Инвестиционная конкуренция Китая и Японии в Монголии
И Пекин, и Токио инвестируют в Монголию, соперничая между собой. Но полезна ли для Монголии конкуренция развития между Китаем и Японией?
Китай и Япония являются финансово двумя наиболее влиятельными странами, расположенными поблизости от Монголии. И Китай, и Япония имеют долгую историю торговли и инвестиций в Монголии.
Монголия называет Японию своим «третьим соседом». Этот термин впервые был применен в 1990 году – госсекретарь Джеймс А. Бейкер назвал Соединенные Штаты «третьим соседом» Монголии.
Затем Монголия разработала политику «третьего соседа» по расширению своих внешних связей за пределами Китая и России в таких странах, как Япония, США и европейские страны.
Япония торговала с Монголией с 13 века по Степной дороге и в настоящее время является третьим по величине источником импорта в Монголию, подчеркнула г-жа Йи Чень (Yiyi Chen) из Школы права и дипломатии Флетчера в Университете Тафтса.
Поскольку Монголия стала демократической страной в 1990 году, Япония последовательно оказывала помощь во время перехода к рыночной экономике.
Китай является одним из ближайших партнеров Монголии, эта страна традиционно является крупнейшим трейдером и инвестором Монголии. К июлю 2017 года Китай напрямую инвестировал в страну 4,1 млрд. долларов США, что составило 30 процентов всех иностранных инвестиций в Монголию.
Однако, поскольку Китай утверждает свое экономическое влияние в Монголии через инициативу «Пояс и путь», отношения между Токио и Пекином становятся все более сложными. С ростом Китая Япония ощутила настоятельную необходимость сбалансировать сложившуюся ситуацию и конкурировать с Китаем в регионе. Является конкуренция развития между Китаем и Японией полезной или вредной для Монголии? Такой вопрос задала г-жа Йи Чень. И как Монголия может поддерживать и расширять свои интересы в рамках этих сложных отношений?
Экономический коридор “Китай-Монголия-Россия”
С тех пор как четыре года назад Китай начал свое всестороннее стратегическое партнерство с Монголией, их партнерство расширило экономическое сотрудничество этих стран, приоритетное внимание уделялось природным ресурсам и инфраструктуре. Они также взяли на себя обязательство укреплять сотрудничество в области безопасности посредством расширения политического общения.
В 2014 году Си Цзиньпин впервые инициировал экономический коридор Китай-Монголия-Россия (CMREC) в рамках инициативы «Пояс и путь», направленной на развитие инфраструктуры и промышленных проектов по созданию зон свободной торговли и развитию экономического сотрудничества в трансграничных городах.
Некоторые из наиболее известных проектов включают в себя зону трансграничного экономического сотрудничества между Китаем и Монголией от Эренхота до Замын-Ууда и Северный железнодорожный коридор, который расширяет национальную железнодорожную сеть, которая соединит Монголию с Россией и Китаем.
Напротив, Япония начала реализовывать в Монголии проекты развития в конце 90-х и начале 2000-х годов. В 2003 году Монголия присоединилась к Программе Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), реализуемой Азиатским банком развития (АБР), в которой Япония является одной из двух крупнейших держав с правом голоса 15,6%.
До сих пор в Монголии насчитывается 301 проект АБР. Спустя всего год после того, как Китай объявил CMREC, премьер-министр Японии Синдзо Абэ подписал первое соглашение об экономическом партнерстве Японии (EPA) с Монголией в 2015 году.
Он пообещал снизить тарифы и предоставить дополнительные $ 330 млн. в виде займов с процентной ставкой 0,1% в год для строительства нового международного аэропорта в столице страны Улан-Баторе. Потенциально вдохновленный ЦАРЭС, CMREC Китая намерена конкурировать с ним, ориентируясь конкретно на развитие Монголии, а не ориентируясь на все страны Центральной Азии.
Китайско-японская конкуренция открытых дверей
Хотя Китай и Япония финансируют различные проекты, результаты этих проектов могут дополнять друг друга. Например, хотя Япония предоставила льготные кредиты на сумму 500 млн. долларов США для строительства нового аэропорта в Улан-Баторе, Экспортно-импортный банк Китая выделил 140 млн. долларов США на льготные кредиты для строительства автомагистрали, соединяющей аэропорт с городом.
Эти два проекта неразделимы — аэропорт без дороги, ведущей к нему, бесполезен, а дорога, ведущая в пустоту, бесполезна тоже. Вместе они повышают эффективность инфраструктуры страны.
Их конкуренция также предоставляет больше возможностей для Монголии. В 2016 году Монголия предложила Далай-ламе прочитать лекции по буддийскому учению людям. В то время страна переживала долговой кризис и просила крупный кредит у Китая, единственной страны, которая готова предоставить кредит с низкими процентными ставками. Чтобы запросить кредит, Монголия, которая издревле тесно связана с тибетским буддизмом, извинилась перед Китаем и обязалась не приглашать Далай-ламу снова. Этот инцидент продемонстрировал зависимость Монголии от Китая. Страна готова была отказаться от веры в поисках финансовой помощи.
Япония же может обеспечить определенное разнообразие партнерства и смягчить это давление. В то время как отношения между Монголией и Китаем были напряженными из-за инцидента с Далай-ламой, Япония смогла использовать свои ресурсы на финансовых платформах, чтобы помочь создать основу международной помощи, обеспечившую Монголии примерно 5,65 млрд. долларов США. Эти рамки поддерживаются Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Японией, Южной Кореей и Китаем для смягчения финансовых проблем, с которыми сталкивается Монголия. Во время политической напряженности Монголии помогла диверсификация источников кредита.
Дополнительные инвестиции Китая и Японии
Интересно отметить разницу между инвестиционной стратегией Китая и Японии. В то время как инвестиции Китая в Монголию осуществляются главным образом в прямом кредитовании между двумя странами или посредством нескольких новых многосторонних структур под руководством Китая, таких как Азиатский инвестиционный банк инфраструктуры (AIIB), в котором Китай имеет 26,6 процента голосов, Япония вносит вклад в многосторонние организации, которые создали более высокую репутацию с большим опытом, например Азиатский банк развития, Всемирный банк и Международный валютный фонд.
У каждого свои сильные и слабые стороны. Накопленный Китаем опыт в области финансирования и строительства инфраструктурных проектов и амбициозная инициатива «Пояс и путь» позволят Монголии более тесно взаимодействовать с Европой и остальной частью Азии и обеспечит доступ к морю через порты. Тем не менее, некоторым китайским инвестициям не хватает международного контроля. Некоторые из них тесно связаны с политическими задачами, как например в случае с визитом Далай-ламы в Монголию. В то же время, китайские инвестиции в крупные инфраструктурные проекты привели к значительным расходам Монголии в 2013 году, таким образом, способствовали резкому росту соотношения долга к ВВП с 2015 по 2016 год.
Японское финансирование поступает из более прозрачных источников, которые могут помочь диверсифицировать риски для страны-заемщика и, в свою очередь, предоставляют глобальную передачу знаний и техническую помощь, содействуя устойчивому развитию. Минус в том, что Япония установила более высокий порог для Монголии, у которой низкий кредитный рейтинг и чей госдолг достиг почти 100 процентов ВВП в прошлом году.
Для Монголии сейчас подходящее время для работы с Китаем, Японией и другими странами - «третьими соседями», например с Южной Кореей и Канадой, а также с международными финансовыми институтами для диверсификации экономики, зависящей от сырьевых материалов, а также для выбора тех проектов, которые могут обеспечить долгосрочные устойчивые выгоды, такие как инвестиции в человеческий капитал и развитие технологий. В этих трехсторонних отношениях каждая страна может предложить что-то, и Монголии необходимо создать свою собственную стратегию развития, основанную на ее национальных интересах, чтобы не попасть под влияние ее более сильных соседей.