Виды борьбы у монгольских народов
На протяжении своей истории предки современных монголоязычных этносов создавали различные виды единоборств, некоторые из которых дожили до наших дней и пользуются заслуженной популярностью.
Наибольшей известностью сегодня пользуется борьба бухэ-барилдан, разделяющаяся на несколько подвидов. Прежде всего это халхаский подвид, также называемый монгол бöх, следующий по распространенности подвид – южномонгольский. На третьем месте сегодня находится искусственно унифицированный бурятский подвид монгольской борьбы. Намного меньше распространены ойратская борьба буха ноолзон и исчезающие виды борьбы и рукопашного боя бурят. Особняком стоит вид рукопашного боя – практиковавшийся монгольскими ламами – баньди зодоон.
Халха-монгольский подвид борьбы является наиболее популярным видом спорта в Монголии, в последние годы он стал получать признание за пределами этой страны. Кроме Монголии теперь этот подвид практикуют в Агинском округе Забайкальского края РФ, а также в некоторых городах США. Отличительной особенностью монгол бöх является правило победы, по которому требуется заставить противника коснуться земли одной из трех зон – спины с головой, ноги выше колена с тазовой областью, рукой от локтя и выше. Касание земли ладонью или двумя ладонями в этом подвиде не считается поражением. В монгол бöх борцы используют особую форму, состоящую из трусов и куртки-дзодока, сшитых из сложенного в несколько слоев и простеганного специальным швом туучмал ширмэл шелка. В качестве спортивных званий используются титулы шонхор кречет (в юношеских соревнованиях), начин сокол, арслан лев, заан слон, аварга исполин, даян аварга – для многократных победителей национальных турниров. Во время выхода борцов и в случае победы спортсмены исполняют танец дэвэх, обычно неточно называемый в русском переводе «танцем орла» (на самом деле это «расправлять крылья», «взмывать ввысь»). В подвиде нет ограничений по весу борцов и времени схватки. Разрешается захватывать руками ноги противника и проводить тычки открытой ладонью в корпус, плечи и некоторые другие места.
Южномонгольский подвид или стиль отличается использованием старинного кожано-металлических дзодока и штанов, причем такие штаны закрывают только наружную часть ноги от сапога до пояса. Под кожаными штанами борцы носят шаровары. На шее у спортсменов находится ожерелье толщиной с канат, к которому крепятся цветные ленты. На районных соревнованиях все чаще дорогие защитные штаны из кожи и металла уступают место более дешевым образцам из тканей или войлока. В южном стиле поражением считается касание земли одной ладонью. Запрещаются действия руками «против ног» противника, действует принцип «руки против рук, ноги против ног». Борцы также исполняют ритуальный танец дэвэх, но заметно отличающийся от халхаского.
Унифицированный бурятский подвид, официально культивируемый в Республике Бурятия, признает аналогичное южномонгольскому правило победы/поражения при касании земли одной ладонью, но не ограничивает действия руками «против ног». При этом бурятский бухэ-барилдан не знает дзодоков; используется форма на основе традиционного облачения хоринских борцов: спортсмены борются с открытым торсом и особым способом обвязывают кушак, охватывающий не только пояс, но и ноги. С недавних пор стали культивировать дэвэх халхаского типа. Тычки открытой ладонью более жесткие, применяются намного чаще, чем в монгол бöх, нередко проводятся в лицо противника, что на многих местных и частных соревнованиях не считается грубым поведением. На официальных соревнованиях введены весовые категории и ограничения времени. В случае равенства сил судья объявляет «схватку на кушаках», которая обычно приводит к однозначному результату.
Ойратская борьба буха ноолзон «схватка быков» или «раздирание быка» относится к тем старинным видам, которые за победу считали бросок (или прижатие) противника на спину. В ойратском виде также нет дзодоков, но применяется кушак, как и у бурят. Ритуальный танец у ойратов заметно отличался от дэвэх. По некоторым описаниям борцы ступали походкой, не сгибая ног и широко размахивая руками.
В записях очевидцев бурятской борьбы в Куде (Западная Бурятия) прямо не описываются правила, но понятно, что простое касание земли и даже падение не считалось поражением. Допускались кулачные удары, что отмечается и для агинских бурят (юго-восточные хоринцы). В эхиритских и смешанных эхиритско-булагатских районах Западной Бурятии в качестве формы борцов на рубеже 19-20 веков использовались кожаные штаны, верхний край которых доходил почти до нижних ребер. Штаны перехватывались нешироким поясом. В Куде и в Аге борцы боролись босиком, как и ойраты, что отличало бурятско-ойратские стили от халхаского и южного, в которых борцы выходят в гутулах.
По свидетельству М.Н. Хангалова в относительно недавние времена западнобурятские борцы использовали высокие сапоги хэхэ годоhон, имевшие твердое утолщение на носке. Этнограф прямо указывает, что в прошлом существовали приемы ударов ногой, причем именно носком сапога наносили удары, приводившие к смертельному исходу. Данных о ритуальном танце борцов у бурят пока не обнаружено. Танец дэвэх буряты называют самнаха «танцевать как в ритуале цам».
На рубеже 1980-90-х годов в Бурятии объявила о себе школа боевых искусств хара моритон «черный всадник», адепты которой практиковали помимо боя различными видами оружия, также и рукопашный бой с применением ударов руками, ногами, головой. Основатель школы – выходец из Алари (район на средней Ангаре). По записям уроженцев этого района, в первой трети 20 века там продолжали практиковать кулачный бой, который уже был дифференцирован от борьбы. В тренировках мальчиков обучали умению «держать удар (в голову)». Удары кулаком наносятся строго по очереди, ставить блоки, уклоняться нельзя. К сожалению, сам бой не описан.
Приблизительно в одно время с выходом на широкую публику школы хара моритон в Монголии объявила о себе школа баньди зодоон «бой молодых послушников (монахов)». Судя по отрывочным описаниям очевидцев это типичный для китайских школ у-шу рукопашный бой. Впрочем, по другим, достаточно серьезным, версиям, этот вид своим происхождением связан не с у-шу, а с тибетскими боевыми искусствами.
В сюжете: борьба