приграничных территорий в пользу СССР, ответственный за этот вопрос С.Аварзэд спросил у председателя Великого народного хурала Ж.Самбуу, как быть. На что старый глава государства посоветовал следующее: “Сынок, самое главное - не делай того, за что тебя будут презирать следующие поколения”. Когда Ю.Цэдэнбал потребовал подписать договор, С.Аварзэд ответил: “Не могу, потому что я - монгол”.
Есть такая “международная организация” - Евразийский таможенный союз, с центром в Москве. Первыми её членами являются Россия, Беларусь и Казахстан. Позже к ним присоединились Кыргызстан и Армения. Бывший президент Украины Виктор Янукович, отказавшись от сближения с ЕС, решил активизироваться в Евразии, вследствие чего на Украине произошла революция и Янукович был вынужден бежать из страны и был объявлен вечным предателем. Человек, который получил известность благодаря сопротивлению членству в Евразии, получив поддержку народа, недавно смог встать у власти в Армении. Президент Беларусии А.Лукашенко, который начал сожалеть, что вступил Евразийский таможенный союз и который удивляется, что до изнемождения эксплуатируется русскими, начал ссориться с В.Путиным, называя его по имени. Тогда на официальном сайте этой организации появилась информация о том, что “Монголия ведёт переговоры о вступлении в Евразийский таможенный союз”. Это не новость. Это - инициатива человека, который тогда на протяжении короткого срока занимал должность замминистра МИД. Сегодня этот человек, кажется, создал нечто вроде общественного движения за вступление в ШОС и не перестаёт говорить о пользе этого вступления.
Недавно секретарь Совета национальной безопасности Монголии, уверенный в себе человек, называющий себя геополитиком, побывал в Москве, где провёл встречу с руководством СНБ РФ. Говорят, что он дал три обещания. Первое - Монголия вступит в СНГ. Второе - Монголия вступит в Организцию Договора о коллективной безопдасности. Третье - Монголия признает Крымский полуостров неотделимой частью РФ. Русские в шоке и требуют пояснений. Из всех 200 стран мира до сегодняшнего дня ни от кого они не получали такого сюрприза. Они радуются, но не верят своим ушам. Организация Договора о коллективной безопасности является союзом, созданным в 1992 году 9 государствами, бывшими республиками СССР. Но вскоре трое из них покинули организацию. Эту информацию передали шёпотом наши и российские ответственные лица. Думаю, они были трезвые. К тому же, секретарь СНБ является чиновником, в функции которого входят организационные вопросы встречи трёх лидеров, работа с бумагами и документами, а не раздача обещаний от имени государства.
Независимо от того, соответствует ли эта информация истине или нет, куда мы все-таки катимся? Есть такое выражение: «один шаг до бешенства». Но остался ли у нас этот один шаг?