Э.Бат-Уул: Х.Баттулга и У.Хүрэлсүх, перестаньте подражать Путину
Путинизм - феномен, чуждый для Монголии. Его внедрение грозит Стране Вечного Синего Неба потерей демократической государственности.
История Монголии 20-го века – это история пути, пройденного для обретения её независимости и укрепления. Этот путь неопрвержимо доказал, что национальная свобода Монголии будет основываться только на свободе и правах монголов. Это значит, что только тогда, когда будут полностью обеспечены свобода и права граждан, Монголия по-настоящему сможет быть независимой. В противном случае она превратится в игрушечное государство, формально имеющее статус независимого, о чём свидетельствует история.
История Монголия первых 18 лет 21-го века, особенно с периода заражения ресурсным проклятием, показывает, что для нее подходит “небольшой” госаппарат. Дело в том, что чем больше госвласть, тем жёстче становится политическая борьба за эту власть под влиянием внеших и внутренних сил. История предупреждает нас, что государству нельзя давать большую власть.
Вернёмся назад в историю
Начавшаяся в октябре 1911 года Синохайская революция за два месяца смогла достичь успеха и в результате, с падением Маньчжурской империи, монгольский и китайский народы объявили о приобретении свободы и своей независимости. И 29-го декабря, в один день, монголы объявили Богдо хана главой государства, а китайцы выбрали своего президента.
Тогда китайцы, одновременно с монголами получившие свободу, начали посягать на независимость Монголии, считая, что она является частью Китая. Мировые державы, опасаясь Китая, не признали независимость Монголии.
Даже не нашлось послов иностранных государств для встречи с тогдашними министром иностранных дел Монголии Чин ван Ханддоржем и премьер-министром сайн ноён хан Намнансурэном, все избегали их. Такое поочередно произошло в 1913 и 1914 годах в Петербурге, во время их визита по приглашению российской стороны. Они переодевшись, незаметно от русских, с наступлением темноты выходили из своих апартаментов и стучали в двери иностранных посольств. Никто так и не открыл им.
Даже российскакя держава, на которую так надеялись, выступила за предоставление Монголии автономии /автономия в составе Китая/ и кроме интереса превратить Монголию в буферную зону, защищающую от Китая, ничего больше не имела.
Таким образом, в июле 1915 года, в итоге переговоров между Монголией, Россией и Китаем, длившихся около года в Кяхте, было принято решение о предоставлении Монголии автономии в составе Китая.
Но 22-го ноября 1919 года, по указу президента Китая, статус автономии Монголии был отменён. В этом деле за обещанные вознаграждения немалую роль сыграли представители высшей монгольской аристократии, такие как Эрдэнэ ван Жамьяандорж, бэйс Сономдорж, бэйс Цэрэндорж, ачит ван Гончигдамба, бэйс Цогт-очир, ван Пунцагцэрэн. По их просьбе в Монголию вторглись гоминьдановские войска и началась операция по уничтожению автономии.
Среди остальных слоёв общества – князей, священнослужителей, аристократов, госчиновников и простого народа, которые стали свидетелями позорного уничтожения автономии, стали создаваться группировки сопротивления. В каждой из таких группировок, в свою очередь, создавались кружки. Целью этих кружков было выгнать китайцев и создать независимое государство во главе с Богдо ханом.
После неудачи во время революции 1911-го года члены этих кружков осознали, что в первую очередь, без поддержки какой-нибудь иностранной державы невозможно приобрести национальную независимость. Поэтому (каждый по своим каналам) стали обращаться к мировым державам с просьбой о помощи. Одни обращались к США, другие к Японии, правительству адмирала Колчака, советской власти и т.д. И только Советская власть отозвалась на просьбу монгольского народа поддержать их национально-освободительное движение.
Но поддержка со стороны Советской власти с самого начала была неустойчивой. Прчиной того, что Советская власть согласилась поддержать Народную революцию, было опасение, что территория Монголии может стать убежищем для белых. И подтверждением тому стало вторжение в Монголию войск барона Унгерна. За бароном Унгерном пришли Красные. Для оказания поддержки Красной армии была создана Народная армия во главе с Д.Сухэ-Батором.
В июле 1921-го года монгольские войска вместе с подразделениями Красной Армии вошли в столицу, было объявлено о победе Народной революции и о приобретении независимости. Но Советы, которые разгромили войска барона Унгерна и решили, что всё сделано, обратились к китайцам “....Советская власть хочет, что бы вы приняли Ургу и Кяхту”.
Во всяком случае, монголы, не забывшие горький опыт неудач во время революции 1911-го года, выбрали стратегию прочно зацепиться за Советскую власть, которая была их единственной надеждой. К счастью, интересы Советской власти, о которых позже Сталин сказал “...нужна с позиции военной стратегии...”, всё более подтверждались.
То, что выбор самих монголов был правильным, подтверждают такие исторические события, как принятие в 1924 году Конституции и объявление о создании Республики, всенародный референдум 1945 года и признание Китаем и другими крупными державами независимости, вступление в ООН в 1961 году, установление дипломатических отношений с более чем 150 странами к концу 80-х годов. Но за всё это Монголия заплатила очень дорого: запрещение свободы и прав монголов, принятие коммунистической идеологии для построения социализма, около 40 тысяч жертв репрессий, потеря и уничожение национальной культуры, традиций, наследия и т.д.
Чтобы хотя бы де-юре приобрести свою независимость, монгольские патриоты терпели всё. Подтверждением этому служат последние слова премьер-министра Монголии А.Амара перед смертной казнью, после того как его арестовали и увезли в Россию: “Почему меня – премьер-министра суверенного государства, обвиняют по закону другого государства...”, “...я не люблю красных и их власть”. Хотя созданная в ходе революции МНР де-юре была независимой страной, но де-факто она оставалась игрушечным государством.
Таким образом, мы осознали, что если не создадим демократическое государство и не обеспечим свободу, то мы и дальше будем оставаться игрушечным государством. В результате этого, в 1990 году и победила демократическая революция.
Главной причиной того, что демократическая революция 1990 года прошла мирным путём, является то, что все, начиная с пожилых людей, которые стояли у власти и заканчивая молодёжью, которая боролась на улице, были охвачены желанием по-настоящему приобреси и укрепить национальную свободу. Также у политиков, которые стояли по обе стороны линии борьбы, не было личных интересов, жадности к высоким должностям и материальному богатству.
Члены Политбюро во галве с Ж.Батмунхом и Д.Содномом знали, что будут обвинены как близкое окружение Ю.Цэдэнбала, но они не цеплялись за власть. Они ушли в отставку, чтобы не мешать процессу превращения Монголии в демократическое государство и приобретению национальной свободы.
Унаследовавшие от них госвласть президент П.Очирбат, премьер-министр Д.Бямбасурэн, “отец” новой Конституции Б.Чимид, министр иностранных дел Ц.Гомбосурэн, они были опорами судьбы Монголии в тяжелые времена переходного периода.
Монголы, которые были в глубоком кризисе и перешли на карточную систему после потери своего кормильца в лице СССР, воспряли духом, глядя на Бямбасурэна, который добивался проведения электричества во все сомоны страны, чтобы все жители страны могли смотреть телепередачи.
Молодые люди, представители демократических сил, смогли пресечь попытки созданного “революционного суда” под названием АТОЗ-а /Чрезвычайный Народный Совет/ расправиться с тогдашними руководителями партии и правительства, близким окружением Ю.Цэдэнбала.
Молодёжь придерживалась твёрдой позиции не применять насилие. Они были благодарны страшему поколению, которое сумело добиться независимости государства, будь оно игрушечным или каким-нибудь другим. Об этом подробно описано в книге Баабара “Не забывайте”. Также это является одной из причин того, что я был против уничтожнения МНРП.
13-го января 1992 года монголы приняли новую Конституцию и этим закрепили результаты демократической революции. Особо важной целью этой Конституции было закрепить свободу граждан, которая являлась иммунитетом национальной свободы.
Если повнимательнее взглянуть на текст Конституции, то можно заметить, что сперва были перечислены и установлены права и свободы граждан, и основной задачей государства является обеспечить их. В последующих разделах указано, какие струкутуру, организацию и полномочия должно иметь государство, которое будет обеспечивать права и свободу граждан. С новой демократической Конституцией монголы начали пользоваться своими правами и свободами, смогли возродить национальную свободу. Пусть и не всегда успешно, но монголы начали сами создавать своё государство. Государство перестало бояться кого-то, кроме самого народа, и начало по-настоящемму самостояельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.
Одним из особо ярких примеров этого является то, что спустя 800 лет высокие гости из Европы и Азии собрались в Монголии для участия в форуме АСЕМ или “Азия – Европа”. Во время мероприятиий, проходивших по случаю форума “Азия-Европа”, я сидел и думал: посмотрели бы на это наши тысячи патриотов во главе с чин ван Ханддоржем, сайн ноён Намнансурэном, Бодоо, Данзаном, Д.Сүхэ-Батором, премьер-министром А.Амаром, Генеральным секретарём МНРП Ж.Батмунхом, “отцом” Конституции Б.Чимидом, которых к сожалению нет в живых.
Получившие свободу монголы смогли возродить свои национальные культуру, обычаи и традиции, которые, кроме трёх состязаний мужей /эрийн гурван наадам/, были на грани исчезновения. Примером этому служит то, что Национальный праздник Наадам мы стали праздновать не только по случаю Народной революции, но и по случаю образования государств времён Гуннов и Чингис хана, всё шире распространяем традиционую религию. Это можно видеть и во взрыве, происходящием в рок, поп и хип-хоп культуре с намёком на традиционный образ монголов.
Но также правда и то, что с делом претворения в жизнь всех положений демократической Конституции “схалтурили”. К примеру, до сих не узаконено положение, согласно которому президенту, парламенту и правительству запрещается принимать решения против прав и свобод граждан. Одним из последствий этого является то, что в последнее время начали снова отбирать право на бизнес и собственность.
История заражения Монголии ресурсным проклятьем берёт своё начало с 2000-го года. Это был период, когда угольные месторождения во главе с Таван толгой начали подниматься в цене, несметные богатства месторождения Оюутолгой были установлены Фрийдландом и он получил право на использование от тогдашнего премьер-министра Н.Энхбаяра.
До этого монгольская демократия по развитию была самой успешной среди демократий стран переходного периода. Международные исследователи доказывали, что это было связано с тем, что не было ресурсного проклятья.
Это был период, когда австралийская BHP (Би Эйч Пи), которая имела лицензию на использование месторождения Таван толгой, ушла из Монголии, посчитав её невыгодной, а о месторождении Оюутолгой не было ни слуху, ни духу.
Когда горнорудная отрасль не имела такого значения, как сегодня, предпринмателей, которые занимались горнорудной деятельностью, другие бмзнесмены считали “дураками”. В то время глава корпорации “МАК” Б.Нямтайшир был никем, у него даже квартира находилась в залоге. Цогоо, к которому перешла лицензия на использование месторождения Таван толгой от австралийского BHP, также был никем и сидел в ожидании под дверями инвесторов в надежде что-то получить.
Тогда монголы на самом деле успешно развивали свою демократию. По исследованиям того времени, около 90 процентов граждан поддерживали демократические преобразования. Тогдашний кандидат в Президенты РФ Б.Ельцин выиграл выборы благодаря тому, что ставил в пример успехи демократии монголов-скотоводов и вдохновлял этим своих сограждан. Вот такими были мы, монголы.
В то время мы просили представителей бизнес-кругов выдвинуть кандидатуру в члены парламента. Но они отказывали со словами: “Бат-Уул, мы выбрали путь заниматься бизнесом, а политикой занимайтесь вы сами”. К примеру, так говорили тогда директор компании “Женко” Х.Баттулга, глава группы компанй “Фортун” Н.Батбаяр и многие другие мои соратники.
И вот, в один прекрасный день в Монголию пришло ресурсное проклятье. Богатства в недрах Монголии стали подниматься в цене. Австралийская BHP, которая оставила месторождение Таван толгой, начала кусать локти. А Фрийдланд, который открыл месторождение Оюу толгой, за короткий срок превратился в миллиардера.
Доходы бюджета Монголии стали расти с бешеной скоростью. Бюджет страны, который в 2000 году составлял 350 млрд. тугриков, достиг 18 триллионов. Государство выросло в 22 раза.
И монгольские предпринматели вдруг “воспряли ото сна” и совместно со своими внешними и внутренними партнёрами начали борьбу за установление контроля над государством, которое имело огромные природные запасы под землёй и трилллионы в казне.
Они стали втягивать в это дело политиков. Жадность политиков, которая до этого ограничивалась лишь “дойной коровой”, каким являлся ГОК Эрдэнэт, перестала иметь границы. Сегодня всё более ужесточается борьба за госвласть с целью использования её в личных целях.
Бизнесмены, которые нацелились в горнорудную отрасль и жадные политики заняли все высокие госдолжности. Они потеряли всякий стыд. Даже с трибуны парламента начали открыто говорить о том, кто сколько украл, кто украл больше, а кто меньше. И это в то время, когда экономика страны начинает катиться в сторону венесуэльского шока.
Сегодня спикер и члены парламента, президент, премьер-министр, министры, которые стали зависимы от материальной жадности, ещё не доросли до такого понятия, как Государство. С государственной трибуны или в зале больше не слышно голоса государственного человека. Но самое главное, они уничтожают национальную свободу, за которую монголы боролись на протяжении более ста лет.
Уже доказано, что ресурсное проклятье уничтожает традиции демократической государственности. Монголы оказались перед риском потерять демократическую государственность. И такой риск всё более возрастает с попыткой со стороны президента и его команды импортировать в Монголию идеи “путинизма” и создать партию “Единая Монголия”. Также этому способствуют “полевые учения” авторитаризма, проводимые со стороны премьер-министра.
Путинизм ещё правее центро-правых. Это когда под такими коренными правами с таким определениями, как национальный общественный и коллективный, создают свободу личности и из граждан делают винтики и гайки государства. Одним словом, из государства делают левиафана. Гражданина приковывают цепями к левиафану.
Тогда почему президент Х.Баттулга и премьер-министр У.Хурэлсух изо всех сил стремятся импортировать идеи путинизма, которые превращают государство в левиафана?
Россия является сложной многонациональной страной, там много различных культур и религий. Путинизм берёт своё начало от очень непростой цели, стремящийся к тенденции традиции авторитаризма, провести модернизацию в этой стране, как это делал Петр I. Возможно, России и нужен левиафиан.
Путинизм – это феномен только с русской особенностью. Он не подходит для Монголии.
Пусть пропутинский президент и премьер-министр лучше узнают историю своей страны, узнают, как Монголия добилась своей свободы.
Пусть знают, что Монголия - это совсем другое! Не надо подражать Путину!