Баабар: "Кто построил Улан-Батор? - Китайцы"
Интервью с известным публицистом Бат-Эрдэнийн Батбаяром об общественно-политических процессах, происходящих в Монголии.
- Отечественный журнал “ТОЙМ” /ОБЗОР/ выпустил свой 400-й номер. По сравнению с журналом «ЦОГ», который с 1944 года был выпущен лишь 329 раз, можно сказать, что “ТОЙМ” установил рекорд в этой области. Давайте начнём нашу беседу о воспоминаниях, связанных с основанием этого журнала.
- “ТОЙМ” был основан в стенах нашей компании. Как я помню, мы арендовали однокомнатную квартиру в микрорайоне “Голомт”, и там стали выпускать первые номера журнала. Первым главным редактором журнала ТОЙМ был Д.Батбаяр. К нему присоединились другие молодые люди, такие, как Артаньян, Гамп, Энхболд, Баатар, Жавхлан, Содбаатар, они и создали свою команду. Мы стремились у себя в стране выпустить журнал формата таких известных изданий, как TIME или The Newsweeк. Выпуски нашего журнала были запланированы, как и у этих крупных изданий - еженедельно. Каждую неделю выпускать журнал в таком формате и на таком маленьком рынке – это риск. Что касается дизайна, то мы тоже взяли идеи у крупных изданий. Например, рамка жёлтого цвета как у “National geographic” и красная, как у TIME. Но кто-то донёс про это. Нам позвонили из Интеллектуальной собственности и попросили убрать “красную рамку”, иначе это станет нарушением авторских прав. Пришлось ее убрать и изменить дизайн. Также нам сказали выбрать другой шрифт и пришлось убрать два опущенных кончика у буквы “Т”. Люди, которые работали над нашим дикзайном, вероятно, всё очень приблизили к дизайну TIME. Вообще-то люди, которые печатают книги, знают, что существует множество различных шрифтов. Но такие крупные издания, как TIME, делают всё по-новому и неповторимо. У нас пока нет такого человека, автора совершенно нового шрифта. В основном мы применяем шрифт, который предназначен для масс. Говорят, что логотип в виде буквы “L” для Лексуса сделали за 6 млн. долларов, хотя на вид он простой. Правда, главный вопрос заключается в авторстве.
- Как разрабатывалась политика публикаций журнала ТОЙМ? Насколько помню, форма и решения публикаций были в то время очень своеобразными и оригинальными.
- Политика публикаций также смахивает на TIME. Зарубежные и внутренние новости, главная статья номера, комментарии к ней, спорт и культура. Потом главным редактором журнала стала Мөнхцэцэг и мы стали совместно с газетой Нью-Йорк таймс выпускать перед наступлением нового года большой и толстый журнал “Эргэлтийн цаг” /Время поворота/, где давался обзор всего уходящего года.
В Монголии важно иметь свои школы, партии, неправительственные организации, телевидение и газеты.
- Всё более сужается рынок бумажных изданий и сокращаются возможности для выпуска журналов в привычном нам формате...
- В одно время с появлением интернета во всем мире наблюдался спад на рынке печатных изданий. Многие газеты стали закрываться. В мире общий оборот всех вместе взятых печатных изданий составляет 100 млрд. долларов. А оборот Аmazon и Google составляет 300 млрд. долларов каждой. Но в последнее время такая тенденция идет на спад. Наблюдается тенденция стабилизации рынка печатных газет и журналов. Журнал The Newsweeк, который сначала решили сделать только электронным, снова начали печатать. Думаю, что культура держать в руках реальную бумажную вещь и читать её ещё сохранилась.
- Наблюдается ли взрыв в области СМИ? Или это просто мыльный пузырь?
- Согласно моим подсчётам, у нас существует более 400 тысяч твиттер-адресов. А в фэйсбуке число аккаунтов достигло уже нескольких миллионов. Источником информации для большинства из них являются печатные издания. Это значит, что они используют материалы существующих сегодня нескольких газет. У нас пока нет полностью независимых и самостоятельных сайтов. Главным источником информации для всех сайтов являются печатные издания. Есть только один независимый и самостоятельтный сайт - “baabar.mn” . Все остальные списывают с газет. Материалы сайта “baabar.mn” тоже все списывают.
На самом деле, мы ещё не достигли уровня западных сайтов. Западные сайты сами находят источники и добывают информацию. Не как у нас, списывают и размещают. В этом мы очень отстали от них. Количество специалистов отрасли журналистики далеко перевалило за спрос самой отрасли. Также количество самих СМИ превышает спрос населения. У нас сегодня работает 430 телеканалов, мы входим в первую десятку в мире. Мы впереди Германии и Бразилии. Законом властям запрещено иметь собственные СМИ. Все они частные. Так как они делят между собой такой маленький рынок, ясно, что все они работают в убыток. Каждый сомон имеет своё телевидение. А в крупных сомонах даже 4-5 телеканалов. Если зайти на Univision или DDISH, то можно увидеть более 100 только монгольских каналов.
Несколько лет назад у нас издавалось 23 ежедневные газеты. Число FM-радиостанций достигло 40. Например, в Японии и Сингапуре FM-радиостанции подконтрольны мэрии городов. В одном определённом пространстве должна работать только одна FM-радиостанция. Тогда появляется необходимость в отборе. Если заметят нарушения, то сразу объявляют отборочный конкурс и право передают другому лицу. У нас нет такого регулирования. Поэтому множество FM-радиостанций мешают друг другу и устраивают толкучку на волнах. Так как они круглосучточно ставят песни, то это является лёгкой семейной деятельностью.
- Кажется, что у нас недостаточно чётко работает механизм регулирования такого большого количества СМИ?
- Вообще-то, с 1996 года у нас начали создавать независимые от государства регулирующие ведомства. Были созданы организации по регулированию информации и коммуникаций, энергетики и водных ресурсов. Они не должны быть подведомственны правительству. Вначале, когда они только начинали создаваться, задумывались, кто будет отвечать за них и решили, что они будут подведомственны премьер-министру. И такое положение не исправляют вот уже на протяжении 25 лет. И если кто-то хочет открыть новый канал, то должен спросить у премьер-министра. А тот “не даёт разрешение стороннику другой партии”. Хотя эта работа не имеет никакого отношения к властям. Вначале хотели создать некий механизм, подобный независимому Национальному совету при Национальном Общественном радио и телевидении, но со временем исказили основную суть вопроса.
Есть ещё один минус. Газеты и другие СМИ тоже являются общественными организациями. Согласно Конституции, граждане Монголии имеют право на свободное объединение. И министерство юстиции должно их просто регистрировать. Например, если родится ребёнок, не могут же отказать ему в регистрации из-за того, что он не миловидный. В 2000 году Ц.Нямдорж стал министром юстиции. В то время принимали решения вроде “за клевету на премьер-министра Н.Энхбаяра решено закрыть такую-то газету”.
- Можно ли считать это нормальным явлением, когда множество таких СМИ как-то выживают и еле существуют?
- Это один из результатов монгольского индивидуализма. Кочевники производят одинаковую продукцию: мясо, молоко, кожу, шерсть. У них нет другого производства. Например, я же ведь не буду менять своё молоко и мясо на ваше. Есть только одна тема для споров. Это пастбищный вопрос. Большая часть документов с начала 1700-х годов, хранящихся в госархиве – это докумены, касающиеся споров вокруг пастбищ.
Тогда сам товарообмен являлся очень важным. Причиной развития Китая, Египта, Индии и Европы является именно товарообмен, торговля. По территории этих государств текут крупные реки, способствовавшие процветанию торговли.
В Африке тоже есть крупные реки, но из-за того, что они прерываются во многих местах и не связаны между собой, а также из-за того, что на них встречается множество водопадов, там развитие торговли шло с большим трудом. Темп развития или отставания в развитии связан с самой природой.
Но для ведения кочевого животноводства требуется очень большая территория. Размер пастбища ограничивает поголовье скота. На этой территории испокон веков количество скота не превышало 20-30 миллионов голов. Также поголовье скота ограничивает количество населения. На этой территории число жителей не превышало 1 миллиона. Поэтому было много войн и вынужденных миграций. Известно множество миграций: гуннов, джудженей, тюрков, монголов. Самым последним примеров являются калмыки. Главная причина миграций – это пастбища.
Скотоводческие семьи, которые в регионе Хангая живут на расстоянии 20 км друг от друга, а в пустынной зоне оно составляет 50-60 км, должны иметь всё при себе. До недавнего времени в сельской местности почти все семьи имели свои формы для шитья обуви. Сами себе шили обувь. Если есть всё, то не возникнет необходимости просить у других. Всякая зависимость от чего-то почти исчезает. И в такой ситуации начинают соревноваться, кто будет лучше и выше других. Поэтому монголы наставляют своих детей “не быть ниже кого-то”. И мои, и ваши родители - все говорили так. Это означает: ”кто кого одолеет”.
Сегодня в нашей стране наблюдается такое явление, когда монголы стремятся получить какое-либо звание или ранг и стоят в очереди за ним. Это признак того, что мы ещё не избавились от такого мышления. Все становятся докторами наук. Это тоже признак такого мышления. Мы находимся впереди всех по числу студентов, докторов наук, профессоров на 10 тысяч человек. Как будто если не станешь доктором, то будешь стоять ниже других...
Если посмотреть на это с точки зрения разделения труда, то картина будет ещё хуже. За один год, с 1937 по 1938, монголы разрушили 6500 строений. Среди них не было ни одного дома, построенного самими монголами. С древних времён строительные работы считались работой для рабов и пленных. Поэтому у монголов физический труд назвывают “чёрной работой”. Пасти скот - белая работа, а построить дом – чёрная. По этой причине с давних времён в отношениях между кочевниками отсутствовало понятие экономики. Были только понятия престижа и репутации. Поэтому у нас количество политических партий превысило 30. А количество неправительственных организаций – 24 тысячи. Существует более 600 неправительственных организаций, защищающих реки, озёра и водные ресурсы. Общее количество рек и озёр в Монголии не достигает 600. Количество ВУЗов достигло 200, но теперь кажется снизилось до 100. В Анлии, где численность населения 60 миллионов, всего 88 ВУЗов.
Главной в экономике является выгода. Одно время у нас господствовали кочевническое хозяйство и социалистическая экономика, для которых выгода не имела никакого значения. И, согласно этой укоренённой традиции, монголы до сих пор на первое место ставят престиж и репутацию, а не выгоду. Такая же тенденция наблюдается и в бизнесе.
За исключением нескольких, почти все газеты бесполезны и неэффективны. Все FM-радиостанции также неэффективны. ВУЗы еле выживают и живут за счёт дотаций, получаемых от государства по количеству студентов. Самое важное, в Монголии должны быть свои ВУЗы, неправительственные организации, телевидение и газеты. Это является нашим образом жизни.
Всё это должно измениться. Монголы почти ничему не подвергались. Почему? Так как они были малочисленны, жили на огромной территории и имели много скота, они не подвергались голоду, природным катаклизмам и эпидемиям. Говорили, что когда люди, живущие с одной стороны горы, умерли из-за какой-то эпидемии, об этом узнали лишь год спустя, и то потому, что жившие с другой стороны горы кочевали в тех местах. А в городах все бы погибли поголовно. При землетрясении его жертвами становились максимум одна или две семьи. Поэтому монголы и не видели необходимости менять что-то. Необходимость перемен возникла лишь в 20-м веке. Образ жизни семьи, жившей 1960-х годах в период коллективизации, почти ничем не отличался от образа жизни семьи, жившей 500 лет назад.
Не было нужды в объединении. Объединялись ради войны и набегов. После захвата чужого, например нескольких фарфоровых изделий и свитков шёлка, необходимость вести войну на долгое время отпадала. Если же необходимость снова возникала, то вновь объединялись и нападали. Это связано с нашим бытом. Во-вторых, монголы способны адаптировться к любым условиям. Перепад летней и зимней температур составляет 100 градусов, а между днём и ночью - 20, климат в Монголии сухой и резкоконтинентальный. В других местах, чтобы защититься от холода, люди утепляют свои жилища. А монголы летом и осенью употребляют молочные продукты и пьют кумыс, тем самым готовят свой организм к зиме. Перед наступлением зимы, в холодные осенние дни они закаляют себя, окунаясь в прорубь. А весной состяние человека и скота становится одинаковым. Всё это дано нам от природы. С процессом урбанизации и переходом к оседлой жизни всё изменится и монголы должны адаптироваться к современным жизненным условиям. Самым главным является изменение образа мышления.
- Такая тенденция сохраняется в сельской местности, особенно в крупных сомонах и средних по размерам населённых пунктах?
- Я побывал во всех сомонах Монголии. В сомонах молодые люди живут на пенсию своих дедушек и бабушек. На главной улице стоят бильярдные столы и они целый день проводят за игрой. Другие играют в карты. В Улан-Баторе проживает 80 тысяч матерей-одиночек. Приблизительно такое же количество неженатых молодых людей живет в сомонах. Кто выйдет за них замуж. Женщины говорят, что лучше приобрести собачку, чем выходить за таких. У них нет другого пути – либо поступить на госслужбу, либо жить на деньги родителей. Они не хотят пасти скот и сидят без работы в центре сомона. Самый маленький сомон получает из бюджета 100 миллионов, а самый крупный - миллиард. Все эти деньги идут на зарплаты. Если бы действовал принцип рыночных отношений, то этих сомонов давно бы не было. Но они кормятся за счет государства. Так как их кормит государство, эти 80-90 тысяч безработных молодых людей по-прежнему продолжают бездельничать там и это им нравится. Раньше, несколько столетий назад, монголы пасли скот. Сегодня никто не хочет пасти скот. Однажды в аймаке Сэлэнгэ я предлагал местным 20 тысяч тугриков за погрузку мешка картошки на грузовик. Никто не двинулся с места. Там полно безработной молодёжи. У них такая белая работа – они два раза в четыре года отдают свои голоса на выборах. Они не намерены на глазах у родственников и знакомых заниматься чёрной работой.
Сегодня зарплаты, которые получают гастарбйтеры в Корее и на стройке в Монголии, почти одинаковы. Это связано с тем, что в Монголии ощущается дефицит чернорарбочих и поэтому желающим предлагают высокую зарплату. Компания, которая построила это здание, в котором мы находимся, предлагала 60-70 тысяч в день. Но желающих не нашлось. А те кто пришли, всё разворовали. Люди, которые осенью строили это здание, исчезли. По слухам, они уехали в Турцию, так как там кризис и они поехали за дешёвым товаром, чтобы потом перепродать его здесь.
Вообще, кто построил Улан-Батор? Китайцы. Сегодня уровень жизни в Китае вырос и не осталось желающих ехать сюда на заработки. Если и есть тут китайские рабочие, то они работают согласно договору со своей компанией и получают свою зарплату от своей же компании. Наоборот, теперь монголы стали уезжать в Китай на заработки.
В сюжете: СМИсвобода словапрессаМонголияскотоводы